Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социологическое исследование «Оценка восприятия среды города Красноярска»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это понятие вызвало наибольшее затруднение, т.к. сложно было определить респондентам складывается ли у них целостный образ города Большинство респондентов рассматривают городскую среду как место комфортного пребывания, и именно комфорт является важной доминантой. Образ города, к сожалению, мало у кого складывает как целостная композиция, но при этом считают важной составляющей стилистическую… Читать ещё >

Социологическое исследование «Оценка восприятия среды города Красноярска» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данное исследование проведено для того, чтобы оценить городскую среду Красноярска в эстетическом аспекте, определить категории влияния (негативное, позитивное) городской среды на человека, понять в целом каким образом человек, попадающий в условия городской среды Красноярска или его житель воспринимает и оценивает ее состояние, так как именно от них зависит дальнейшее развитие города, а также направление развития.

Цель исследования — изучить мнение горожан о достоинствах и недостатках городской среды Красноярска.

Задачи:

Определить социологические группы респондентов;

Выбрать метод сбора социологической информации;

Составить вопросы для анкеты;

Распространить анкеты среди участников исследования;

Проанализировать результаты опроса;

Сделать выводы.

В социологическом исследовании использовался метод анкетирования. В исследовании приняло участие 100 человек. Образец анкеты представлен в Приложении 1.

Исследование проводилось по четырем социологическим группам: коренные жители города, приезжие; люди в возрасте до 30 лет, люди в возрасте старше 30 лет. Так как в зависимости от факторов характеризующих субъекта восприятия (возраст, место жительства) у каждого человека складывается индивидуальное представление об инфраструктуре облика городской среды именно на уровне дизайнерского слоя. В зависимости от потребностей (познавательные, художественно-эстетические и утилитарные) предметно-пространственную среду по-разному воспринимают и оценивают различные субъекты средовой ситуации (персонажи городской улицы): житель или ближний обитатель; прохожий, транзитный пассажир, турист или приезжий.

Социологическое исследование «Оценка восприятия среды города Красноярска».

Из предъявленного количества анкет 6% (6 человек) признаны не действительными по формальным признакам заполнения, а результаты 94% респондентов (94 человека) подлежали анализу.

В анкете было предложено ответить на вопросы связанные с интуитивным восприятием городской среды. Которые касались целостности восприятия образа города, стилистической взаимосвязи элементов дизайна и архитектуры, а также другого наполнения городской атмосферы.

На вопрос «Среда в общем составляет чувство комфорта?» подавляющие большинство опрашиваемых ответило положительно вне зависимости от социологической группы. Причем для большей части ответов была выбрана графа «Да», гораздо меньше было ответов «Весьма». Только 5% опрашиваемых не устраивает категорически средовая обстановка в Красноярске, примерно половину ответов составили ответы «Нет» и половину «Крайне нет». Также большинство респондентов «Не раздражает глаза существующее окружение», для оценки было выбрано нейтральное положительное утверждение «Да». «Окружение не вызывает чувство монотонности» так же было оценено утверждением «Да».

50% отметили присутствие «динамичного активного движения», большинство из которых люди из социологической группы в возрасте до 30 лет. Восприятие этой характеристики городской среды было оценено более эмоционально, чем предыдущие, для ответов в большинстве случаев выбрана графа «Весьма».

Присутствие в городской среде чувства пораженности и депрессии отметили около 30% респондентов в основном в возрасте от 30 лет, половина из которых приезжих, половина коренных жителей Красноярска, причем приезжие оценили эту характеристику довольно нейтрально ответами «Да», коренные жители города высказались позицией «Весьма», возможно из-за занятости и привычки восприятия среды, уже не замечают положительных тенденций и обращают внимание только на отрицательные явления.

Большинство приезжих, обеих возрастных групп, отметило, что у них складывается целостный образ города, в отличие от коренных жителей города. Но этот вопрос вызвал гораздо больше трудностей в оценке, по сравнению с остальными и получил лишь нейтральные ответы «Да».

90% всего числа респондентов, не видят стилистической взаимосвязи и объектов дизайна в городе, причем вызвал большинство крайне отрицательных оценок. А также исторический центр, памятники архитектуры не являются объектами особого внимания, то есть ни каким образом не выделяются из общей массы застройки города, но в целом это не было выделено сильным отрицанием. Большинство отрицательных оценок было дано коренными жителями Красноярска старше 30 лет.

Детали окружающей среды никак не подчеркивают достоинства архитектуры, по мнению 70% участников социологического исследования. В этом вопросе примерно половина нейтрально отрицательных оценок «Нет», другая половина из этих 70% крайне отрицательных. Положительные оценки были даны ответами «Да», в основном приезжими.

Около 50% опрашиваемых не воспринимает рекламу как средство художественного оформления, другие 50% уверены, что реклама на различных рекламных носителях во многом определяет внешний облик города, характеризует уровень экономического, технологического развития, при этом не было дано эмоционально окрашенных оценок, только нейтральные ответы «Да», «Нет».

В социологическом исследовании присутствовали четкие понятия, которые характеризовали восприятие городской среды: комфорт, образ города, окружающая среда, стилистическая взаимосвязь, историзм, художественное оформление. Каждый из респондентов то или иное понятие выделял большей или меньшей эмоциональной окраской, тем самым, показывая с позиции какой категории, он воспринимает городскую среду Красноярска. Это позволяет сделать выводы, на что стоит обратить внимание для совершенствования среды.

Таблица 3. Категории восприятия городской среды.

Категория.

Процент восприятия.

Комфорт.

45%.

Образ.

12%*.

Окружающая среда.

7%.

Стилистическая взаимосвязь.

24%.

Историзм.

3%.

Художественное оформление.

9%.

* Это понятие вызвало наибольшее затруднение, т.к. сложно было определить респондентам складывается ли у них целостный образ города Большинство респондентов рассматривают городскую среду как место комфортного пребывания, и именно комфорт является важной доминантой. Образ города, к сожалению, мало у кого складывает как целостная композиция, но при этом считают важной составляющей стилистическую взаимосвязь архитектуры и элементов дизайна. Историзм в городской среде практически не отмечен, так на эту категорию в дизайне городской среде не обращают внимания.

По итогам исследования удалось установить: город всё больше стремится стать персональным, нежели социальным, но при этом на ассоциативном уровне сохраняется устойчивая тенденция к стереотипному восприятию, связанному с реалиями городской среды.

Роль внутренних городских коммуникаций (путей) незначительно уступает представлению людей о городе как о внешнем элементе глобальной коммуникационной структуры, где существует взаимодействие с другими городами. То есть важным становится внутренний комфорт горожан и позиционирование города во внешнем пространстве как некоего субъекта. Но город признаётся людьми как стихийный смешанный объект, а не живое гармоничное создание. Это и логично, если роль живой человеческой личности с её желаниями и потребностями стоит на первом месте. Таким образом, подтверждается тезис о том, что живой город — это люди, создающие стихийные вибрации вокруг себя. Не только на градостроительном уровне можно решать проблемы гармонизации формы городского пространства, но и на социокультурном. Архитектура не замечается жителями, поэтому она является скорее внешним и не столь устойчивым объектом восприятия в соответствии с поговоркой: «встречают по одёжке…».

Вывод по социологическим группам:

Необходимо отметить, что разных социологических групп разная оценка городской среды.

Респонденты в возрасте до 30 лет оценивают среду города Красноярска как целостный динамичный образ, который положительно влияет на работу, отдых, общение. Комфортная среда для жизнедеятельности;

Респонденты в возрасте от 30 лет, отмечают присутствие некоторой депрессии и монотонности в отдельных фрагментах городской среды. В целом среда является законченным образом, не создает проблем для комфортного проживания;

Коренные жители Красноярска не видят в городской среде целостного образа, а лишь отдельные фрагменты, которые стилистически никак не связаны друг с другом. Негативные эмоции вызывает обилие наружной рекламы, которая не представляет никакой художественной ценности;

Приезжие напротив оценивают среду как законченный художественно оформленный образ, который вызывает только положительные эмоции. Динамика городской жизни создает ощущение активности и вызывает желание стремиться к чему-то большему и развиваться.

Результаты социологического исследования показали, что визуальное восприятие среды г. Красноярска вызывает удовлетворение и минимум негативных эмоций.

По мнению горожан, дневной образ города вечером размывается и почти полностью трансформируется в другую более привлекательную реальность. Образ разнообразен и перенасыщен стилистически не связанными между собой элементами, нет определенного акцента вокруг которого бы строилось остальное наполнение пространства. Это разнообразие с одной стороны вызывает ощущения динамичности среды с другой, вводит случайного попавшего в эту реальность человека в состояние депрессии и пораженности.

Историческая ценность центральной части города не является привлекательной для городского жителя. Его образ заполонило огромное количество наружной рекламы, вывесок и магазинных витрин, которые ни каким образом не подчеркивают исторический образ и ценность, а только противоречат ему. Исследование позволило сделать вывод, что городская среда, безусловно, требует преобразования, создания динамики в чистом ее виде, определенной концепции, позволяющей создавать различную эмоциональную атмосферу, с тем чтобы визуальный образ города удовлетворял различным функциям центральных пространств города, разнообразным потребностям горожан и туристов. На городскую среду «свежим взглядом» должен посмотреть молодой специалист проектировщик, оценить ее без сложившихся годами пласта стереотипов, присущего опытному специалисту. Для того чтобы привнести в каждый фрагмент городской среды стилевую завершенность, учитывая специфические и исторически сложившиеся особенности данного фрагмента.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой