Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Процессы и тенденции в современной информационной радиожурналистике на примере радиостанций «Эхо Москвы» и «Вести FM»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это стало происходить по тому, что радио вошло в рыночную остановку. И сохраниться в качестве средства массовой информации можно было, только переведя радио на профессиональные рельсы. Переход был очень тяжелый, сложный". А вот свидетельства еще одного учредителя радиостанции Я. Заусрского, декана факультета журналистики МГУ: «Наш факультет решил открыть собственное вещание. … Радио было названо… Читать ещё >

Процессы и тенденции в современной информационной радиожурналистике на примере радиостанций «Эхо Москвы» и «Вести FM» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные принципы новостного вещания радиостанции «Эхо Москвы»

Впервые «Радио-М» вышло в эфир в режиме пробного канала 22 августа 1990 г. с 18:57 до 21:00. Исходное название появилось благодаря Сергею Корзуну (главному редактору станции на тот момент), а с легкой руки ответственного секретаря журнала «Огонька» Александра Щербакова буква «М» («ЭМ») стала расшифровываться как «Эхо Москвы». Трижды в истории радиостанции менялось руководство: 1990;1992 г. — директор Михаил Розенблат, главный редактор Сергей Корзун; 1992;1996 г. — генеральный директор Юрий Федутинов; с 1996 г. — директор информационного канала Алексей Венедиктов, директор программного канала Сергей Бунтман.

С. Корзун и С. Бунтман, основатели радиостанции, в мае-июне 1990 г. задумывали концепцию принципиально новой для СССР разговорной радиостанции, построенной на принципах свободной журналистики, полного отсутствия пропаганды и «промывания мозгов». С. Корзун в одном из всвоих выступлений рассказывал о содании «Эха» следующее: «Дело в том, что первой школой ведущих на «Эхе Москвы» было авторское радио. … Это происходило достаточно просто: человек, который работал, скажем, учителем истории в школе, приходил и начинал сотрудничать с «Эхом». … Ему это нравилось, но это была боковая часть его деятельности.

Так работало большинство ведущих, вот тебе фрагмент эфира, зови своих гостей и мы знаем, что ты можешь говорить с ними интересно. Но на каком-то этапе это стало отягощать радиостанцию. Радиостанции, которые работали по авторскому принципу, стали одна за другой уходить из эфира.

Это стало происходить по тому, что радио вошло в рыночную остановку. И сохраниться в качестве средства массовой информации можно было, только переведя радио на профессиональные рельсы. Переход был очень тяжелый, сложный". А вот свидетельства еще одного учредителя радиостанции Я. Заусрского, декана факультета журналистики МГУ: «Наш факультет решил открыть собственное вещание. … Радио было названо „Эхо Москвы“. И стало первой независимой негосударственной вещательной компанией. „Эхо Москвы“ завоевало популярность благодаря выдающемуся, мужественному освещению штурма вильнюсовского телевидения советскими войсками 13 января 1991 г., а также противодействию путчу в августе того же года. И по сей день оно остается одной из лучших радиостанций в Москве». Судя по всему, нынешние «эховцы» тоже придают большое значение вильнюсовским событиям — на сайте подробно изложены эти события: «В ночь на 13 января 1991 г. С. Бунтман получил информацию от друзей в Вильнюсе о том, что советские войска начали в городе активные действия. Около 7-ми часов утра в редакции собрались С. Корзун, С. Бунтман и А. Венедиктов. Послушав немного государственное радио и удостоверившись в его стыдливом молчании, рабочее совещание разбудило директора М. Розенблата и попросило его включить передатчик раньше времени — в 10:00 (обычно радиостанция выходила в эфир с 19:00 до 23:00 — не хватало человеческих и технических ресурсов).

После этого С. Бунтман сел за пульт ведущего, а С. Корзун и А. Венедиктов отправились по городу разыскивать информацию (случайно или нет, в связи с выселением агентства «Интерфакс» с Пятницкой улицы, оно передавать информацию в этот день не могло). Эфир продолжался до 23:00 и дополнительно 14 января утром. Информацию по телефону в прямом эфире из здания парламента Литвы передавал внештатный корреспондент Лазарь Шестаков, снаружи — внештатный корреспондент Павел Ильяшенко. Освещение событий в Литве было первым серьезным информационным крещением радиостанции, которая после этого стала широко известна в узком слое московской интеллигенции" .

Закончить главу об истории радиостанции хотелось бы двумя отрывками из книги М. Ганапольского «Кисло-сладкая журналистика»: «Когда открылось «Эхо Москвы», это было подобно разорвавшейся бомбе. И понятно почему, в стране появилась радиостанция, в эфире которой впервые сидели обычные люди, которые каждую минуту принимали звонки. Это было так же революционно, как, собственно, революционной была эпоха Михаила Горбачева, во времена которого и появилась радиостанция.

Вот что можно найти по этому поводу на сайте «Карта СМИ. Рынок масс-медиа сегодня»: «Радиостанция „Эхо Москвы“ — информационно-разговорная радиостанция. „Эхо Москвы“ ориентировано на новостное вещание, основные программы — новости политики и культуры, обзоры прессы, беседы с гостями, интерактивное общение со слушателями, авторские программы на различную тематику». Однако это описание сухое и протокольное, чтобы составить более четкое и объемное представление, надо выяснить для себя несколько моментов, и один из них — это репутация радиостанции. Получается как у Венедиктова в одном из интервью: «Начнем с того, что у нас есть репутация.

В Госдепе даже шутка такая ходит: «Когда в Москву раньше приезжал гослидер, у него было 3 точки посещения: Кремль, Мавзолей, Большой театр. Теперь мавзолей заменило «Эхо Москвы». Радиостанция принимала в гости или транслировала интервью с Михаилом Саакашвили, Биллом Клинтоном, Курманбеком Бакиевым, Именитые гости радиостанции не всегда имеют отношения к политике: «Я вела передачи с Лайзой Минелли, Анни Жирардо, и они называли меня запросто, Ксения! Или такое событие: на радиостанцию приехал Роберт Де Ниро, за которым журналисты охотятся, на интервью к которому записываются за годы» (из интервью Ксении Лариной). Следующая глава будет посвящена экзистенциальному значению репутации «Эха», а в этой главе я предлагаю разобраться в том, почему радиостанция пользуется хорошей репутацией, обозначив принципы ее работы.

Несколько слов о том, какова эта репутация. Болотова Людмила Демьяновна, доцент кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ, дала такую характеристику радиостанции: «Эфир «Эха» представляет собой насыщенное информационное поле актуальных, разнообразных по тематике и сверхоперативных сообщений.

Традиционно сильная сторона радиостанции — злободневная серьезная аналитика. В аналитических программах не только обсуждаются самые важные вопросы современной жизни, в них представлен весь спектр авторитетных взглядов и мнений по тем или иным проблемам. … Широта проблематики радиопередач, отражение различных взглядов на происходящие события, возможность свободно высказать свое мнение для любого радиослушателя, внимание к самым болезненным, ключевым моментам современной действительности — все это позволяет говорить о том, что радиостанция «Эхо Москвы» на деле выполняет функции общественного радио, которого реально в нашей стране не существует". Можно привести следующие статистические данные, отражающие общественное мнение о радиостанции «Эхо Москвы» :

  • 1. Исходя из данных «Статистика поиска Google: динамика популярности запроса «Эхо Москвы» (см. Приложение 1), можно сделать вывод, что станция пользуется доверием слушателей и аудитории в общем, поскольку пик популярности приходится на те периоды, когда в стране происходили драматические события, то есть тогда, когда людям нужна информация. И в такие моменты «Эхо Москвы» очень востребовано — даже у тех, кто не является постоянным слушателем радиостанции.
  • 2. Более очевидные сведения о доверии слушателей «Эху» предоставляет Фонд «Общественное мнение» в сводке «Радиостанции: рейтинг доверия» (см. Приложение 2).
  • 3. Важно заметить, какое место заняло «Эхо Москвы» среди своих конкурентов — других информационно-разговорных станций столицы.
  • 4. Для этого нужно обратиться к динамике популярности запросов «Эхо Москвы» и «Маяк», предоставленной сервисом «Статистика поиска Google» (см. Приложение 3). Безусловно, радиостанция «Маяк» — не единственный конкурент «Эха», но интернет запросы «Сити FM» и даже «Русская служба Би-Би-Си» настолько малы, что в сопоставлении с «Маяком» и «Эхом» сводятся к нулю. Из приведенного графика видно, что «Эхо» прочно заняло одну из ведущих позиций в своем сегменте и стабильно вызывает интерес среди пользователей Интернета.

Я уже говорила, что «Эхо» признано интеллигенцией и высоко ею ценится. В таких условиях можно заболеть звездной болезнью — но у «эховцев» есть своеобразная вакцина от самовлюбленности: «Меня тревожит одно: прошло 15 лет, а до сих пор почему-то считается, что «Эхо Москвы» — это что-то новое. Но то, что было затеяно на радиостанции «Эхо Москвы» в 1990 году, не было ни для профессии, ни для радио и в целом для масс-медиа чем-то новым. Это было просто возвращением к смыслу профессии, к смыслу функции средств массовой информации: сначала — информировать, комментарий — потом» , — рассуждает Сергей Бунтман. «Мы профессиональное, но банальное радио» , — считает Алексей Венедиктов.

Суть этих изречений в том, что на «Эхе» основная задача — рассказать своей аудитории, что происходит, зачастую объяснить, привлечь к обсуждению главных действующих лиц событий, дать высказать свое мнение. Примеров можно привести множество, вот один из них.

В своей книге Матвей Ганапольский рассказывает о событиях Норд-Оста: «Итак, заложники сидели в зале, и у многих из них были мобильники. Они тайно звонили из зала своим родным, что придавало ситуации еще большую трагичность. Среди заложников оказалась одна из сотрудниц „Эха Москвы“, которая пошла посмотреть это популярное шоу. Она регулярно звонила нам, описывая ситуацию». Эта сотрудница не могла сделать иначе — не звонить на родную радиостанцию под боком у террористов противоречило бы одному из основных правил «эховцев» .

Сергей Корзун высказал такое мнение о радио в одном из своих выступлений: «Помимо самой информации должны быть представлены все значимые точки зрения. Точнее, не все значимые, а все существующие. Показать взгляд на событие или поступок политического деятеля и справа, и слева, и маргинальные точки зрения в обществе. У нас даже была одно время рубрика — потом мы отказались от нее как от рубрики, потому что это стало одним из главных принципов нашей радиостанции — «Трибуна для меньшинства» .

Среди гостей радиостанции были Борис Немцов, Евгения Альбац (редактор журнала «The New Times»), Валерия Новодворская, Виктор Шендерович (известный либерал), Гарри Каспаров (представитель оппозиции), Владимир Гусинский («опальный» олигарх), Ремчуков Константин (главный редактор и директор «Независимой газеты»), Анатолий Чубайс и другие. Единственное табу, наложенное главным редактором, — не давать эфир фашистам.

Правда, это априори делает востребованность радиостанции шаткой и неустойчивой: «Эхо» нужно до тех пор, пока меньшинство страдает он невозможности высказаться, а если такие деятели как Новодворская или Немцов с легкостью допускались к разговорам с массами, то и в «Эхе» отпала бы всякая надобность. Однако такое вряд ли произойдет скоро, а пока из этого простого, но редкостного принципа «трибуны меньшинства» вытекает 2 немаловажных обстоятельства:

  • 1. Радио играет роль свободного СМИ, одного из немногих в нашей стране: «Очень профессионален в своей деятельности Алексей Венедиктов. Он представляет карманную оппозицию, которая всех устраивает. Из Кремля всегда можно показать пальцем и сказать, что у нас все в порядке со свободой слова, вот есть же „Новая газета“, „Эхо Москвы“ … Человек блестяще справляется со своей ролью оппозиционера, получая при этом все необходимые награды» (Н. Мейнерт).
  • 2. Предоставляя свободную информацию и палитру мнений, журналисты «Эха» помогают своим слушателям делать осознанный выбор, «воспитывают свободных людей» (С. Корзун). «Как только ты начинаешь копать, тут же у проблемы появляется объем. Наша задача — показать не только слушателям, но и людям, которые принимают решения: „Вас дурят, там есть второй пласт, третий“. Мы усложняем решение проблемы. Это и есть влияние» (А. Венедиктов).

Другой важной особенностью радиостанции считается свобода каждого отдельного журналиста и коллектива в целом. Антон Орехъ на одном из круглых столов, посвященных журналистике, в МГУ произнес такую фразу: «…я за десять лет не показал своему руководству — по просьбе руководства — ни одного материала. Мой главный редактор узнает о том, что я скажу на ту или иную тему, включив приемник или прочитав комментарий на нашем сайте». Во многом такое положение вещей объясняется редакционной политикой: «Редко бывает, когда чиновники и гости, не обязательно чиновники, кстати, даже больше не чиновники, высокохудожественные артистические натуры жалуются, что журналист не так задал вопрос, не тот вопрос, он хотел говорить о другом, нельзя ли другого журналиста. Это нормальная работа. Потому что если гость доволен журналистом, значит, журналист что-то не так сделал, с моей точки зрения. Ну и что? Это нормальный, рабочий момент. Но вот если гость говорит: или я, или этот журналист, то я всегда выбираю журналиста» , — признается Алексей Венедиктов. С таким подходом эховским журналистам живется вполне вольготно, когда их начальник не требует полного отчета и предоставляет свободы действий.

Из такого положения вытекают следующее:

  • 1. Внутри коллектива создаются все условия для честного освещения событий, высказывания своего мнения без лукавства: «Эхо Москвы» — это такой странный организм, куда ты приходишь по любви. Ну, а если приходишь по любви, то не будешь врать. У нас как-то так получилось — может быть, это положенная Корзуном и продолженная Венедиктовым верная манера демократического управления коллективом, начиная от вечно открытой двери Венедиктова — но ты абсолютно свободен. Знаете, мы просто много лет вместе… Все, кто работают на «Эхе Москвы», не лгут. Есть такой критерий порядочности, от которого никогда никто не отступал" , — считает Матвей Ганапольский.
  • 2. Свобода слова иногда обращается в свободу выражения своего отношения нецензурной бранью. Причем этим пороком страдают в основном эфиры Венедиктова и Ганапольского. В связи с этим особенно странно слышать следующие слова из уст Матвея Ганапольского: «Отрицательно отношусь к грубости в эфире. Ее не должно быть. Тот, кто грубит в эфире, должен немедленно из эфира уйти и больше не появляться. За грубость в эфире нужно бить розгами в кабинете главного редактора. Но! Я давно не верю в сказку про „дорогих радиослушателей“. Среди них немало таких, которые сидят дома, не желают разбираться в том, что происходит в России, хотят откусить кусок яблока ради того, чтобы откусить, но не съесть, желают американскому народу скорейшей гибели и одновременно краха собственной стране. Почему я должен любить этих радиослушателей? Этим людям я объясняю, кто они такие. Это плохо, то, что происходит иногда в моем эфире, я очень сожалею об этом» .

В книге «Кисло-сладкая журналистика» упоминается еще один принцип — обязательного обновления программ, свежесть и новизна. Тэто позволяет аудитории не скучать, а ведущему развиваться, менять сферу деятельности.

Подведем итоги. Принципы работы радиостанции «Эхо Москвы» :

  • а) Свободная информация.
  • б) Честность.
  • в) Использование любой возможности дать информацию о значимом событии.
  • г) Предоставление права голоса оппозиционерам, недовольным властью и другим фигурам, которые редко появляются на ТВ, наравне с самыми значимыми гостями страны: Билл Клинтон, Роберт де Ниро и многие другие.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой