Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ финансового состояния предприятия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каждый из перечисленных подходов имеет свои особенности и подчиняется определенным требованиям. Показатели конкретного предприятия при сравнении их со средними по мировому хозяйству, страны или отрасли зависят от особенностей организации производства, технологии, применяемой техники, организационно-правовой формы собственности, географического расположения предприятия и других факторов. Эти… Читать ещё >

Анализ финансового состояния предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

При переходе к рыночной экономике в России радикальным образом изменилась роль и задачи бухгалтерской службы коммерческих организаций (предприятий). Это связано, во-первых, с существенным расширением прав предприятий, которые теперь сами имеют право выбирать учетную политику, определять партнеров и виды заключаемых хозяйственных договоров, вести совместную деятельность, создавать дочерние и зависимые организации и др.

При принятии решений по этим вопросам руководству предприятия приходится взвешивать и сопоставлять их последствия, что предполагает постоянный контакт со специалистами бухгалтерской службы. Вступая во взаимоотношения с партнерами, предприятия должны подтвердить свою финансовую устойчивость и платежеспособность, что предполагает представление определенной бухгалтерской финансовой отчетности, которая становится публичной, т. е. доступной для всех заинтересованных субъектов хозяйствования.

Финансовый анализ — важный инструмент финансового менеджмента и аудита. Практически все участники рыночной экономики применяют методы финансового анализа для принятия как тактических, так и стратегических решений.

Финансовый анализ — анализ финансовых показателей, которые отражают финансовые результаты деятельности и финансовое состояние организации. Финансовые показатели в значительной степени содержатся в финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций, поэтому под финансовым анализом принято понимать «внешний» финансовый анализ по данным публичной финансовой отчетности, что сужает его рамки, так как не вся финансовая информация организации отражена в отчетности. Так называемый «внутренний» финансовый анализ, который использует как информационную базу данных не только публичной отчетности, но и внутрихозяйственной отчетности, а также бухгалтерского учета, имеет значительно большую возможность проникнуть в тайны хозяйственной (экономической) деятельности организации. Такой финансовый анализ для финансового менеджера и главного бухгалтера организации выступает как часть управленческого анализа, цель которого — принимать обоснованные управленческие решения по проблемам хозяйственной деятельности, а для аудитора — как информационная база, более широкая, нежели отчетность, что позволяет сделать обоснованное заключение о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и правильности отражения в финансовой отчетности реальной хозяйственной деятельности.

В рыночной экономике существует необходимость формирования как публичной финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия, адресованной внешним пользователям, так и его управленческой отчетности, используемой менеджерами предприятия для принятия решений по управлению бизнесом. Элементы системы бухгалтерского учета предприятия, служащие целям подготовки финансовой отчетности, образуют подсистему финансового учета. Соответственно подготовку управленческой отчетности обеспечивает подсистема управленческого учета.

Анализ хозяйственной деятельности предприятия является составной частью бухгалтерского учета в широком смысле. В зависимости от того, какой вид отчетности служит источником для аналитических процедур и оценок, выделяют финансовый и управленческий анализ.

Финансовый анализ проводится по данным финансовой (бухгалтерской) отчетности и регистров бухгалтерского учета, на основе которых готовится отчетность. Финансовый анализ, использующий в качестве информационного источника только финансовую отчетность, принято называть внешним финансовым анализом. Этот вид анализа, как правило, применяется внешними пользователями информации о деятельности предприятия (собственниками, заимодавцами, поставщиками и т. п.).

При проведении внутреннего финансового анализа наряду с данными финансовой (бухгалтерской) отчетности используется также информация, содержащаяся в регистрах бухгалтерского учета предприятия.

Внутренний управленческий анализ проводится на основе как бухгалтерского учета и финансовой отчетности, так и управленческого учета и управленческой отчетности. Поэтому управленческий анализ является наиболее глубоким и полным видом исследования и оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Разделение анализа хозяйственной деятельности на финансовый и управленческий анализ вызвано условиями деятельности предприятия в современной рыночной экономике. Для стабилизации своего положения в рыночной среде, упрочения конкурентных позиций предприятие должно выработать гибкую стратегию и тактику хозяйственного поведения. На достижение этой цели направлены современные плановые процедуры, осуществляемые финансистами предприятия. В рамках финансово экономического планирования разрабатываются разнообразные внутрихозяйственные нормативы, отражающие индивидуальные особенности ведения бизнеса.

Принятые на предприятии нормативы не отражаются в публичной, финансовой (бухгалтерской) отчетности, так как составляют коммерческую тайну. Поэтому анализ отклонений фактических показателей от нормативов является частью внутреннего управленческого анализа. Напротив, анализ и оценка показателей, рассчитываемых по бухгалтерской отчетности, составляют содержание внешнего финансового анализа, проводимого заинтересованными пользователями публичной отчетности. Для того чтобы выводы внешнего финансового анализа обладали высокой степенью достоверности, публичная отчетность должна достаточно полно характеризовать финансовые результаты и финансовое состояние предприятия. Этим требованиям удовлетворяет современная бухгалтерская отчетность, сформировавшаяся в ходе развития рыночной экономики. Финансовый анализ по данным бухгалтерской отчетности называют также классическим способом анализа. Организация и методы такого анализа рекомендованы в Международном стандарте аудиторской деятельности, посвященном анализу (обзору) финансовой отчетности.

В рамках управленческого анализа происходит углубление выводов и оценок финансового анализа за счет использования аналитических (детализированных) данных управленческого учета. Развернутый управленческий анализ называют также комплексным экономическим анализом, в рамках которого производится управленческая оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Взаимосвязь финансового и управленческого анализа вытекает из общей схемы формирования экономических показателей в условиях рыночной экономики.

В основе всех финансово-экономических показателей деятельности предприятия лежит технико-организационный уровень хозяйственной деятельности включающий в себя техническую и энергетическую вооруженность труда, степень концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства, длительность производственного цикла и ритмичность производства, прогрессивность технологических процессов, качество используемой техники и производимой продукции, уровень организации производства и управления. Кроме технико-организационного уровня к существенным факторам финансово-экономических показателей относятся также макроэкономические условия, т. е. природные, социальные, внешние финансово-экономические (состояние рынков финансирования, отношения с покупателями и поставщиками) условия деятельности предприятия.

Условия хозяйственной деятельности определяют степень и качество использования внеоборотных активов и особенно основных средств, материальных ресурсов и персонала предприятия.

Обобщающими показателями для указанных блоков являются: отдача внеоборотных, в том числе основных, средств; оборачиваемость оборотных средств в запасах и материалоотдача; производительность труда. Основные средства, материальные ресурсы и персонал предприятия образуют систему производственных ресурсов предприятия.

Эффективность использования производственных ресурсов характеризуется следующими обобщенными показателями:

1) величина доходов и объем (натуральный и стоимостный) проданной.

продукции, товаров, работ, услуг;

2) величина расходов предприятия и затрат ресурсов на производство и.

продажу продукции, работ, услуг, в том числе полная себестоимость проданной продукции, работ, услуг;

3) величина активов и пассивов предприятия, применяемых для хозяйственной деятельности.

Разница доходов и расходов образует бухгалтерскую прибыль предприятия, разница выручки от продаж и себестоимости продаж — прибыль от продаж, а отношение показателя прибыли от продаж к выручке от продаж — рентабельность продаж.

Отношение выручки от продаж к активам предприятия характеризует оборачиваемость активов. Полученные показатели (рентабельность продаж и оборачиваемость активов) в совокупности определяют уровень рентабельности активов предприятия.

Соотношение оборотных активов и источников их формирования определяет устойчивость финансового состояния, ликвидность баланса и платежеспособность предприятия.

Международные стандарты аудиторской деятельности, посвященные аналитическим процедурам и анализу (обзору) финансовой отчетности, определяют цели, этапы и основные приемы (методы) финансового анализа.

Главный вывод аудитора заключается в соответствии финансовой отчетности в целом представлению о бизнесе, которое сложилось у аналитика. Общей целью финансового анализа является оценка финансовых результатов и финансового состояния прошлой деятельности, отраженной в отчетности, и на момент анализа, а также оценка будущего потенциала предприятия, т. е. экономическая диагностика хозяйственной деятельности.

Выделяют три основных этапа финансового анализа:

  • 1) определение конкретной цели анализа и подхода к ее реализации;
  • 2) оценка качества информации, представленной для анализа;
  • 3) определение методов анализа, проведение самого анализа и обобщение полученных результатов.

На первом этапе определяется подход к анализу, связанный с его целью.

Возможны следующие основные подходы:

сравнение показателей предприятия со средними показателями мировой рыночной экономики, страны или отрасли (такие показатели называют «идеальными», или «нормативными»);

сравнение показателей данного отчетного периода с показателями предшествующих периодов, а также с плановыми показателями отчетного периода;

сравнение показателей предприятия с показателями аналогичных фирм-конкурентов (межхозяйственный сравнительный анализ).

Каждый из перечисленных подходов имеет свои особенности и подчиняется определенным требованиям. Показатели конкретного предприятия при сравнении их со средними по мировому хозяйству, страны или отрасли зависят от особенностей организации производства, технологии, применяемой техники, организационно-правовой формы собственности, географического расположения предприятия и других факторов. Эти особенности в меньшей мере влияют на временные сравнения показателей одного предприятия, но здесь сказываются особенности состояния экономики страны, природные и социальные условия конкретных периодов. Особые сложности возникают в процессе межхозяйственного сравнительного анализа, когда следует нивелировать не только технико-организационные условия деятельности разных предприятий, но и особенности учета, определяющего качество финансовой и другой информации, финансовых и иных экономических показателей.

На втором этапе анализа проводится оценка именно качества информации, заключающаяся не только в счетной проверке данных учета, но и в определении влияния способов учета (учетной политики) на формирование показателей отчетности.

Третий этап — собственно анализ как совокупность методов и рабочих приемов.

Специфическими объектами исследования для финансового анализа являются финансовые результаты и финансовое состояние предприятия. [3].

Финансовая деятельность предприятия (корпорации) выражает организацию денежных (финансовых) отношений, связанных с образованием и использованием его капитала, доходов и денежных фондов.

Необходимым условием нормальной финансовой деятельности служит сохранение достаточной платежеспособности, ликвидности и деловой активности в течение отчетного и прогнозного периодов. Составным элементом финансовой деятельности служит экономическое воздействие на контрагентов (партнеров), которое гарантирует выполнение ими договорных обязательств перед предприятием.

У любого хозяйствующего субъекта возникают разнообразные денежные отношения:

с партнерами по бизнесу (поставщиками материальных ресурсов и услуг, покупателями готовой продукции и др.);

с банковской системой;

внутри предприятия (с персоналом);

с бюджетной системой государства;

с центральной компанией финансово-промышленной группы в связи с перераспределением доходов внутри группы-между участниками и пр.

Перечисленные виды денежных отношений правомерно рассматривать как финансовые отношения, составляющие экономическую сущность финансов предприятий и корпораций. Материальной основой рассмотренной системы денежных отношений выступает процесс движения денег, который в ходе индивидуального кругооборота средств представляет собой денежный оборот хозяйствующего субъекта.

В процессе финансовой деятельности его руководство (в лице финансового директора) принимает решения, характеризующие следующие аспекты:

управление денежными потоками;

сбережение всех видов ресурсов (материальных и финансовых);

распределение и использование капитала, доходов и денежных фондов;

учет и контроль использования капитала, доходов и денежных фондов.

В результате дирекция обеспечивает максимизацию стоимости предприятия (корпорации) и рост его инвестиционной привлекательности для потенциальных инвесторов и кредиторов.

Эффективная финансовая деятельность предприятия должна базироваться на системе представительных финансово-экономических показателей. От их правильного выбора зависит принятие управленческих решений, касающихся состава, структуры и стоимости активов, величины собственного капитала, долгосрочных и краткосрочных обязательств, объема выручки и прибыли от продаж и способов их достижения. [1].

Задание 3.

Проанализировать финансовую устойчивость предприятия и сделать выводы.

Цель и задачи задания Целью данного задания является определение возможности повышения финансовой устойчивости предприятия.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • 1. Проанализировать обеспеченность собственными оборотными средствами.
  • 2. Проанализировать платежеспособность предприятия и ликвидность его средств.
  • 3. Проанализировать прибыль предприятия и рентабельность его работы.
  • 4. Проанализировать показатели, характеризующие собственно финансовую устойчивость.
  • 5. Сделать соответствующие выводы.

Таблица 1. Оценка финансовой устойчивости предприятия ООО.

Показатели.

На начало года.

На конец года.

Отклонение (+,-).

А.

1. Коэффициент концентрации собственный капитал собственного капитала средства предприятия.

2. Коэффициент средства предприятия.

финансовой зависимости собственный капитал.

3. Коэффициент маневренности собственные оборотные средства собственного капитала собственный капитал.

4. Коэффициент концентрации привлеченный капитал привлеченного капитала средства предприятия.

5. Коэффициент структуры долгосрочные обязательства долгосрочных вложений внеоборотные активы.

6. Коэффициент долгосрочного долгосрочные обязательства привлечения заемных средств долгоср. об-ва + собств. Капитал.

7. Коэффициент структуры долгосрочные обязательства привлеченного капитала привлеченный капитал.

8. Коэффициент соотношения привлеченный капитал привлеченных и собственных средств собственный капитал.

  • (автономия)
  • 9. Коэффициент собств. капитал+долгоср.заемные ср-ва

финансовой устойчивости средства предприятия.

10. Коэффициент долгосрочная задолженность.

финансового риска собственные средства предприятия.

11. Коэффициент прибыль, напр. на накопление+амортизация уровня заемные средства+кредит.задолженность самофинансирования и др. привлеченные средства.

  • 0,21
  • 4,68
  • 0,53
  • 0,79
  • 0,86
  • 0,75
  • 0,82
  • 3,68
  • 0,86
  • 0,64
  • 0,27
  • 0,24
  • 4,23
  • 0,67
  • 0,76
  • 0,90
  • 0,74
  • 0,87
  • 3,23
  • 0,90
  • 0,67
  • 0,31
  • 0,03
  • -0,45
  • 0,14
  • -0,03
  • 0,04
  • -0,01
  • 0,05
  • -0,45
  • 0,04
  • 0,03
  • 0,04

Коэффициент концентрации собственного капитала характеризует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность и составляет 0,21 на начало года и 0,24 на конец года, что говорит о положительной динамике, но и о большой зависимости от внешних кредитов.

Коэффициент маневренности собственных оборотных средств показывает способность предприятия поддерживать уровень собственных оборотных средств на приемлемом уровне и пополнять оборотные активы за счет собственных источников, показатели высокие 0,53 и 0,67, что говорит о возможности предприятия для финансового маневра. Изменение же коэффициента маневренности собственных средств свидетельствует о незначительном росте финансовой устойчивости предприятия.

Коэффициент структуры долгосрочных вложений показывает что 90% основных средств и прочих внеоборотных активов профинансировано внешними инвесторами.

Оценка значения коэффициента обеспеченности собственными средствами говорит о том, что оборотные активы организации полностью формируются за счет заемных источников, она не имеет возможности осуществления бесперебойной финансово-хозяйственной деятельности.

Анализ финансовой устойчивости показал, что предприятие находится в кризисном финансовом состоянии, денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебитор-ская задолженность не покрывают ее кредиторской задолженно-сти.

По анализу предприятия можно сделать следующие выводы, что в целом предприятие имеет неустойчивое финансовое положение, и неудовлетворительную структуру баланса.

Кредиторская задолженность предприятия должна быть сокращена и увеличен собственный капитал, т.к. использование заемных средств в таком соотношении делает невыгодным хозяйственную деятельность предприятия. При сохранении существующей кредитной политики предприятие окончательно потеряет доверие кредиторов.

На предприятии можно также рекомендовать, чтобы регулярно проводился анализ деятельности предприятия, для того, что бы предприятие могло «на ходу» оценить и улучшить свое финансовое положение.

Бочаров В. В. Финансовый анализ. Краткий курс. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 240 с.

Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестицийю Анализ отчетности.-2-е перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 1998.-512 с.: ил.

Шеремет А.Д., Негашев Е. В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. — 2-е изд., перераб. и доп. —М.: ИНФРА-М, 2008. — 208 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой