Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Юность самодержца. 
Александр I

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Благодаря такому обильному приему политической и моральной идиллии великий князь рано стал мечтать о сельском уединении, не мог без восторга пройти мимо полевого цветка или крестьянской избы, волновался при виде молодой бабы в нарядном платье. С летами это само собой бы исправилось, мечты сменились бы трезвыми наблюдениями, чувства, охладев, превратились бы в убеждения, но случилось так, что этот… Читать ещё >

Юность самодержца. Александр I (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

«Александр 1 появился на свет 23 декабря 1777 года. История жизни императора так же трагична, как история жизни его отца, убитого с невольного согласия сына. Бабушка его была императрицей Екатериной II, папа — великим кпязем Павлом Петровичем, наследником престола, мама, соответственно, будущей царицей. Так родиться удается пе каждому. Дело портило то, что он родился в неблагополучной, как сейчас говорят, семье — с монархами такое тоже случается. Дедушки, например, у него не было, потому что бабушка отняла у дедушки трон (не сама, конечно, а руками помощников, гвардейских офицеров), и ее помощники сначала отправили свергнутого под арест, а затем — на „тот свет“. Бабушка, папа и мама жили в разных местах; папа — в Гатчине, мама — в Павловске, а бабушка — то в Петербурге, в Зимнем дворце, то в Царском Селе. При этом бабушка терпеть не могла папу, а тот ее». 2.

Когда родился Павел, императрица Елизавета Петровна отстранила Екатерину от воспитания сына и вырастила его «не так». Поэтому Екатерина никак не могла доверить Павлу воспитание его первенца, которому тоже когда-нибудь предстояло стать царем. И она, в свою очередь, отобрала внука у родителей и стала воспитывать сама. Она же, кстати, настояла на том, чтобы его назвали Александром — в честь святого Александра Невского. До того монархов с таким именем на русском троне не было.

Под ее руководством Александра и его младшего брата Константина учили разным полГзным вещам. Не бояться грома, пауков и мышей; не убивать бабочек и мух; не обманывать и не плакать; танцевать, фехтовать, ездить верхом; рано вставать и рано ложиться спать; много бывать на свежем воздухе; обязательно слушаться старших; ухаживать за домашними собачками и птичками и поливать цветы в горшках. Екатерина сама была его первой воспитательницей и учительницей, писала специально для любимого внука учебники и сказки. Главное же достоинство воспитания детей должно, считала Екатерина, состоять «в любви к ближнему (не делай другому, чего не хочешь, чтоб тебе сделано было), в общем благоволении к роду человеческому, в доброжелательстве ко всем людям, в ласковом и снисходительном обращении со всеми…».

Одним из любимых занятий Екатерины было чтение, книг французских философов. Они писали о справедливости, о любви к человечеству, о том, что закон — превыше всего, и о том, что люди должны быть равны и свободны. Чтобы внук не отставал от полета философской мысли, она пригласила к нему воспитателя, который читал те же книги, — швейцарца Фредерика Лагарпа. Лагарп и сам был философом. Он был умен, благороден и образован. Кроме того, взялся за работу Н. Ермильченко «История России. Александр 1 Благословенный» чрезвычайно добросовестно. Только вот к тому, что царица рассматривала как хобби, он относился гораздо серьезнее. Он сочувствовал французской революции 1789 года (в ходе которой казнили короля и королеву) и считал, что власть монарха следует заменить властью народа, то есть республикой. Так, под влиянием Лагарпа, будущий самодержец вырос убежденным республиканцем, любящим человечество и мечтающим о свободе для своей страны —- от крепостного рабства. «Дитя осьмнадцатого века», как написал Вяземский.

Александр очень привязался к своему воспитателю и впоследствии говорил, что своими лучшими качествами обязан ему.

Второй воспитатель Александра, граф Салтыков, владел наукой иного рода — наукой жизни при дворе. Он в совершенстве умел плести интриги, льстить, притворяться, знал, как надо себя вести в разных ситуациях и с разными людьми.

Конечно же, Александру преподавали и обычные «школьные» предметы. Единственное, чему учителя будущего царя не уделяли достаточного внимания, это то, как на самом деле каждый день живет его страна.

Время от времени его отпускали к отцу в Гатчину: Там все былодругое. Павел не читал философов и не поощрял разговоров о свободе. Его увлечением была армия. Военная дисциплина, парады и маневры. Он разрешил сыновьям командовать небольшими военными подразделениями, и это очень нравилось Александру, хотя и усиливало двойственность его характера. Александру приходилось присутсвовать на парадах и носить прусскую форму гатчинских войск.

Будущий самодержец жил на два дома, но настоящего Дома у него не было; он рос всеобщим любимцем, но никто не гладил его по головке и не рассказывал сказки на сон грядущий. А поговорить о республике он мог только с Лагарпом, потом — с друзьями, но никак не в семье, которой, в сущности, тоже не было. Бабушка и отец, оба не терпели возражений и при этом ненавидели друг друга. Александр боялся обоих. Чтобы оставаться «хорошим» и для той, и для другого, ему приходилось приспосабливаться.

Двоек за учебу ему не ставили, но число «два» стало как бы частью его судьбы. Два воспитателя, два человека, от которых он зависел; дальше — больше: два обстоятельства, отягощавших его взрослую жизнь, и две главные государственные проблемы, которые он должен был решать, но не решил, и два помощника… Самой характерной чертой юного наследника была лень. Александр не хотел учиться, его не привлекала слава полководца.

«Благодаря такому обильному приему политической и моральной идиллии великий князь рано стал мечтать о сельском уединении, не мог без восторга пройти мимо полевого цветка или крестьянской избы, волновался при виде молодой бабы в нарядном платье. С летами это само собой бы исправилось, мечты сменились бы трезвыми наблюдениями, чувства, охладев, превратились бы в убеждения, но случилось так, что этот необходимый и полезный процесс был преждевременно прерван. Екатерина поспешила застраховать от них сердце своего внука и женила его в 1793 г., когда ему еще не было 16 лет.» '.

царствование александр реформа престол.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой