Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Периоды жизнедеятельности. 
Возрастные особенности развития организма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Зрелый, пожилой, старческий возраст Индивидуальное развитие взрослого человека представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нем филогенетической программой. В период после ранней юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости и старости. Завершается этот цикл смертью человека, которая, разумеется, может наступить… Читать ещё >

Периоды жизнедеятельности. Возрастные особенности развития организма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА

В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает все детство, он характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными перестройками функционирования организма. Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период.

В современной науке нет единой общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ, но предлагается такая схема:

  • 1) новорожденный (1−21 дня);
  • 2) младенческий возраст (21 дней — 1 год);
  • 3) раннее детство (1−3 года);
  • 4) дошкольный период (4−7 лет);
  • 5) младший школьный возраст (8−12 лет для мальчиков, 8−11 лет для девочек);
  • 6) препубертатный период (12−15 лет);
  • 7) подростковый возраст (15−18 лет);
  • 8) юношеский период (18−21 год)
  • 9) зрелый возраст:

I период (22−35 лет для мужчин, 22−35 лет для женщин);

II период (36−60 лет для мужчин, 36−55 лет для женщин);

  • 10) пожилой возраст (61−74 года для мужчин, 56−74 года для женщин);
  • 11) старческий возраст (75−90 лет);
  • 12) долгожители (90 лет и выше).

Данная периодизация включает в себя комплекс признаков: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. Схема учитывает особенности мальчиков и девочек. Для каждого возрастного периода характерны специфические особенности. Переход от одного возрастного периода к другому называют переломным этапом индивидуального развития, или критическим периодом. Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени изменчива. Хронологические рамки возраста и его характеристики определяются в первую очередь социальными факторами.

Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной сте-пени подвержена изменениям. Как хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяются, прежде всего, социальными факторами. Различные функциональные системы созревают неравномерно, они включаются поэтапно, постепенно сменяются, создавая организму условия для приспособления в различные периоды онтогенетического развития. Те структуры, которые в совокупности составят к моменту рождения функциональную систему, имеющую жизненно важное значение, закладываются и созревают избирательно и ускоренно. Например, круговая мышца рта иннервируется ускоренно и задолго до того, как будут иннервированы другие мышцы лица. То же самое можно сказать и о других мышцах и структурах центральной нервной системы, которые обеспечивают акт сосания. Другой пример: из всех нервов руки раньше и полнее всего развиваются те, которые обеспечивают сокращение мышц — сгибателей пальцев, осуществляющих хватательный рефлекс.

Период новорожденности Сразу после рождения наступает период, называемый периодом новорожденности. Основанием для этого выделения служит тот факт, что в это время имеет место вскармливание ребенка молозивом в течение 8−10 дней. Новорожденные в начальном периоде приспособления к условиям вне утробной жизни разделяются по уровню зрелости на доношенных и недоношенных. Внутриутробное развитие доношенных детей длится 39−40 недель, недоношенных — 28−38 недель. При определении зрелости учитывают не только эти сроки, но и массу (вес) тела при рождении.

Доношенными считаются новорожденные с массой тела не менее 2500 г (при длине тела не менее 45 см), а недоношенными — новорожденные, имеющие массу тела меньше 2500 г. Кроме массы и длины, учитывают и другие размеры, например обхват груди в соотношении с длиной тела и обхват головы в соотношении с обхватом груди. Считается, что обхват груди на уровне сосков должен быть больше 0,5 длины тела на 9−10 см, а обхват головы — больше обхвата груди не более чем на 1−2 см.

Младенческий период Следующий период — грудной — продолжается до года. Начало этого периода связано с переходом к питанию «зрелым» молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста, по сравнению со всеми остальными периодами вне утробной жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года в 1,5 раза, а масса тела утраивается. С 6 мес. начинают прорезываться молочные зубы. В грудном возрасте ярко выражена неравномерность в росте тела. В первом полугодии грудные дети растут быстрее, чем во втором. В каждом месяце первого года жизни появляются новые показатели развития. В первый месяц ребенок начинает улыбаться в ответ на обращение к нему взрослых, в 4 мес. настойчиво пытается встать на ножки (при поддержке), в 6 мес. пытается ползать на четвереньках, в 8 — делает попытки ходить, к году ребенок обычно ходит.

Период раннего детства Период раннего детства длится от 1 года до 4 лет. В конце второго года жизни заканчивается прорезывание зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.

Дошкольный период С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: первый моляр (большой коренной зуб) и медиальный резец на нижней челюсти.

Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела.

Период младшего школьного возраста Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек — с 8 до 11 лет. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиление секреции половых гормонов (особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных половых признаков. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна. У девочек вначале формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, потом — в подмышечных впадинах. Матка и влагалище развиваются одновременно с формированием молочных желез. В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу этого периода у них начинается ускоренный рост яичек, мошонки, а затем — полового члена.

Препубертатный период Следующий период — препубертатный — называется также периодом полового созревания. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста — пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки в длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по массе тела — между 12 и 13 годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в массе тела — между 14 и 15 годами. Особенно велика скорость роста длины тела у мальчиков, в результате чего в 13,5−14 лет они обгоняют девочек по длине тела. В связи с повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы формируются вторичные половые признаки. У девочек продолжается развитие молочных желез, наблюдается рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является первая менструация.

В препубертатный период происходит интенсивное половое созревание мальчиков. К 13 годам у них происходит изменение (мутация) голоса и появляются волосы на лобке, а в 14 лет появляются волосы в подмышечных впадинах. В 14−15 лет у мальчиков появляются первые поллюции (непроизвольные извержения спермы).

У мальчиков, по сравнению с девочками, более продолжителен препубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста.

Пубертатный (подростковый) и юношеский возраст Юношеский возраст продолжается у юношей от 18 до 21 года, а у девушек — от 17 до 20 лет. В этот период в основном заканчиваются процесс роста и формирование организма, и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины.

В юношеском возрасте завершается формирование половой системы, созревание репродуктивной функции. Окончательно устанавливаются овуляторные циклы у женщины, ритмичность секреции тестостерона и выработка зрелой спермы у мужчины.

Зрелый, пожилой, старческий возраст Индивидуальное развитие взрослого человека представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нем филогенетической программой. В период после ранней юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости и старости. Завершается этот цикл смертью человека, которая, разумеется, может наступить и на более ранних этапах, чем старость (неизлечимая болезнь, несчастный случай, суицид и т. д.). Знакомясь с периодизацией индивидуального развития взрослого человека, следует учитывать некоторые специфические проблемы. Не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии. Это зависит от закономерностей и созревания организма и инволюционных процессов в нем. Как показали многочисленные исследования специалистов, для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат разные возможности жизни — от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других. В самом деле, можно быть тридцатилетним стариком и творчески и физически активным, «молодым» семидесятилетним и старше.

В антропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека: 1) возмужалый возраст (20—40 лет у женщин и 25−45 лет у мужчин); 2) зрелость — до 52 лет; 3) старость, для которой характерно непрерывное нарастание инволюции и завершение естественной физиологической смертью, вместе с тем антропологическая периодизация развития взрослого человека не является общепринятой в геронтологии и психофизиологии.

Смена подъемов и спадов в уровне развития мышления свидетельствует не только о неравномерности его развития от возраста к возрасту, но и о цикличности, позволяющей проследить переходные стадии.

Наиболее высокие величины показателей развития мышления приходятся на 20, 23, 25 лет и 32 года. В третьем макропериоде пики наблюдаются в возрасте 39 и 45 лет, но на сниженном уровне по сравнению с предыдущими макропериодами. В возрасте 26— 29 лет происходит общий спад, который в дальнейшем сменяется подъемом, не достигающим, однако, уровня первого и второго макропериодов.

Динамика в уровне развития мышления на всем протяжении рассматриваемых возрастов зрелости неустойчива. Наибольшая подверженность изменениям наблюдается в возрасте 18—25 лет, в период ранней зрелости, что свидетельствует об активной перестройке в мыслительных функциях в эти годы.

Изменения в памяти также происходят неравномерно, однако по сравнению с мышлением темп несколько замедлен. Смена подъемов и спадов происходит примерно через три-четыре года, тогда как в мышлении — через один-два. Наиболее высокие величины уровневых показателей памяти приходятся на 19 лет, 23—24 года и 30 лет. От 25 до 28 лет наблюдается снижение, сменяющееся в дальнейшем подъемом, наивысшая точка которого приходится на 30 лет. В последующих возрастах происходит равномерное снижение с колебаниями, которое по сравнению с предыдущими периодами особенно выражено в 45—46 лет.

По мнению Е. И. Степановой, по смене подъемов и спадов развитие памяти опережает развитие мышления, и в период возрастного развития зрелости снижение уровня памяти неизменно происходит быстрее.

Неравномерно развивается и внимание. Наиболее заметные изменения наблюдаются в возрасте от 22 до 25 лет. В первом макропериоде уровень внимания оказался ниже уровня мышления и памяти. Умеренный подъем начинается с 26 и продолжается до 29 лет. Показатели развития внимания в эти годы оказались выше показателей мышления и памяти. Наивысшие точки подъема приходятся на 29 лет, 32 и 33 года. Снижение в 34—35 лет совпадает со снижением уровня памяти и мышления в эти годы. В дальнейшем смена подъемов и спадов продолжается. В третьем макропериоде уровень развития внимания опережает уровень развития как мышления, так и памяти, особенно последней. Здесь пики приходятся на 38 лет и 42 года.

Сопоставление развития разных процессов позволило выделить три этапа неравномерного развития.

Первый характеризуется разнонаправленностью развития мышления и памяти, что в итоге проявляется в относительном равновесии в виде снижения уровня в 26 лет. В дальнейшем наблюдаются более согласованные и однонаправленные изменения.

На втором этапе память и мышление развиваются параллельно, но с опережающей ролью памяти. В 30 лет память достигает оптимальной точки своего развития. Уровень мышления в этом возрасте выше уровня памяти.

Третий этап начинается с 31 года. Он отличается разнонаправленностью развития памяти и мышления, которая сказывается на снижении уровня памяти и сохранении высокого уровня развития мышления, оптимальная точка которого приходится на 32 года. Разнонаправленность развития памяти и мышления сохраняется до 46 лет. Уровень развития памяти снижается раньше, чем уровень мышления.

Сопоставление уровня развития мышления и внимания позволяет выделить следующие этапы:

  • 1. От 18 до 25 лет уровень развития мышления выше уровня развития внимания. Подъемы в уровне развития внимания приходятся на 22 и 24 года, когда наблюдается спад в уровне развития мышления. При низких показателях развития внимания характерна их относительная стабилизация, а в мышлении при высоких показателях отмечается изменчивость. В дальнейшем динамика в соотношении уровней развития мышления и внимания меняется.
  • 2. В возрасте от 26 до 29 лет внимание начинает опережать мышление по уровню развития. Это этап разнонаправленного развития мышления.
  • 3. В возрасте от 30 до 32 лет уровни обеих функций совпадают. Точки подъема здесь приходятся на 32 года, в возрасте от 33 до 35 лет уровень внимания выше уровня мышления.
  • 4. С 36 лет наступает этап, когда снижается уровень внимания и повышается уровень мышления. Этап однонаправленного развития мышления и внимания сменяется этапом разнонаправленного развития этих функций.

Выявлено соответствие в возрастной изменчивости мыслительных функций и эвтического поиска (процесса решения задач). Подъемы в показателях развития эвтического поиска совпадают с пиками в развитии мышления, они также приходятся на 20, 25 лет и 32 года. Спад обнаружен в те же годы (26—29 лет).

Наивысшие точки подъема показателей развития интеллекта приходятся на 19 лет, 22 года и 25 лет. В возрасте 36−40 лет показатели, характеризующие зрелость суждений, наиболее высоки, что, видимо, связано с приобретением жизненного опыта.

Одновременное повышение уровня развития памяти, мышления и внимания обнаружено лишь в двух микропериодах — 22— 25 лет и 30—33 года, одновременное снижение уровня — только в одном микропериоде — 34−35 лет.

Период геронтогенеза (период старения) согласно международной классификации начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет у женщин и имеет три градации: пожилой, старческий и долгожители. Что же может представлять собой жизнь человека в этот период? Распад, угасание, болезни, немощность, потеря трудоспособности и т. д. Или же, напротив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы (как и на предыдущих этапах жизни)?

Процесс старения представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. Пожилые люди не так сильны и не способны, как в молодые годы, выдерживать длительную физическую или нервную нагрузку; общий запас энергии у них становится все меньше и меньше; утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с уменьшением в них содержания жидкости. В результате такого обезвоживания суставы пожилых людей затвердевают. Возрастное обезвоживание приводит к иссушению кожи, она становится более чувствительной к раздражениям и солнечным ожогам, местами появляется зуд, кожа теряет мягкость и приобретает матовый оттенок. Иссушение кожи, в свою очередь, препятствует потовыделению, которое регулирует поверхностную температуру тела. Из-за ослабления чуткости нервной системы пожилые и старые люди замедленно реагируют на изменения внешней температуры, поэтому больше подвержены неблагоприятному воздействию жары и холода. Происходят изменения чувствительности разных органов чувств, внешние проявления которых выражаются в ослаблении чувства равновесия, неуверенности поступи, в потере аппетита, в потребности более яркой освещенности пространства и т. п. Вот некоторые примеры: людям за 50 требуется вдвое больше света, а за 80 — в три раза; у 20-летнего человека рана заживает в среднем за 31 день, в 40 лет — за 55 дней, в 60 лет — за 100 дней и далее — по нарастающей.

Сложный и противоречивый характер старения человека как индивида связан с количественными изменениями и качественной перестройкой биологических структур, включая и новообразования. Организм адаптируется к новым условиям; в противовес старению развиваются приспособительные функциональные системы; активизируются разные системы организма, что сохраняет его жизнедеятельность, позволяет преодолевать деструктивные (разрушительные, отрицательные) явления старения. Все это позволяет считать, что период позднего онтогенеза — новый этап развития и специфического действия общих законов онтогенеза, гетерохронии и структурообразования. Наряду с этим возрастает необходимость усиления сознательного контроля и регуляции биологических процессов.

Пожилые и старые люди не составляют монолитной группы; они в той же мере разнородны и сложны, как и люди в отрочестве, юности, молодости, взрослости, зрелости. Дальнейшие изменения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Особое значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом. Вот некоторые данные о сохранности у людей пенсионного возраста тех функций, которые были ведущими в профессиональной деятельности. У ученых с возрастом не изменяются запас слов и общая эрудиция; у пожилых инженеров — многие невербальные функции; у водителей, моряков, летчиков до глубокой старости сохраняется на высоком уровне острота зрения и поле зрения и т. п.

Однако и в пожилом, а тем более в старческом возрасте человеку бывает довольно трудно справляться с общими производственными нормами рабочего дня, инволюционные процессы так или иначе отражаются на профессиональной трудоспособности, постепенно снижая ее. Но при этом общая его трудоспособность, которая формируется еще до начала профессионально-трудовой деятельности, развивается вместе с нею, может еще довольно долго сохраняться. Длительное сохранение общей трудоспособности — главный показатель жизнеспособности долгожителей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой