Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Болезни в картинах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В живописи XVIII века продолжается традиция изображения слепых, калек, нищих, людей с различными изъянами, что должно было вызывать у окружающих сострадание и соответствующее отношение к этим людям в обществе. Портреты слепых и хромых калек, карликов и безумцев, бородатых женщин и алкоголиков были даже объектами коллекционирования для некоторых королей и вельмож. В живописи и литературе того… Читать ещё >

Болезни в картинах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во все времена в своем творчестве художники изображали не только прекрасных женщин, высокопоставленных или известных личностей, но также и больных и увеченных. Мастера живописи не могли пройти мимо такого важного аспекта жизни, как недомогания, болезни, исцеления или смерть, и потому картины на медицинские темы встречаются довольно часто.

В доисторических пещерах изображались раненые сбитыми на землю и неспособными продолжать борьбу против животных или враждебного племени. Свое отношение к изображению больных было в античной Греции и в сохранившихся памятниках римской живописи, предназначенной большей частью для украшения домов. Примечательно, что большинство зрителей не замечали эти детали или не придавали им особого значения. Между тем на фоне изображенных страданий, тяжелых инвалидизирующих и уродующих человека недугов красота и чистота оказывались более привлекательными и становились в глазах многих критерием мастерства художника. Произведения эпохи Возрождения становились предметом исследования для медиков не только потому, что портрет стал одним из наиболее распространенных жанров эпохи, но и потому, что точность и тщательность этих художников помогали изучить до мельчайших деталей различные патологические изменения у изображаемого персонажа. Господствующий в живописи портрет стал благодаря точностям изображения одним из достоверных источников наличия болезней портретируемых. Специалисты-медики стали настойчиво искать черты того или иного заболевания у людей, изображенных великими мастерами того времени. XV и XVII века, проникнутые аскетизмом в искусстве выделяются рядом картин, изображающих святых мучеников, исцеляющих больных и немощных. Здесь мы видим святых Елизавету, Петра и Павла у входа в церковь.

Типичным сюжетом в живописи было посещение врачом страждущего пациента, чаще всего дамы. Интересны в этом отношении хранящиеся в Санкт-Петербургском Эрмитаже две картины мастеров XVII столетия Габриеля Метсю (1629−1667) и Яна Стена (1626−1679) с одинаковым традиционным названием — «Больная и врач».

На картине Г. Метсю врач, в отличие от парадного портрета, изображен на втором плане, а на первом — занемогшая хозяйка дома. Кисть Метсю полна сострадания бледной, почувствовавшей слабость женщине, ее болезнь, по-видимому, серьезна, что подчеркивается позой больной, безвольно откинувшейся в кресле, синюшным оттенком ее лица и кистей рук, а также выражением лица старухи на заднем плане картины и врача, как бы обещающего исцеление после принятия предлагаемого им снадобья. Пациентке откровенно плохо, ей не до врача.

Совсем по-иному раскрыл тот же сюжет Ян Стен. Героиня — больная явно мнимая, которая «плохо себя чувствует», ее «мучает мигрень» и прочие «дамские ужасы». О том, что больная притворяется, свидетельствуют и поза красавицы, и румяный цвет лица, и блеск глаз. О том же повествуют и лицо старой матроны, сообщающей врачу о недугах страдалицы. На физиономии врача — откровенная снисходительно-ироничная усмешка, привыкшего к подобным сценам человека. Все это сразу же дает нам понять, что перед нами не настоящая, а, скорее всего, мнимая больная. Кстати, этой медицинской теме («болезни от любви») особое внимание почему-то уделяли малые голландцы, у которых любое полотно похоже на историю в картинках. При этом на картинах традиционно изображались молодые женщины, истомившиеся от однообразной жизни и жаждущие любви. Под предлогом своего нездоровья, симулированного различными способами, приглашался врач, от которого мнимая больная пыталась добиться благосклонности, а впоследствии, если удастся, и любви. На первый взгляд картины ничем не примечательны, но в них есть множество тонко подмеченных деталей-загадок, которые можно расшифровать. Визит врача к молодой даме, страдающей «сердечной слабостью от любви» — одна из любимейших тем великого голландского мастера Яна Стена. Этот же сюжет обыгрывали и некоторые другие современные ему голландские живописцы. До нас дошло около 20 картин Я. Стена на эту тему, в которых время от времени художник находил нужным пояснить полотно надписью: «Ни один доктор не излечит от любви».

В живописи и литературе того времени доктора изображались, как правило, этакими жизнелюбивыми шарлатанами, дающими весьма отвлеченные советы за вполне ощутимые гонорары. Стену удалось создать очень колоритный контраст между пышущей здоровьем и радостью фигурой доктора и тщедушностью его бледной, лежащей в полуобмороке пациентки на картине «Визит врача».

В живописи XVIII века продолжается традиция изображения слепых, калек, нищих, людей с различными изъянами, что должно было вызывать у окружающих сострадание и соответствующее отношение к этим людям в обществе. Портреты слепых и хромых калек, карликов и безумцев, бородатых женщин и алкоголиков были даже объектами коллекционирования для некоторых королей и вельмож.

В XIX веке, веке романтизма, в изображениях больных появилась некая театральность. Если художник хотел отразить на полотне физическую боль, то она сопровождалась эмоциональным резонансом не только самого больного, но его окружающих. Сцены болезни приобретали тревожность и мрачность. Реализм показывал уже без всяких прикрас не только физические, но и душевные страдания, изображая нищету, одиночество, к которым ведут алкоголизм, наркомания и новые болезни индустриального века. Эта тема особенно характерна для русских художников того времени.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой