Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мотивация труда как элемент процесса управления персоналом

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теории Макгрегора были разработаны применительно к отдельно взятому человеку. Дальнейшее совершенствование подходов к управлению было связано с развитием организации как системы открытого типа, а также была рассмотрена работа человека в коллективе. Это привело к концепции целостного подхода к управлению, т. е. к необходимости учета всей совокупности производственных и социальных проблем. Все эти… Читать ещё >

Мотивация труда как элемент процесса управления персоналом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стратегия управления человеческими ресурсами фирмы

Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности — поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.

Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие мотивации труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией производства. Ранее оно употреблялось, в основном, в промышленной экономической социологии, педагогике, психологии. Это объяснялось рядом причин. Во-первых, экономические науки не стремились проанализировать взаимосвязь своих предметов с названными науками, и, во-вторых, в чисто экономическом смысле до недавнего времени понятие «мотивация» заменялось понятием «стимулирования».

Трудовая мотивация — это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.

Это определение показывает тесную взаимосвязь управленческого и индивидуально-психологического содержания мотивации, основанную на том обстоятельстве, что управление социальной системой и человеком, в отличие от управления техническими системами, содержит в себе, как необходимый элемент согласование цепей объекта и субъекта управления. Результатом его будет трудовое поведение объектом управления и, в конечном итоге, определенный результат трудовой деятельности.

Дуглас Макгрегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:

  • — задания, которые получает подчиненный;
  • — качество выполнения задания;
  • — время получения задания;
  • — ожидаемое время выполнения задачи;
  • — средства, имеющиеся для выполнения задачи;
  • — коллектив, в котором работает подчиненный;
  • — инструкции, полученные подчиненным;
  • — убеждение подчиненного в посильности задачи;
  • — убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;
  • — размер вознаграждения за проведенную работу;
  • — уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.

Все эти факторы зависят от руководителя и, в то же время, в той или иной мере влияют на работника, определяют качество и интенсивность его труда. Дуглас Макгрегор пришел к выводу, что на основе этих факторов, возможно, применить два различных подхода к управлению, которые он назвал «Теория X» и «Теория Y».

«Теория X» воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше факторам.

«Теория Y» соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы.

Обе теории имеют равное право на существование, но, в силу своей полярности, в чистом виде на практике не встречаются. Как правило, в реальной жизни имеет место комбинация различных стилей управления.

Теории Макгрегора были разработаны применительно к отдельно взятому человеку. Дальнейшее совершенствование подходов к управлению было связано с развитием организации как системы открытого типа, а также была рассмотрена работа человека в коллективе. Это привело к концепции целостного подхода к управлению, т. е. к необходимости учета всей совокупности производственных и социальных проблем.

Так Уильям Оучи предложил свое понимание этого вопроса, получившее название «Теория Z» и «Теория A», чему в большой степени способствовали отличия в управлении, соответственно, в японской и американской экономиках[12].

Таблица 2. Отличие концепций теории управления США и Японии.

Концептуальный фактор

США.

Япония.

«Человеческий капитал».

Малые вложения в обучение Обучение конкретным навыкам Формализованная оценка.

Крупные вложения в обучение Общее обучение Неформализованная оценка.

«Трудовой рынок».

На первом месте — внешние факторы Краткосрочный наем Специализированная лестница продвижения.

На первом месте — внутренние факторы Долгосрочный наем Неспециализированная лестница продвижения.

«Преданность организации».

Прямые контракты по найму Внешние стимулы Индивидуальные задания.

Подразумеваемые контракты по найму Внутренние стимулы Групповая ориентация.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой