Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Процесс закрепощения крестьян

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изначально прикрепление крестьян к земле не было безусловным. Они могли вернуть свободу продав свою вотчину пришлому крестьянину, что широко практиковалось. Продавший не подлежал возврату феодалу и считался лично свободным. Также свободу могли получить крестьяне в случае разрастания семьи, когда вотчина не могла уже прокормить всех ее членов, тогда часть семьи уходила в другое место. Процесс… Читать ещё >

Процесс закрепощения крестьян (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изначально прикрепление крестьян к земле не было безусловным. Они могли вернуть свободу продав свою вотчину пришлому крестьянину, что широко практиковалось. Продавший не подлежал возврату феодалу и считался лично свободным. Также свободу могли получить крестьяне в случае разрастания семьи, когда вотчина не могла уже прокормить всех ее членов, тогда часть семьи уходила в другое место. Процесс закрепощения крестьян, юридически обоснованного, начался с издания в 1447 году Казимиром Ягелончиком Привилея, по которому крестьяне, прожившие на земле феодала 10 лет, становились «непохожими», старожилами. Старожительство стало основой для поиска и возврата в свои вотчины беглых крестьян. Данный процесс стал вполне логичным продолжением процесса развития и роста феодальных владений. Чем крупнее становились имения феодалов, тем менее могла обеспечить их нужды и потребности челядь невольная в силу своей малочисленности. Кроме того, в связи с ростом и расширением городов, а также увеличением территории государства, возрастали потребности в зерне и других сельскохозяйственных продуктах. Именно поэтому феодалы стремились максимально удешевить, а по возможности и вовсе обесценить рабочую силу, дабы увеличить прибыльность своего производства и расширить площади обрабатываемых земель.

Руководствуясь подобными соображениями, а также исходя из факта сокращения великокняжецкого домена в результате частых войн, поставивших великого князя в зависимость от феодалов и вынудив его раздать им часть своих земель чтобы сохранить в лице феодалов опору своей власти, Сигизмунд II Август вмешался в процесс крестьянского землеустройства. В 1557 году он объявил о проведении реформы, вошедшей в историю под названием «волочной померы». В результате все земли государства были поделены на ровные наделы, волоки, размером 21,3 гектара каждый. Лучшие, более урожайные участки, были отданы под княжеские имения, где крестьяне должны были отработать «панщину». Каждое крестьянское хозяйство закреплялось за частью волоки и терял право перехода к другому господину. Фактически крестьянин становился крепостным. Исходя из волоки определялся круг повинностей. Они были различны для тяглых и осадных крестьян. Так тяглые крестьяне должны были отработать за каждую волоку два дня в неделю в имении и заплатить натуральную подать зерном, сеном, домашней птицей и так далее. Осадные (чиншевые) крестьяне платили чинш от 66 до 106 грошей в год. После государственных имений волочная помера была проведена в имениях феодалов. Результатом проведения реформы стало создание фальварочно-панщинных хозяйств, включавших в себя более тысячи крестьянских подворий. Фольварки предсталяли собой комплексы жилых и хозяйственных построек окруженных огородами, пахотными землями, лесами и другими территориями с постройками и без. Главным отличием фольварка был факт производства продукции на продажу, а не для собственных нужд феодала и его семьи. Данные изменения повысили прибыльность хозяйских имений и привели к окончательному закрепощению крестьян. Также из-за унификации повинностей исчезла необходимость крестьянских побегов в поисках лучшей жизни. Все земли, имущество и сами крестьяне стали собственностью феодалов или государства, в зависимости от того на чьей земле они проживали. После принятия статутов Великого княжества Литовского крепостное право получило окончательное юридическое оформление и преобрело наиболее жесткие формы. Крестьян стало возможно продавать, менять, отдавать в залог, как всю семью, так и отдельных ее членов. Такая система просуществовала почти триста лет. В результате свыше 40% всего земельного фонда оказалось в руках феодалов, среди которых большинство составили католики литовского происхождения.

В XIV — XVI веках происходит рост и развитие городов и увеличение их населения. Города были центрами ремесленности и торговли. По своим размерам они в основном были небольшими — несколько улиц на 200−300 дворов. Росли также поселки городского типа — городки (местечки). И те, и другие возникали как на государственных, так и на частных землях. Все городки принадлежали феодалам и около 40% городов также были в частных руках. Жители данных поселений исполняли повинности в пользу своего феодала. Одновременно с частными существовали и государственные города, население которых считалось свободным. В XVI веке в этих городах появились владения вельможных и духовных феодалов вместе с зависимыми людьми. Частные владения составили обособленную часть города и не подчинялись городскому самоуправлению.

С ростом и развитием городов их жители стремились избавиться от феодальной зависимости и получить свободу. Зависимость мешала развитию промыслов и торговли. Поэтому с конца XIV века литовские князья стали дарить городам право на самоуправление, так называемое магдебургское право, по которому отработочные повинности заменялись единым денежным налогом для всех жителей города. Население городов увеличивалось за счет беглых крестьян, а также ремесленников, переселенных в город феодалами. Большую часть их многонационального населения составляли ремесленники и торговцы, называемые мещанами. Кроме того имелась некоторое количество жителей, составивших городские низы — плебс, а также нищие-наемники. Население городов и местечек также занималось сельским хозяйством, для обеспечения собственных нужд.

Таким образом, различия между классами в феодальном обществе проявилась в сословном разделении и сопровождалась установлением особого юридического места для каждого класса. Представители класса феодалов вошли в привилегированное сословие — шляхту. Необходимо отметить неоднородность данного сословия. В его состав вошли также некоторые представители других социальных групп. Например, некоторые лично свободные люди, имеющие небольшие наделы земли и ведущие собственное хозяйство, либо арендующие землю у феодала и служащие у него в качестве лесников, конюхов и так далее. Этих людей нельзя отнести к классу феодалов.

Сословные права шляхты передавались по наследству потомкам-мужчинам от потомственных шляхтичей, а также дочерям, но не их детям, если дочь выходила замуж не за шляхтича. Женщины простого сословия, выходя замуж за шляхтича, становились шляхтянками пожизненно, даже в случае повторных замужеств с мужчинами простого сословия. Также шляхетство можно было получить от великого князя, либо за мужество в бою. Давалось оно и усыновленным через суд детям.

Лишались шляхетских прав за преступления, либо при занятии шляхтича торговлей или ремеслом.

Начало юридическому оформлению прав шляхетского сословия положили общеземские привилеи (грамоты) 1387, 1413, 1432 и 1447 годов, которыми изначально были закреплены права и привилегии шляхтичей католического вероисповедания, а затем в 1432 году некоторые политические и имущественные права были закреплены и за православной шляхтой. Им были дарованы практически неограниченные привилегии: все шляхтичи независимо от своего экономического и политического положения могли владеть землей в неограниченном размере на правах собственности, привлекались к ответственности только через суд, могли занимать должности в государственном аппарате и участвовать в формировании государственных и судебных органов, пользовались правом личной и имущественной неприкосновенности, освобождались от налогов и повинностей, кроме выплаты налога на военные нужды, а также некоторыми другими.

Католическое и православное духовенство в Великом княжестве Литовском

Еще одним привилегированным сословием на территории государства было духовенство, как католическое, так и православное. Оно обладало практически теми же правами, что и шляхта, за исключением одного — его сословные привилегии не передавались по наследству. По экономическому положению оно не было однородным: его верхушка (митрополиты, епископы и другие) примыкала к крупным светским феодалам, а низы относились к мещанам и лично свободным состоятельным крестьянам. Благодаря подобному разделению духовенство занимало особое положение в социальной структуре общества.

В непривилегированном классе крестьян также наблюдалось сословное деление. Например, бояре, мещане, крестьяне-данники. Исходя из сословной принадлежности определялся круг повинностей, налогов, а также подсудность и ответственность.

Вследствие процесса развития и укрепления Великого княжества Литовского усовершенствовался феодальный общественный строй и приобретала свои окончательные формы его иерархия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой