Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятийный аппарат по финансовому менеджменту

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Последующий финансовый контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основной его задачей являются выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возмещение нанесенного ущерба, привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц, принятие мер… Читать ещё >

Понятийный аппарат по финансовому менеджменту (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Финансовый менеджмент — это процесс управления путем использования способов воздействия финансово-кредитного механизма на финансовые ресурсы в целях реализации финансовой политики. Отдельные направления финансового менеджмента определяются объектом управления. При единстве сущности процесса управления во всех звеньях финансово-кредитной системы страны специфические формы и метод воздействия на финансовые ресурсы могут быть различны при управлении государственными финансами и кредитом, страховым и банковским делом, финансами предприятий.

Финансы — совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества.

Основными признаками финансов являются:

Денежные отношения, т. е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов).

Наличие двух субъектов, один из которых наделен особыми полномочиями. Таким субъектом выступает государство.

В процессе денежных отношений осуществляется формирование или использование общегосударственных фондов денежных средств. Можно сказать, что отличительным признаком финансов является их фондовый характер.

Регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Ярко выраженное специфическое общественное назначение финансов — формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов любого государства являются валовой внутренний продукт и его основная часть — национальный доход. С помощью финансов осуществляется его распределение и перераспределение и, следовательно, прямое воздействие на производство, распределение и потребление.

Таким образом, финансы выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Функции финансов:

  • · распределительная функция; она связана с их сущностью и потому органически им присуща.
  • · контрольная, которая тесно связана с распределительной.

Контрольная функция финансов — это прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Контроль рублем пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной контроль, контроль через форму стоимости.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.

Формой реализации контрольной функции финансов является финансовый контроль. Финансовый контроль является деятельностью особых контролирующих органов, которые осуществляют этот контроль. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

  • > Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, за расходованием государственных средств. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.
  • > Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.
  • > Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляют финансовые службы предприятий, учреждений (бухгалтериями, финансовыми отделами). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений.
  • > Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов.

В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г. функции государственного контроля с учетом распределения полномочий возложены на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (Главное управление Федерального казначейства и контрольно-ревизионное управление), Государственную налоговую службу РФ*, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также на иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и внебюджетных фондов.

Развитие рыночных отношений и создание акционерных форм собственности привели к необходимости создания независимого финансового контроля — аудита.

Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности.

Цель аудита — установление достоверности финансовой отчетности предприятий и организаций и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам. Аудитор — не государственный служащий, а независимый ревизор.

В зависимости от целей и задач выделяются два вида аудита: внешний и внутренний.

  • · Внешний аудит осуществляется на платной основе специализированными аудиторскими организациями, обладающими соответствующей лицензией и компетенцией, согласно договору с государственными налоговыми или другими органами, предприятиями, пользователями банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами и т. д.
  • · Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контроля фирм, филиалов, дочерних компаний и т. д. Его задача — проведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно. Только таким образом можно активно и своевременно воздействовать на ход коммерческих и финансовых операций, вовремя устранять недостатки в работе. Он должен охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер, быть результативным.

По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

  • 1. Предварительный финансовый контроль производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, проектов бюджетов и т. д. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба деятельности предприятия.
  • 2. Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он производится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Последующий финансовый контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основной его задачей являются выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возмещение нанесенного ущерба, привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц, принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины. финансовый контроль аудит доход Финансово-кредитный механизм представляет собой систему управления, и его успешное функционирование прямо связано с использованием категорий теории управления производством.

Финансово-кредитный механизм как система управления имеет соответствующий состав определенных компонентов или частей, обычно называемых подсистемами. Это система в системе более высокого порядка.

Финансово-кредитный механизм представляет собой систему финансовых и кредитных методов и рычагов управления в целях реализации финансовой политики.

Важнейшим специальным органом управления финансами страны является Министерство финансов Российской Федерации и его структурные подразделения на местах. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 утверждено Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, согласно которому Министерство финансов является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются:

  • > Совершенствование бюджетной системы, развитие бюджетного федерализма.
  • > Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики.
  • > Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны.
  • > Разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения.
  • > Составление программ государственных заимствований и их реализация, управление государственным внутренним и внешним долгом.
  • > Разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков.
  • > Осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля.
  • > Обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом.

Важнейшими департаментами Министерства финансов РФ являются: бюджетный департамент, который составляет проект федерального бюджета; отраслевые департаменты финансирования промышленности и других отраслей народного хозяйства; департаменты охраны природы, оборонного комплекса; контрольно-ревизионное управление, имеющие территориальные органы на местах.

Страхование — совокупность перераспределительных отношений между участниками страхового договора по поводу создания за счёт денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба в связи с последствиями происшедших страховых случаев.

Важнейшее средство перераспределения — гос. финансы (республиканские, бюджетные, местные).

  • · Пенсионный фонд — формируется засчёт страховых взносов работодателей и работабщих граждан и используется на выплату государственных пенсий и пособий.
  • · на выплату страховой части пенсии:

для лиц 1966 года рождения и старше — 26%;

для лиц 1967 года рождения и моложе — 20%;

· на выплату накопительной части пенсии для лиц 1967 года рождения и моложе — 6%.

  • · Фонд Социального Страхования РФ — формируется засчёт страховых взносов работодателей и граждан в размере 5,4% от начисленной оплаты труда по всем основаниям.
  • · Государственный фон занятости — отчислений работодателей в размере 1,5% от начисленной оплаты труда по всем основаниям
  • · Фонд Обязательного Медицинского страхования — формируется засчёт страховых взносов работодателей и граждан$jnxbcktybz производятся в федеральный фонд — 0,2%, в территориальный фонд — 3,4%.

Финансовая политика — совокупность мероприятий государства, проявляемых в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и задач Использованная литература.

  • 1.

    Введение

    в финансовый менеджмент. Москва, «Финансы и статистика», 2006.

  • 2. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Н. Ф. Самсонов, Н. П. Баранникова, А. А. Володин и др.; Под ред. проф. Н. Ф. Самсонова. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001. — 495 с.
  • 3. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой