Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Зарождение христианства на территории Руси

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Известия о частных обращениях жителей южной Руси к христианству начинаются с IV века. Блаженный Иероним писал: «Гунны изучают псалтирь; хладная Скифия согревается огнем веры истинной» .Под именем холодной скифии он разумеет ту, что простиралась от левого берега Дуная до Дона, где обитали славяне. Веру истинную среди скифов распространял Иоанн Златоуст. Через 15 лет в Киев прибыл Олег, умертвил… Читать ещё >

Зарождение христианства на территории Руси (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Известия о частных обращениях жителей южной Руси к христианству начинаются с IV века. Блаженный Иероним писал: «Гунны изучают псалтирь; хладная Скифия согревается огнем веры истинной» .Под именем холодной скифии он разумеет ту, что простиралась от левого берега Дуная до Дона, где обитали славяне. Веру истинную среди скифов распространял Иоанн Златоуст.

На севере Русской земли, где княжил Рюрик с братьями, почти не было слухов о христианстве. Двое из сподвижников Рюрика, Аскольд и Дир, отправились из Новгорода в Царьград. На берегу Днепра они увидели городок Киев и завладели им. Отсюда в 866 г. они отправились на Царьград с дружиной в 200 судов и заставили трепетать столицу империи. Блаженный патриарх Фотий вынес из Влахернского храма ризу Богоматери и погрузил ее в море, тихое и спокойное. Вдруг оно закипело бурею и разбило суда руссов.

Аскольд и Дир, объятые страхом, уверовали во Христа. По возвращении с остатками флота в Киев они приняли на вече епископа, присланного от патриарха Фотия. После его рассказа о вере христианской, руссы пожелали увидеть чудо, чтобы уверовать. Они просили, чтобы брошено было в огонь Евангелие, и обещали поверить христианскому Богу, если оно останется невредимым. Тогда епископ, воззвав к Богу, положил книгу в огонь. Евангелие не сгорело. Видя это, князья и многие язычники, пораженные чудом, приняли крещение.

Через 15 лет в Киев прибыл Олег, умертвил Аскольда и Дира и поселился на берегах Днепра. Он был язычник, но знаком был с христианской верой. Когда послы его были в Царьграде для заключения мира, им показали «страсти Господни, терновый венец, гвозди и багряницу» и мощи святых. Возвратясь в Киев, они рассказали землякам, что видели и слышали.

При князе Игоре вера Христова спокойно продолжалась в Киеве. В договоре, заключенном им с греками, упоминается о том, что руссы крещеные будут присягать в соборной церкви святого Илии в Киеве и целовать крест. Таким образом, христиан между руссами уже было столько, что надо упоминать о них в договоре, и в Киеве был соборный храм.

Но значительный толчок к принятию христианства на Руси сделала Ольга — вдова убитого древлянами князя киевского Игоря. После кровной мести древлянам, как говорит Карамзин, она «достигла уже тех лет, когда смертный, удовлетворив главным побуждениям земной деятельности, видит близкий конец ее перед собою и чувствует суетность земного величия. Тогда истинная Вера, более нежели когда-нибудь, служит ему опорой или утешением в печальных размышлениях о тленности человека. Ольга была язычница, но имя Бога Вседержителя уже славилось в Киеве. Она могла видеть торжественность обрядов Христианства; могла из любопытства беседовать с Церковными пастырями и, будучи одарена умом необыкновенным, увериться в святости их учения. Плененная лучом сего нового света, Ольга захотела быть Христианкою и сама отправилась в столицу Империи и Веры Греческой, чтобы почерпнуть его в самом источнике. Там Патриарх был ее наставником и крестителем, а Константин Багрянородный — восприемником от купели». Ольга, поехавшая в Константинополь язычницей, возвратилась христианкой, возвратилась с богатыми дарами от императора.

Однако, приняв христианство в Константинополе, Ольга отнюдь не собиралась скрывать это, что было в любом случае невозможно. Она не могла безучастно смотреть на то, как ее сын Святослав, ее окружение, весь народ русский остается в язычестве. Она пыталась уговорить сына принять христианство, однако он упорствовал и не хотел этого.

Ольга, по свидетельству летописи, часто говорила ему: «Я узнала Бога и радуюсь; если и ты узнаешь его, то также станешь радоваться», Святослав не слушался и отвечал на это: «Как мне одному принять другой закон? Дружина станет над этим смеяться». Ольга возражала: «Если ты крестишься, то и все станут то же делать». Он не послушался матери, говорит летописец, и жил по обычаю языческому (творил норовы поганские).

Однако отказ Святослава уже не мог повлиять на общий процесс обращения Руси в христианство.

Таким образом, можно сказать, что во времена правления Ольги христианство стало занимать видное положение и с ней уже были обязаны считаться язычники. Оно представляло собой альтернативу устаревшему язычеству, способную объединить и сплотить русский народ. Однако для обращения большинства русичей в христианство нужна была сильная рука, рука, имевшая большую власть и способная силой заставить креститься русский люд.

Именно таким человеком, такой сильной личностью, приведшей Русь к христианству, стал Великий Князь Киевский Владимир, признанный Равноапостольным.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой