Анализ макросреды представляет собой анализ внешних факторов, которые оказывают воздействие на предприятие/проект, формируя общие условия сто деятельности/возможности реализации. Выделяют семь групп таких сил: социокультурные, технологические, силы торговли, экономические, экологические, политические и правовые.
/PEST-анализ.
Для выполнения анализа STEP/PEST факторов (социальных — social, технологических — technological экономических — economic, политических — political) обычно используют матрицу-шаблон (табл. 8.2).
Таблица 8.2
Матрица PEST-анализа
Факторы среды (по группам факторов). | Важность для отрасли (от 1 до 3), X | Влияние на организацию. (от 0 до 3), Y | Направленность влияния (+1 или -1), Z. | Степень важности, 1 = Х• Y? Z |
- 1. Политико-правовые.
- 1.1.
- 1.2.
| | | | |
- 2. Экономические. 2.1.
- 2.2.
| | | | |
- 3. Социальнодемографические.
- 3.1.
- 3.2.
| | | | |
- 4. Технологические.
- 4.1.
- 4.2.
| | | | |
- 5. Экологические.
- 5.1.
- 5.2.
| | | | |
Экспертным образом каждому из факторов дается своя оценка:
- • важность для отрасли по шкале от 1 до 3:
- 3 — большая, 2 — умеренная, 1 — слабая;
- • влияние на организацию по шкале от 0 до 3:
- 3 — сильное, 2 — умеренное, 1 — слабое, 0 — отсутствие влияния;
- • направленность влияния по шкале:
«+1» — позитивное, «-1» — негативное.
Перемножением всех грех экспертных оценок получают интегральную оценку /, определяющую степень важности фактора для организации/проекта.
Данная методика обычно не вводит ограничения по числу факторов, оцениваемых экспертами, не предусматривает количественной оценки факторов по важности, силе влияния и по рейтингу показателей у разных экспертов. Это снижает ценность анализа и создает сложности при разработке программы действий.