Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этапы урбанизации. 
Процесс урбанизации и его особенности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Авторы проекта считают, что эта магистраль будет способствовать социально-экономическому развитию межстоличного пространства, уже с давних времён испытывающего экономический застой и отток населения. Предполагается, что приток населения будет обеспечиваться путём расселения вынужденных переселенцев и демобилизованных офицеров (с членами их семей) частей, выведенных из стран Европы. Существующая… Читать ещё >

Этапы урбанизации. Процесс урбанизации и его особенности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

I. Развитие и рост городов (растущих как бы в отдельности). Это — «точечная» концентрация. Город накапливает потенциал, усложняет свои функциональную и планировочную структуры. Проблемы его становятся всё масштабнее и приобретают возрастающую остроту, однако их решение в рамках самого города становятся всё затруднительнее ввиду ограниченности территориальных ресурсов.

II. Формирование агломераций. Постгородская стадия развития расселения. Возникновение плеяды городских поселений на базе крупного города вносит коренные изменения в картину расселения. Агломерации становятся ключевой формой территориальной организации производительных сил и расселения. Агломерирование носит выборочный характер, но в то же время весьма распространено. Агломерации играют ведущую роль во всех развитых и в ряде развивающихся странах. Крупный город находит в них свое дополнение и одновременно обретает новые возможности для решения своих проблем, в том числе и экологических. Выдающийся потенциал крупного города реализуется полнее.

В социальном отношении городская агломерация — ареал, в котором замыкается недельный цикл жизнедеятельности современного горожанина. У агломераций два фундаментальных свойства: сближенность образующих их поселений и взаимодополняемость (комплементарность) последних. С агломерациями связан значительный экономический эффект, обусловленный возможностью замкнуть в пределах территориально ограниченных агломерационных ареалов значительную часть производственных и иных связей. Это особенно важно для стран с большой территорией. В условиях централизованного управления экономикой агломерационный эффект использовался недостаточно: ведомства предпочитали организовывать связи в своих рамках, не обращая внимания на их экономическую нецелесообразность.

Положительные свойства агломераций сочетаются с их недостатками. Это объясняется тем, что агломерации как бы аккумулировали в себе разрозненные, плохо согласованные между собой частные решения. Их развитие не регулировалось в соответствии с заранее разработанным общим планом. Формирование агломераций можно рассматривать как одно из проявлений саморазвития расселения. Преимущества агломераций неоспоримы, недостатки устранимы. Важно, что агломерационный подход, ранее игнорировавшийся, пробивает себе дорогу в градостроительстве, что, в частности, подтвердил Генеральный план Москвы и Московской области 1988 г.

III. Формирование опорного каркаса расселения. Рассредоточенная концентрация. Опорный каркас представляет собой генерализованный урбанистический портрет страны или региона. Он образован совокупностью узловых (города, агломерации) и линейных (магистрали, полимагистрали) элементов. Там, где они достаточно сближены, и территория оказывается перекрытой зонами их непосредственного влияния, формируются урбанизированные районы.

Формирование опорного каркаса свидетельствует о проявлении двух основных тенденций в развитии расселения — центростремительной и линейностремительной. О масштабах центростремительных тенденций говорит тот факт, что на территории бывшего Советского Союза 1/3 всех вновь возникших новых городов осело вблизи крупных центров, войдя, таким образом, в состав агломераций. Примером отчётливо проявившейся линейностремительной тенденции являлось формирование урбанизированной полосы Москва — Нижний Новгород.

Однако магистраль не во всех случаях проявляет себя в качестве оси развития, вдоль которой складывается мощная полоса расселения. Так, например, не сложилась она вдоль магистрали Москва — Санкт-Петербург, соединяющей крупнейшие в России центры — столицу и вице-столицу и первой по времени постройки в нашей стране. Интересно, что русский писатель, автор фантастических новелл В. Ф. Одоевский в первой половине прошлого века предсказывал, правда в далёкой перспективе, соединение Москвы и Санкт-Петербурга в единый город. Сравнительно недавно с идеей формирования «линеарного города» Москваленинград выступил Д. С. Лихачев. Сейчас внимание к межстоличному региону и прежде всего к «коридору» Москва — Санкт-Петербург вновь возросло в связи с проектом сооружения высокоскоростной магистрали между этими центрами.

Авторы проекта считают, что эта магистраль будет способствовать социально-экономическому развитию межстоличного пространства, уже с давних времён испытывающего экономический застой и отток населения. Предполагается, что приток населения будет обеспечиваться путём расселения вынужденных переселенцев и демобилизованных офицеров (с членами их семей) частей, выведенных из стран Европы. Существующая и активно работающая магистраль, принадлежащая к числу технически наиболее совершенных в России, имела всё же, в основном, транзитное значение и пересекаемую ею территорию к себе не подключила. Поэтому уверенно прогнозировать и на этот раз социально-экономический подъём местности и формирование своего рода мегалополиса Москва — Санкт-Петербург трудно.

Территориальное устройство страны с формированием опорного каркаса приобретает новое качество. По выражению В.П. Семенова-Тян-Шанского возрастает прочность государственной территории. Опорный каркас ориентирует пространственное развитие экономики, образующая его совокупность узлов и линий выделяет центры и оси приоритетного развития. Важность опорного каркаса, большая для любой страны, особенно возрастает в России вследствие её огромной территории и сильной дифференциации пространства. В этих условиях велико значение опорного каркаса как фактора территориально-хозяйственной интеграции всех регионов России.

Рассмотрение особенностей размещения городов в пределах регионов России показывает, что они не схватывают равномерно территорию. Города стремятся сблизиться, образуя, тем самым, ареал интенсивного взаимодействия — наиболее экономически активную часть территории. Тем самым достигается снижение затрат времени и средств на осуществление взаимодействий, что можно назвать экономией расстояний.

В перспективе, когда будет осуществлено строительство системы высокоскоростных магистралей (а такова тенденция развития транспортных сетей), возможно формирование суперкаркаса, в который войдут главные центры регионов и основные коммуникационные узлы страны. В градостроительной практике произошло признание идей опорного каркаса, которые до тех пор имели хождение лишь в научной среде. Теперь идея признается как конструктивная и практически важная и в органах управления. В результате рассмотрения Генеральной схемы расселения на территории России Экспертный совет при правительстве Российской Федерации в своем решении отметил важность формирования опорного каркаса расселения. Его роль в новой геополитической ситуации России возрастает.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой