Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предмет, метод, понятие, цели и задачи инвестиционного права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Что касается инвестиционного права, то критическая масса нормативного материала в настоящее время сформировалась. В связи с чем идею создания единого консолидированного инвестиционного закона высказывали Н. Г. Доронина и Н. Г. Семилютина, которые предлагали объединить три закона: Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488−1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», Федеральные законы от 25.02.1999 № 39-ФЗ… Читать ещё >

Предмет, метод, понятие, цели и задачи инвестиционного права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Что касается инвестиционного права, то критическая масса нормативного материала в настоящее время сформировалась. В связи с чем идею создания единого консолидированного инвестиционного закона высказывали Н. Г. Доронина и Н. Г. Семилютина[1], которые предлагали объединить три закона: Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488−1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», Федеральные законы от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Консолидация действующего инвестиционного законодательства является необходимым условием для применения единых требований к иностранным и отечественным инвесторам, а также для устранения существующего дублирования норм, которые приводят к ошибкам в их толковании.

Формирование инвестиционного законодательства как комплексной отрасли законодательства требует проведения работы по упорядочению целого массива разнообразных нормативных актов, в том числе специальных законов, регулирующих инвестиционные отношения. В литературе (И. А. Вдовин, П. П. Гончаров, А. А. Горягин, Ю. Ершов) неоднократно предлагалось осуществить его кодификацию или систематизацию[2], т. е. принять отдельный акт (например, инвестиционный кодекс, кодекс об инвестиционной деятельности, основы инвестиционного законодательства), в котором нормы права, регулирующие инвестиционные отношения, были бы приведены в соответствие друг с другом и с основными (профилирующими) отраслями российского права.

Объективными основаниями для кодификации инвестиционного законодательства следует признать: а) наличие многочисленных отдельных федеральных законов, направленных на регулирование инвестиционных отношений, зачастую преследующих разные цели и противоречащих друг другу; б) дифференциацию актов инвестиционного законодательства, позволяющую выделить общее и специальное в правовом регулировании инвестиционных отношений; в) потребности в урегулировании инвестиционных отношений специальными нормами, использующими в оптимальном сочетании частнои публичноправовые методы и обеспечивающими наполнение инвестиционного права новым содержанием и дальнейшую детализацию положений инвестиционного законодательства; г) необходимость согласования актов инвестиционного законодательства с кодификационными актами российского законодательства; д) значимость правового регулирования инвестиционных отношений и стимулирования инвестиционной деятельности для экономического развития страны; е) важность структурирования и стабилизации инвестиционного законодательства для обеспечения эффективности правового регулирования инвестиционных отношений на различных стадиях, прежде всего путем информационного и ценностного воздействия инвестиционного права на инвесторов и иных участников; ж) интернационализацию инвестиционных отношений и усиление взаимодействия международного и национального инвестиционного права.

Кодификация инвестиционного законодательства не является чем-то экстраординарным. Инвестиционные кодексы приняты во многих странах (Беларусь, Габон, Гвинея, Джибути, Камерун, Конго, Марокко, Сенегал, Тунис, Филиппины и др.)[3].

К примеру, Инвестиционный кодекс Республики Беларусь вступил в силу 9 октября 2001 г. и действует в отношении как национальных, так и иностранных инвесторов. Он состоит из общей и особенной частей, включает в себя 6 разделов, состоящих из 18 глав. В общей части три главы, в которых раскрываются основные понятия, применяемые в сфере инвестиционной деятельности, рассматривается государственное регулирование инвестиционной деятельности и устанавливаются гарантии прав инвесторов и защита инвестиций. Особенная часть представлена 15 главами. Они содержат правила о государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь (гл. 4—10) и предусматривают особенности осуществления инвестиционной деятельности на основе концессий (гл. 11—13), деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями на территории Республики Беларусь (гл. 14 и 15), направления инвестиций на территорию иностранных государств (гл. 16 и 17), а также заключительные положения (гл. 18).

Консолидация действующего инвестиционного законодательства является необходимым условием для применения единых требований к иностранным и отечественным инвесторам. Консолидация законодательства и создание комплексного акта поможет также устранить существующее дублирование норм, которые приводят к ошибкам в их толковании.

Между тем периодически инвестиционное право рассматривается как подотрасль финансового права, регулирующая общественные отношения в области консолидации, движения, использования, возврата централизованных и децентрализованных фондов (собственных или привлеченных инвестором) денежных средств и иных активов в целях извлечения инвестиционного дохода[4].

Причем, накопление «критической массы» в совокупность взаимосвязанных «пограничных» правовых институтов инвестиционного права означает не простое арифметическое разрастание нормативного материала до определенного предела, достижение которого означало бы факт существования новой отрасли права. Как известно, при достижении критической массы в ходе эволюционного развития количество переходит в качество, происходит скачок, в результате которого появляются новые свойства, касающиеся предмета, метода, принципов и механизма правового регулирования определенной области общественных отношений.

Для признания юридических норм отраслью права необходим особый вид общественных отношений, который в данных условиях объективно требует юридически своеобразной правовой регламентации и, прежде всего, регламентации при помощи особого метода[5].

При этом возникает вопрос: обладает ли инвестиционное право особым методом регулирования? Вопрос не риторический, требующий ясного конкретного ответа.

Что касается базовых отраслей права, тут все понятно: они обладают всеми присущими им признаками (структурными особенностями, юридическим своеобразием, наличием специфического предмета). Комплексные же отрасли — только частью этих признаков. Комплексные отрасли имеют лишь особый предмет (рассматриваемый в иной плоскости, нежели предметы основных отраслей) и некоторые черты юридического своеобразия, а именно — состоятельную область законодательства, некоторые единые принципы, положения, приемы регулирования. Однако у них нет главных черт юридического своеобразия — «своего» метода и механизма регулирования.

Проблема понятия и содержания инвестиционного права является предметом острых и серьезных дискуссий в российском правоведении. То же справедливо и по отношению к предмету инвестиционного права. Предмет правового регулирования представляет собой определенные общественные отношения являющихся объектом воздействия нормативно-правовых предписаний. В данной отрасли права могут складываться различные общественные отношения: гражданско-правовые, бюджетные и т. п., которые будут предметом правового регулирования соответствующих отраслей права. Особенность инвестиционного права заключается в том, что оно является комплексным нормативным образованием, занимающим определенное место в системе права в силу собственной специфики, когда нормы права объединяются не путем механического соединения, а посредством «переработки» в соответствии с конкретной сферой общественных отношений.

Инвестиционные отношения в силу своего двойственного характера правового регулирования одновременно находятся как в частноправовой, так и в публично-правовой сфере. Как отмечает профессор А. Г. Богатырев, «отношения, возникающие в инвестиционном процессе, — это отношения, связанные с инвестированием в производство материальных и духовных благ… в производство или инфраструктуру, представляющие собой непрерывный циклический процесс»[6].

A. В. Попова под предметом правового регулирования инвестиционного права понимает совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе публично-правового осуществления инвестиционной деятельности на основе частноправовых договорных отношений как на международном, так и на национальном уровне законодательного правового регулирования[7]. В. Н. Лисица включает в предмет инвестиционного права «урегулированные нормами международного и национального права общественные отношения, в рамках которых осуществляется инвестиционная деятельность. Они могут представлять собой: а) договорные и иные гражданские правоотношения между инвесторами и другими субъектами гражданского права; б) административные и финансовые правоотношения между инвесторами и уполномоченными органами власти, касающиеся выполнения требований антимонопольного и валютного законодательства, уплаты налогов и таможенных платежей, получения мер поддержки из бюджетов различных уровней и т. д.; в) международные публично-правовые (межгосударственные) инвестиционные отношения»[8].

B. В. Гущин и А. А. Овчинников предлагают понимать инвестиционное право как отрасль права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу привлечения, использования и контроля за инвестициями и осуществляемой инвестиционной деятельностью, а также отношения, связанные с ответственностью инвесторов за действия, противоречащие законодательству[9].

Инвестиционное право представляет собой комплексное нормативное образование, предметом которого являются одновременно как публичноправовые, так и частноправовые инвестиционные отношения.

Становление и развитие инвестиционного законодательства предопределило появление в системе права нового правового образования — инвестиционного права. При этом именно наличие своего единого и специфичного предмета правового регулирования позволило обособиться инвестиционному праву как комплексной отрасли права.

Под предметом инвестиционного права авторы понимают отношения, которые обеспечивают объективные условия существования и развития инвестиционного процесса и (или) инвестиционной деятельности[10].

Исходя из того, что инвестиционное право — это комплексная отрасль права, метод правового регулирования вытекает непосредственно из характера инвестиционных отношений. Общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования инвестиционного права, с одной стороны, определены юридическим равенством сторон в инвестиционных договорах, а с другой — властно-управленческим характером государственного регулирования инвестиционной деятельности и инвестиционной политики. Подобная характеристика предопределяет необходимость применения в регулировании инвестиционных правоотношений метода комплексного характера, сочетающего в себе средства диспозитивного и императивного правового воздействия.

Таким образом, для инвестиционного права характерен метод сочетания публично-правового и частноправового регулирования. Обоснованием такого подхода служит тот факт, что, с одной стороны, инвестиционные отношения представляют собой отношения собственности, а с другой — представляются общественно важными и необходимыми для развития экономики страны, в силу чего должны быть урегулированы нормами публичного права, которые создают правовые условия и гарантии осуществления инвестиционной деятельности. Все инвестиционное законодательство, содержащее нормы законов о собственности, инвестиционной деятельности, субъектах инвестиционных отношений, является по своей сути публично-правовым и носит в силу этого императивный характер[11].

Таким образом, инвестиционное право является комплексной отраслью права, существующей наряду с основными отраслями права, и занимает особое место в правовой системе.

При этом в Российской Федерации инвестиционное право сложилось как отрасль законодательства, и необходим консолидированный закон инвестиционного права.

Одновременно инвестиционное право представляет собой цельное правовое образование, отличающееся единством образующих его институтов, объединяющее нормы различных отраслей права. В связи с чем инвестиционное право является комплексной отраслью права, сосуществующей наряду с основными отраслями права, и занимает свое особое место в системе права.

Основной задачей инвестиционного права является правовое обеспечение реализации инвестиционной политики Российской Федерации.

Данная отрасль права направлена на решение также следующих задач:

  • 1) создание единой системы принципов инвестиционного права, на основе которых должно развиваться инвестиционное законодательство. Вместе с тем уже сегодня можно говорить о том, что основополагающие принципы инвестиционного права существуют. На их основе функционирует международное и национальное инвестиционное законодательство, что позволяет инвесторам сформировать базовое представление о порядке и условиях инвестирования;
  • 2) создание эффективного механизма защиты прав инвесторов и обеспечение гарантий реализации их прав;
  • 3) обеспечение реализации публичными органами своих задач, а следовательно, и публичного интереса, не нарушая при этом гарантированных прав инвесторов;
  • 4) правовое обеспечение достижения целевых показателей государственных программ Российской Федерации в отраслях промышленности, в рамках которых реализуются инвестиционные проекты;
  • 5) создание режима благоприятного инвестиционного климата, включая снижение административных и инфраструктурных барьеров;
  • 6) создание благоприятных условий для инвестирования средств зарубежными инвесторами на территории РФ.

Инвестиционное право как отрасль права имеет свою систему, т. е. внутреннюю структуру и разделение на определенные элементы, институты, каждый из которых отражает характер объективно складывающихся инвестиционных отношений в обществе, является закономерным процессом.

Для понимания инвестиционного права и правового регулирования инвестиционных отношений необходимо в первую очередь отметить, что в современных условиях нормы инвестиционного права представляют первоначальный элемент содержания данной отрасли. Потому что в ней выражены прежде всего основные черты содержания инвестиционного права в целом. Содержанием инвестиционного права, т. е. предметом правового регулирования является обособленная группа инвестиционных отношений, отражающих объективные условия существования и развития инвестиционного процесса и (или) инвестиционной деятельности.

Разделение инвестиционного права как отрасли на институты, нормы в зависимости от содержания регулируемых качественно однородных общественных отношений, т. е. объекта регулирования, представляет собой главную юридическую структуру предметной дифференциации.

В инвестиционном праве правовые нормы дифференцированы по институтам.

В систему инвестиционного права входят несколько институтов. Последние представляют собой совокупность норм права, регулирующих определенную группу инвестиционных отношений.

Для научного изучения системы инвестиционного права как отрасли права предлагается следующая схема.

Общая часть

  • — предмет, метод и основные принципы инвестиционного права;
  • — государственное регулирование инвестиционной деятельности;
  • — институт основных понятий в сфере инвестиционной деятельности;
  • — правовые конструкции инвестирования с участием государства;
  • — институт антимонопольного регулирования в инвестиционной деятельности.

Особенная часть включает в себя правовые нормы инвестиционного права, которые расположены в правовых институтах по сферам инвестирования:

  • — инвестиционные договоры в сфере строительства недвижимости;
  • — институт передачи технологий и других результатов интеллектуальной собственности как особая форма привлечения прямых инвестиций;
  • — правовой режим инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • — инвестиционные фонды как форма коллективного инвестирования;
  • — правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Критерием, который выявляется в процессе предметной дифференциации и интеграции норм инвестиционного права, связан с тем главным свойством, которым характеризуется система норм инвестиционного права, — это стремление упорядочения содержания правовых норм, создания устойчивых связей элементов внутренней структуры, способных выявить и обеспечить действие свойств целостной системы, не присущих ее отдельным элементам.

Под инвестиционным правом может также пониматься специальная юридическая учебная дисциплина. Несмотря на то что правовое регулирование инвестиционной деятельности выделено в качестве самостоятельного раздела при изучении предпринимательского (хозяйственного) права[12], в ряде юридических и экономических вузов, в частности, в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургском государственном университете, Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова, Новосибирском национальном исследовательском государственном университете ведется преподавание отдельной специальной дисциплины под названием «Инвестиционное право». Опубликован и ряд учебных работ под таким наименованием[13].

А. В. Белицкая предлагает также выделить в учебной дисциплине «Инвестиционное право» общие положения (основные понятия инвестиционного права (инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционное право, объекты инвестирования, инвестиционный риск, инвестиционный проект), источники инвестиционного права, виды инвестиций и инвестиционной деятельности, субъекты инвестиционной деятельности, государственное регулирование инвестиционной деятельности, особенности способов защиты прав субъектов инвестиционной деятельности). Также в учебных целях можно выделить особенную часть (особые экономические зоны, как особый режим инвестирования, правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации, правовые формы инвестиционной деятельности: договорные, корпоративные и иные) и специальную часть (правовое регулирование инвестиционной деятельности в отдельных сферах экономики: капитального строительства, недропользования, инноваций)[14].

Поэтому предметный подход и структурный анализ содержания норм инвестиционного права является критерием построения системы институтов инвестиционного права.

На основании изложенного можно предложить следующее определение понятия «институт инвестиционного права».

Институт инвестиционного права — это объективно-обусловленная структура, состоящая из норм инвестиционного права, объединенная в единый правоприменительный комплекс, согласованно регулирующий качественно однородный определенный вид общественных отношений в сфере инвестиционной деятельности.

  • [1] Доронина Н. Г., Семилютина Н. Г. Правовое регулирование инвестиций: учеб, пособие. Ч. 2. М., 2002.
  • [2] См., например: Вдовин И. А. Механизм правового регулирования инвестиционнойдеятельности (Исторический и теоретико-правовой анализ): дис. … д-ра юрид. наук.СПб., 2002. С. 14; Горягин, А. А. Административно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2001. С. 22.
  • [3] См.: Legal Framework for the Treatment of Foreign Direct Investment. Washington, 1992. Vol. 1. P. 9.
  • [4] Финансовое право: учебник / А. Р. Батяева [и др.]; отв. ред. С. В. Запольский.2-е изд., испр. и доп. М.: Контракт; Волтере Клувер, 2011. 792 с.
  • [5] Алексеев С. С. Об отраслях советского права. // Советское государство и право.1972. № 3. С. 10—17.
  • [6] Богатырев А. Г. Правовое регулирование инвестиционных отношений (вопросытеории и практики). М.: Экон-Информ, 2012. С. 22—23.
  • [7] Попова А. В. Понятие, предмет и метод правового регулирования инвестиционныхотношений // Современный юрист. 2014. № 2. С. 93—105.
  • [8] Лисица В. И. Правовое регулирование инвестиционных отношений: теория, законодательство и практика применения: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Новосибирск, 2010. С. 9.
  • [9] Гущин В. В., Овчинников А. А. Инвестиционное право: учебник. М.: Эксмо, 2006.С. 87—88.
  • [10] Фархутдинов И. 3., Трапезников В. А. Инвестиционное право. М.: Волтере Клувер, 2006. С. 15, 16.
  • [11] Богатырев А. Г. Правовое регулирование инвестиционных отношений (вопросытеории и практики). М.: Экон-Информ, 2012. С. 40—41.
  • [12] Хозяйственное право: в 2 т. Т. 2 / под ред. В. С. Мартемьянова. М.: БЕК, 1994.С. 150—173.
  • [13] Ершова И. В. и др. Инвестиционное право: учеб, пособие. М.: Проспект, 2015.С. 296; Гущин В. В., Овчинников А. А. Инвестиционное право: учебник. М.: Эксмо, 2006.С. 688; Мороз С. П. Инвестиционное право: учебник. Алматы, 2006. С. 341; Фархутдинов И. 3., Трапезников В. А. Инвестиционное право: учеб.-практ. пособие. М.: ВолтереКлувер, 2006. С. 411.
  • [14] Белицкая А. В. О месте и роли инвестиционного права в системе российскогоправа // Предпринимательское право. 2012. № 2. С. 20—24.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой