Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Свойства компонентов композитов на основе алюминиевой матрицы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Применение боралюминия по сравнению с титановыми сплавами дает снижение массы на 30…40%, обеспечивая более высокую длительную и усталостную прочность при нагреве до 500 °C. Еще более эффективно применение боралюминия в авиационной и космической технике. Его использование для изготовления крупных деталей для ракет «Атлас», космических кораблей «Аполлон», «Шаттл» позволило уменьшить их массу… Читать ещё >

Свойства компонентов композитов на основе алюминиевой матрицы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

со

?С*

Таблица 2.16.

Тип волокна.

Плотность р, г/см3

Предел прочности при растяжении о8, МПа.

Модуль упругости ?, ГПа.

Удельная прочность.

(Ууа = 0"/(рZ),

км.

Удельная жесткость Еуа = ?/(р?). 103км.

ТКЛРос, ю^к-1

Максимальная температура.

'та". 'С.

Матрица из алюминиевого сплава.

2,63 …6,8.

250…537.

69…73.

2,5.

11…13.

С.

2,1…2,3.

850/70.

360/35.

1,0…3,6.

В

2,6.

1 800/330.

250/140.

6,0.

SiC.

2,85…2,9.

1 600/350.

230/140.

6,1.

В SiC.

2,7… 2,8.

1 400/320.

220/180.

—.

—.

—.

А1203

3,4.

260/140.

Примечание. В числителе даны продольные значения прочностных характеристик, в знаменателе — поперечные.

Параметр

Магниевые сплавы.

Материал армирующих волокон.

С.

В.

А1203

Плотность р, г/см3

СО оо.

1,9… 1,95.

2,15.

2,5 …2,9.

Предел прочности при растяжении ав, МПа.

200…280.

Модуль упругости ?*, ГПа.

43 …45.

Условный предел прочности на растяжение о^, км.

15,5.

115*.

Удельная жесткость ?ул, 103 км.

2,5.

23*.

ТКЛРа, Ю-^К-'.

14… 15.

* ;

;

;

Максимальная температура W, «С.

—.

300…320.

—.

—.

* Проектируемые значения свойств.

на основе титановой матрицы представляет большие трудности. Недостатком этого вида композитов является также высокая реакционная способность титановой матрицы. Свойства металлических композитов на основе титановой матрицы приведены в табл. 2.18.

Прочность и модуль упругости, а также сопротивление материалов удару для однонаправленных композиционных материалов на основе алюминия, магния и титана повышаются по мере увеличения в композиции объемного содержания волокон.

Для очень высоких температур, например в камерах сгорания реактивных двигателей, используют системы, содержащие молибденовую и вольфрамовую проволоку в матрицах из титана и суперсплавов.

Наибольшей прочностью при температуре 1093 °C обладает проволока из сплава W— Re— Hf— С: ов = 2,2 ГПа, что в несколько раз больше прочности никелевых или кобальтовых суперсплавов при такой же температуре.

Большие перспективы открываются с развитием процессов объемного армирования металлических композитов. В частности, для металлических композитов объемное армирование дает существенный выигрыш в ударной вязкости. Система А1203/А1 трех;

Параметр

Титановые сплавы.

Материал армирующих волокон.

В.

SiC.

В SiC.

Плотность р, г/см3

4,5.

3,3…3,5.

3,8…4,0.

3,7… 3,9.

Предел прочности при растяжении ав, МПа.

500… 1 200.

1 500/550.

1 720/650.

1 400/550.

Модуль упругости Еу ГПа.

250/200.

290/200.

Удельная прочность °в/(р?), км

Удельная жесткость Еул> 103 км.

2,6.

6,5.

7,5.

7,5.

ТКЛРа, Ю^К-'.

—.

—.

4,5…5,7.

Максимальная температура /тах, «С.

—.

Примечание. В числителе даны продольные значения прочностных характеристик, в знаменателе — поперечные.

мерного армирования поглощает почти такую же энергию удара, как и чистый металл.

Армирование по толщине, обеспечиваемое трехмеоной волокнистой структурой, предотвращает расслоение и ограничивает распространение трещин.

К недостаткам металлических композитов относятся их сравнительно высокая стоимость и сложность изготовления. Их стоимость в настоящее время превосходит стоимость полимерных композитов в несколько раз. Совершенствование технологии позволит снизить себестоимость металлических композитов, а их уникальные свойства делают их незаменимыми в ряде конструкций.

В авиационной и космической технике наиболее широко используют композиты с борными волокнами. Детали из боропластика и бороалюминия применяют такие крупные фирмы США, как «Локхид», «Боинг», «Дженерал Дайнемикс». Из них изготавливают горизонтальные и вертикальные стабилизаторы, рули, элементы хвостового оперения, лонжероны, лопасти винтов, обшивку крыльев и др.

Области использования металлических композитов непрерывно расширяются. Помимо улучшения технических характеристик многих ответственных изделий, использование металлических композитов способно обеспечить уменьшение массы изделий на.

20…30%. Современные А1—Li сплавы имеют этот показатель на уровне 10… 15%.

Применение боралюминия по сравнению с титановыми сплавами дает снижение массы на 30…40%, обеспечивая более высокую длительную и усталостную прочность при нагреве до 500 °C. Еще более эффективно применение боралюминия в авиационной и космической технике. Его использование для изготовления крупных деталей для ракет «Атлас», космических кораблей «Аполлон», «Шаттл» позволило уменьшить их массу на 20…50%. Это, в свою очередь, увеличило полезную нагрузку, а для военных самолетов — дальность полета, объем вооружения и т. д. Снижение полетной массы истребителя F-15 на 6% (около 1 100 кг) приводит к увеличению дальности полета на 15%.

Фирма Toyota (Япония) изготовила металлические композиты для деталей автомобилестроения. Алюминий армировали смесью коротких волокон А1203 и Si02 (диаметр примерно 3 мкм и длина до 10 мкм) в различных соотношениях. С увеличением массовой доли волокон А1203 возрастает прочность и модуль упругости, при росте доли волокон Si02 повышается износостойкость. Этот материал использовали вместо никелевых сплавов для изготовления накладок поршней, что позволило поднять температуру в камере сгорания двигателя и его мощность. За счет увеличения износостойкости поршней пробег автомобиля увеличен до 300 тыс. км.

Производство таких металлических композитов, по мнению японских специалистов, откроет промышленную технологию следующего поколения.

Правильный выбор материалов с целью экономии массы летательных аппаратов играет определяющую роль. Стоимость материала конструкции составляет 40% для военных самолетов, 68% — для коммерческих, 19% — для космических аппаратов, 50% — для орбитального космического корабля типа «Шаттл». В космической технике экономию массы принято оценивать через стоимость вывода 1 кг массы на орбиту с учетом числа запусков. Учитывая, что отношение исходной массы к массе, доставленной на околоземную орбиту, составляет 100: 1, эта величина может составлять до 30 тыс. долл ./кг.

Применение композитов в конструкции космического корабля «Шаттл» позволило снизить массу на 1 402 кг, в том числе за счет боропластика — на 410 кг и боралюминия — на 82 кг. Такая экономия массы позволила уменьшить затраты на вывод корабля на орбиту на несколько миллионов долларов, что заранее окупает затраты на стоимость элементов конструкции из этих материалов.

  • 1. Назовите основные этапы технологии получения изделий из керамических материалов.
  • 2. Какие виды керамических материалов используются в промышленности?
  • 3. В чем преимущества режущего инструмента с пластинами из керамических материалов?
  • 4. Какой эффект достигают при изготовлении деталей двигателей из керамических материалов?
  • 5. Где используют ударопрочные керамические материалы?
  • 6. Какова область применения радиопрозрачных керамических материалов?
  • 7. Какой материал называется композиционным?
  • 8. Что представляют собой дисперсно-упрочненные, волокнистые и слоистые композиты?
  • 9. Что означает слово «синтсгран»? Из чего состоит этот материал?
  • 10. Каковы области применения синтеграна?
  • 11. Каковы свойства углепластиков и где они используются?
  • 12. Что представляют собой органопластики и где их применяют?
  • 13. Какова область применения боропластиков?
  • 14. Где используют композиты с металлической матрицей?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой