Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Древний Китай: учение о пяти первоэлементах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В поэме I тысячелетия до н. э. «Наньшань» сообщается о герое, который «поднял целину, болота осушил, межи провел». Дождь благодатный, снега пелена Напоили почву, так свежа она, Так мягка, и соки льются через край. В книге песен «Ши Цзин» (II—I тысячелетие до н.э.) в стихах излагается земледельческий календарь: Приводится восторженное четверостишье, посвященное почве: Мы в третий лунный месяц… Читать ещё >

Древний Китай: учение о пяти первоэлементах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отражением идеи единства почвы, влаги, огня, леса и плуга явилось учение древних китайцев о пяти «первоэлементах" — воде, огне, дереве, металле и земле («чоу»), из которых возникает все многообразие мира. (Хрестоматия по истории Древнего Востока, 1963, с. 439).

Человек рано познал особенности почв, климата и ландшафтов предгорных территорий, которые явились первыми зачатками семи установленных Н. И. Вавиловым (1932) центров мирового земледелия. Из предгорий оно перешло в долины рек с их плодородными аллювиальными почвами.

Видный английский археолог Г. Чайлд подчеркивает роль «длинных пойм», которые содействовали «диффузии земледельческих культур» (1956, с. 357). Кроме того, имело значение высокое плодородие пойменных почв, их лучший водный режим, возможность сочетать земледелие с рыбным промыслом. Такие связи, по археологическим данным, прослеживаются в Древнем Египте (Maspero, 1894), странах Двуречья (Maspcro, 1873), Индии (Щетенко, 1968) и Средней Азии (Бартольд, 1914).

Знание пойменных почв, да, собственно, и всего пойменного ландшафта, явилось предпосылкой для перехода к орошаемому земледелию. Правда, первоначально оно зародилось в предгорьях в местах разливов мелких ручьев, которые люди постепенно научились регулировать, но там оно неизбежно имело карликовый характер.

В Восточном Китае находится древнейший очаг земледелия. По словам В. И. Вернадского, «в Китае сложившееся поколениями интенсивное земледелие… в довольно стационарной форме существовало в государстве более 4000 лет» (1977, с. 305). Истории китайского земледелия посвящены фундаментальные работы знаменитого русского синолога прошлого века Н. А. Бичурина, 14 лет прожившего в Пекине и в совершенстве знавшего китайский язык.

Он писал, что еще задолго до нашей эры в Китае было накоплено много сведений по земледелию, и правительство, «руководствуясь ежегодными наблюдениями полевых работ, назначало народу время пахания, средства удобрения, способы посева и уборки». Еще в XXIII в. до н. э. после большого наводнения началось «осушение земель, улучшение, разделение их на части».

Князь Юй (II в. до н. э.) «при обсушивании болот тщательно замечал почвенные пласты»; он «разделил земли по качествам почвы и местоположения на три разряда: добрые, средние и худые» (Бичурин, 1841, с. 370, 377).

В XIV—XII вв. до н. э. уже существовали в Китае особые «гадания о земледелии», в которых вопрошалось, как обрабатывать, «мотыжить» почву?

В книге песен «Ши Цзин» (II—I тысячелетие до н.э.) в стихах излагается земледельческий календарь:

Мы в третий лунный месяц чиним сохи.

Мы начинаем пахоту в четвертый.

Обед на пашню юга носят жены, дети -;

И радуется бог полей.

В поэме I тысячелетия до н. э. «Наньшань» сообщается о герое, который «поднял целину, болота осушил, межи провел».

Приводится восторженное четверостишье, посвященное почве:

Дождь благодатный, снега пелена Напоили почву, так свежа она, Так мягка, и соки льются через край.

Вот хлебов обильный вышел урожай.

(Хрестоматия…, 1963, с. 425, 432),.

К этим достопамятным временам восходят китайские поговорки о почве — о том, что «она родит десять тысяч вещей»; «есть почва — есть и богатство» (Лю-Хайпэн, 1955, с. 99).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой