История отечественной журналистики ХХ века тесно связана не только с социально-политической историей нашей страны, но и с историей отечественной науки, культуры, литературы и других видов искусства, а также с историей развития средств массовой информации (в том числе телевидения, радиовещания, информационных агентств, Интернета) и книгоиздания. Семьдесят с лишним лет советской власти наложили неизгладимый отпечаток не только на структуру средств массовой информации, но и на содержательное наполнение и формы подачи журналистских материалов, в значительной степени носивших узко идеологический и агитационно-пропагандистский характер.
При этом политическая борьба, ведшаяся между представителями различных социальных групп и идейных течений на протяжении всего ХХ века, привела к возникновению в эту эпоху таких своеобразных явлений в журналистике, как журналистика белого движения в годы гражданской войны и «коллаборационистов» в Великую Отечественную войну, журналистика русской эмиграции трех волн культурного и политического «андеграунда» 1950−1980;х гг.
В отличие от учебных курсов советского времени, современный курс истории журналистики должен учитывать все многообразие идейно-политических и стилевых тенденций отечественной журналистики ХХ столетия, не впадая в крайность преуменьшения значимости «официальной» (или «лояльной») журналистики советского периода, но и не ограничиваясь исключительно ею. Лишь комплексное рассмотрение всего наследия ХХ века в области средств массовой информации способно дать объективное представление об отечественной журналистике ХХ века, что является необходимым условием для подготовки компетентных и высокопрофессиональных журналистских кадров. При этом основная логика построения курса базируется на хронологическом подходе, что отвечает не только традициям преподавания данного курса, но и требованиям Государственного образовательного стандарта.
В это время активно развивается общественно-политическое направление в отечественной журналистике.
Цель данного исследования — анализировать общественно-политическую журналистику на примере программ Владимира Владимирович Познера.
Объект исследования — отечественная журналистика.
Предмет исследования — журналистская практика В. В. Познера.
Задачи исследования:
— рассмотреть пражурналистские явления;
— изучить становление и развитие журналистики в России;
— охарактеризовать общественно-политическое направление в журналистике 20 века;
— анализировать биографические справки В. В. Познера;
— анализировать программу «Времена» В. В. Познера;
— анализировать программу «Познер» В. В. Познера.
В ходе исследования использовались теоретические методы (конспектирование, цитирование, анализ и синтез литературы по теме исследования, изучение телевизионных программ по данному направлению).
Данное исследование представлено в виде курсовой работы, включающей введение, главу 1 «Развитие отечественной журналистики», главу 2 «Общественно-политическая журналистская практика В.В. Познера», заключение, список литературы, состоящий из библиографического описания 14 источников.
ГЛАВА 1. Развитие отечественной журналистики
1.1. Пражурналистские явления
Потребность в обмене информацией между людьми возникла еще в глубокой древности. Особенно она усилилась после изобретения письменности — могущественного средства общения на дальние расстояния (считается, что письменный текст появился в различных странах за 8 — 6 тысячелетий до н. э.). Обращение к новому типу общения — знаковому письму, связанное с нарастанием сложности в экономических и политических отношениях родоплеменных сообществ, усилилось в период формирования государственности, когда надо было фиксировать товары, налоги, учетные и обменные операции 1.
С образованием государства развиваются устные формы распространения информации, огромную роль играют ораторы, воздействующие на мнение и поведение слушателей 2.
О пражурналистских явлениях древности ныне напоминают слова «форум» (площадь в Риме), «трибуна» (выборная должность, а затем место произнесения речи), «вече» (собрание у славян, от старославянского веет — совет), и следы этих явлений можно найти в названиях или частях названий газет — «трибун», «курьер», «почта» и т. д. К примеру, в кратком справочнике «Зарубежная печать», изданном в 1986 г., можно найти 19 газет, в названиях которых есть слово «трибуна». Газеты «Трибуна» издаются в Гондурасе, Чехии и т. д. 3
Но в чрезвычайно больших государствах древности устные формы распространения све дений, актуальные сообщения были малоэффективны и потому всегда шел поиск лучших способов письменного информирования. Античная Греция заимствовала алфавит у финикийцев — торгового народа древнего Средиземноморья. Финикийские купцы передали и опыт монументальной пропаганды: на каменных стелах высекались рассказы о делах правителей, на металле гравировались своды законов. Персидский царь Дарий, как сообщает Геродот, начиная поход в Грецию, поставил «два столба из белого камня, из коих на одном ассирийскими, а на другом эллинскими буквами вырезаны были имена всех народов, коих вел он с собою, а вел он всех, над коими властвовал» 1.
Уже с образованием государства стали писать на покрытых гипсом досках, которые вывешивались на видных местах, использовались папирусные свитки, а также специально обработанная кожа животных — пергамент, названный в честь города Пергама в Малой Азии, где его впервые начали изготовлять во II веке до н. э. 2
В Древнем Риме для передачи оперативных сведений и новостей использовались стены общественных зданий, которые покрывались белой краской; на площади около дома верховного жреца выставлялись специально обработанные белые прочные доски: на них писали о правительственных распоряжениях, важных государственных новостях, о благоприятных и неблагоприятных днях, об итогах гаданий по полету птиц и т. д. 3. Далее эти дощатые щиты — таблицы — складывались в архив.
Античная культура вплотную подошла к созданию института журналистики, т. е. регулярного оповещения всего населения о повседневных событиях 4. Но стены и камни, появившиеся папирусные свитки и дорогостоящий пергамент — это были лишь протогазеты, пражурналистские явления, то есть первичные формы обмена информацией (слишком узкий круг читателей и ограниченность распространения «изданий»). На рубеже I и II веков новой эры переживает расцвет римская сатира (Ювенал, Марциал, Лукиан). В раннем Средневековье (V — X века н. э.) на сознание и поведение воздействует нравоучительные трактаты и проповеди.
Развитие производства, рост товарооборота требовали оперативной передачи новостей, и в крупных городах создаются информационные бюро. Одно из первых было создано в 1530 г. в Венеции, откуда, как уже отмечалось, и пошло в обиход название «газета» 1. «В XVI столетии на венецианском риальто ря дом с лавочкой менялы и золотых дел мастера мы находим особое торговое осведомительное бюро, цель которого заключается в том, чтобы собирать политические и торговые известия, сведения об ушедших и пришедших кораблях, о ценах на товары, о безопасности дорог, а также о политических событиях и продавать их в копиях заинтересованным лицам. Мало того, образуется даже особый цех „scrittori d`avise“ (переписчики новостей), которые вскоре появляются в Риме под названием novellanti или gazettanti». Подобные бюро создаются и в других европейских городах 2.
Но только с изобретением Гутенбергом печатного станка стало возможным обеспечить оперативность передачи информации и давать ее населению в необходимом объеме 3.
Таким образом, журналистская практика существовала еще с древних времен и имела разнообразные формы. С развитием экономики и промышленности государств эти формы все более совершенствовались и перерастали в современные формы журналистики.
Рассмотрим подробнее развитие истории журналистики в Российской Федерации.