Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культура Хеттского царства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достижения хеттов в области искусства, если сравнивать их с соседними народами (например, египтянами, минойцами или микенскими греками), кажутся весьма скромными. Как отмечают современные исследователи, «в целом для хеттской культуры характерна рациональная деловитость, прагматическая ориентация на главные нужды общества и его членов, для которых наибольшую важность имели военные успехи… Читать ещё >

Культура Хеттского царства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Культура хеттов носила синкретический характер, впитав в себя индоевропейские (собственно хеттские и лувийские), хаттские, хурритские и месопотамские элементы. Этот синкретизм ярко проявлялся, например, в религиозной сфере. Верховным божеством считался индоевропейский по происхождению бог Грозы, именуемый «царем неба, господином страны Хатти»; впоследствии он был отождествлен с хурритским богом-громовержцем Тессобом (Тешшубом). Его супругой считалась хаттская богиня Солнца из города Аринна, «госпожа страны Хатти, неба и земли, госпожа царей и цариц Хатти». Весьма широко распространен был культ Сауски, хурритской богини любви, разрушения и войны, отождествленной с месопотамской Иштар. Почитались божества плодородия, например, хаттский Телепину и киликийский Сандон.

К эпохе Новохеттского царства (XV в. до н. э.) относится, вероятно, создание единого общегосударственного пантеона, который включал главным образом хурритских божеств. Наряду с официальными, государственными культами сохранялось почитание местных богов и духов, о котором, впрочем, сохранилось мало сведений; особо почитались, например, родники. Распространены были гадания (по внутренностям жертвенных животных, по полету птиц и др.) и разнообразные магические ритуалы.

Сохранилось значительное количество памятников хеттской литературы, большая часть которых была открыта в ходе раскопок в Богазкее. Среди них можно выделить тексты официального характера: указы царей («Указ Телепину»), их переписка, а также царские анналы и автобиографии («Автобиография Хаттусили III»), составленные, вероятно, придворными писцами. В большом количестве представлены произведения мифологического содержания. К ним относятся, например, хаттский по происхождению миф об умирающем и воскресающем божестве, объясняющий смену времен года («Миф о Телепину»); цикл преданий о смене нескольких поколений богов и их борьбе за престол верховного божества, в котором смешались индоевропейские и хурритские, а, возможно, и месопотамские элементы; хаттский миф о сражении божественного героя с чудовищем — драконом Иллуянкой, связанный с ритуалом встречи Нового года («Миф об Иллуянке»), Существовала и переводная литература, в частности на хеттский был переведен «Эпос о Гильгамеше». Обнаружены трехязычные хетто-шумеро-аккадские словари.

Достижения хеттов в области искусства, если сравнивать их с соседними народами (например, египтянами, минойцами или микенскими греками), кажутся весьма скромными. Как отмечают современные исследователи, «в целом для хеттской культуры характерна рациональная деловитость, прагматическая ориентация на главные нужды общества и его членов, для которых наибольшую важность имели военные успехи и укрепление администрации»[1]. Поэтому не вызывает удивления, что хетты славились в первую очередь монументальной каменной архитектурой, отдельные памятники которой сохранились до настоящего времени. Чрезвычайно развито было искусство фортификации. Хеттские крепости и города обносились каменной стеной (иногда двойной) из плотно подогнанных друг к другу огромных блоков или из кирпича-сырца, с укрепленными воротами и башнями. Особенно впечатляющими были укрепления столицы Хаттусы. Там же археологами были раскопаны внушительные остатки храмовых сооружений.

Если говорить об изобразительном искусстве, то наиболее высокого уровня развития в хеттской державе достигла скульптура. В качестве примера можно привести рельефы скального храмового комплекса Язылыкая близ Хаттусы, изображающие две встречные процессии божеств и относящиеся ко времени правления Тудхалии IV (XIII в. до н. э.). Помимо изображений религиозного характера на хеттских рельефах часто можно увидеть и светские сюжеты: сцены охоты, изображения музыкантов и акробатов, иногда встречается растительный орнамент. Круглая скульптура сохранилась намного хуже и представлена только несколькими сильно поврежденными фрагментами каменных статуй. Из текстов мы также узнаем, что хетты изготавливали изваяния богов из драгоценных металлов. О существовании у хеттов настенных росписей ничего неизвестно. Образцами хеттской глиптики служат царские печати с иероглифическими и клинообразными надписями на лувийском и хеттском языках.

Традиции хеттской культуры пережили падение Хеттской державы. В течение нескольких последующих столетий они продолжали существовать и развиваться в позднехеттских государствах Северной Сирии. Возможно, что отдельные отголоски хеттского культурного влияния сохранялись также в Западной и Центральной Анатолии.

  • [1] Кузищин В. И., Немировский А. А. Хеттское царство // История Древнего Востока /под ред. В. И. Кузищина. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 157.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой