Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Зарождение гражданской политической мысли в России (XVIII--начало XIX в.)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этот исторический период сложились два направления в развитии политической мысли России: политико-правовая идеология феодальной аристократии, которая стремилась упрочить свое привилегированное положение и политико-правовые идеи просветительства, либерализма, направленные против крепостного права. Далее при Екатерине II был закреплен просвещенный абсолютизм. Политико-правовая идеология этого… Читать ещё >

Зарождение гражданской политической мысли в России (XVIII--начало XIX в.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Новый этап в развитии политической мысли в России начинается с реформ Петра I (XVII). Петровские социально-политические реформы затрагивали широкий круг проблем, среди которых ведущую роль играли реформы государственного управления, с помощью которых Петр I стремился укрепить свою абсолютную власть, еще более ограничить влияние церкви, а также родовой аристократии.

Политические мыслители этого времени, опирались на идеи просвящения. Сподвижники Петра Феофан Прокопович (1681—1736) и Василий Никитич Татищев (1686—1750), рассматривали государство как гарант общего блага, как силу, способную обеспечить «общую пользу» и «внимать разуму подданных».

Идеи просвещенного абсолютизма находили практическое применение в разнообразной реформаторской деятельности первого императора России. Он сам был политическим мыслителем своего времени, так как лично разрабатывал многие государственные документы, формулировал важнейшие политические идеи.

Далее при Екатерине II был закреплен просвещенный абсолютизм. Политико-правовая идеология этого периода развивалась под значительным влиянием идей европейского Просвещения. Это был для России своего рода либеральный прорыв в направлении некоторой гуманизации общественно-политической жизни в стране.

В первые годы своего правления Екатерина обещала «учредить добрый порядок и правосудие в любезном Отечестве». Она создала представительную государственную комиссию для разработки нового Свода законов и даже разработала для нее специальный «Наказ», составленный на основе сочинений западноевропейских просветителей. Но вскоре из-за возникших в комиссии острых разногласий она была распущена, а императрица была вынуждена заявить: «Пока законы поспеют — будем жить, как отцы наши жили».

В этот исторический период сложились два направления в развитии политической мысли России: политико-правовая идеология феодальной аристократии, которая стремилась упрочить свое привилегированное положение и политико-правовые идеи просветительства, либерализма, направленные против крепостного права.

Наиболее видным идеологом родовитой аристократии был князь Михаил Михайлович Щербатов (1733—1790), который подчеркивал роль феодальной аристократии, сводя исторический прогресс к уровню знаний, науки и разума отдельных личностей.

Но сдержать распространение идей просветительства в России было принципиально невозможно. Активными проповедниками этих идей стали наиболее просвещенные мыслители России: ученый-правовед Семен Ефимович Десницкий (1740—1789), публицист, журналист Николай Иванович Новиков (1744—1818), драматург Денис Иванович Фонвизин (1745—1792).

Десницкий признавал установление частной собственности важнейшим в развитии общества. Он выдвинул теорию «четырех состояний рода человеческого»: звероловческого и собирательного, скотоводческого, хлебопашеского, коммерческого. Каждому из этих этапов соответствует свой тип собственности. Десницкий говори, что уровень богатства общества, определяется и уровнем его цивилизации.

Н.И. Новицкий в своих трудах писал о несправедливости крепостного труда, бичевал неправосудие, боролся за национальные основы русской культуры. Одно из публицистических произведений драматурга Фонвизина — «Рассуждение о непременных государственных законах» выявляет основное требование — введение «фундаментальных законов», соблюдение которых необходимо и для монарха.

Родоначальником революционного направления в русской политической мысли был Александра Николаевича Радищева (1749—1802). Он стал первым противником самодержавия как формы государственного правления, определив его как «наипротивнейшее человеческому существу состояние». Радищев ссылался на историю Новгородской республики, в длительной истории существования которой он видел приверженность русского народа именно к республиканской форме правления. Он подчеркивал, что важнейшим условием общественного договора, из которого вырастает любая власть, является сохранение за людьми права на защиту своей жизни, чести и собственности. Он считал, что крепостное состояние противоречит естественным правам человека, поскольку все люди рождены свободными и равными. Воззрения Радищева как первого революционера-республиканца оказали значительное воздействие на формирование взглядов Л. И Пестеля, К. Ф. Рылеева и других декабристов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой