Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Диагностика мотивов учения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявить мотивы учения можно с помощью методов наблюдения, анкетирования, тестирования, эксперимента. При этом исследователь вынужден опираться либо на интерпретацию поведения учащегося, либо на его самоанализ, либо на анализ продуктов его деятельности (рисунков, сочинений). При интерпретации поведения наиболее информативным является принятие решения в ситуации выбора из нескольких альтернатив. А… Читать ещё >

Диагностика мотивов учения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выявить мотивы учения можно с помощью методов наблюдения, анкетирования, тестирования, эксперимента. При этом исследователь вынужден опираться либо на интерпретацию поведения учащегося, либо на его самоанализ, либо на анализ продуктов его деятельности (рисунков, сочинений). При интерпретации поведения наиболее информативным является принятие решения в ситуации выбора из нескольких альтернатив. А. К. Маркова [1] предлагает использовать следующие экспериментальные приемы диагностики:

  • • выбор из предлагаемых учебных предметов и внешкольных занятий;
  • • выбор учебных задач разного уровня (репродуктивных и продуктивных, проблемных):
  • — выбор из решенных задач разной трудности некоторых наиболее понравившихся;
  • — выбор из трех видов деятельности (учебных предметов или заданий) той, которая понравилась этому ученику более или менее всего;
  • — выбор из двух заданий, где в одном варианте надо находить несколько способов решения, а в другом варианте — быстро получить результат;
  • — выбор занятий в одной из трех групп, где учат:
    • а) сопоставлению нескольких способов решения;
    • б) быстрому решению;
    • в) красивому оформлению работы;
  • — выбор в ситуации с ограничительными условиями, например при наличии объективного дефицита времени, когда ученику дается меньше времени на решение задачи, и субъективного дефицита, когда времени столько же, но школьнику говорится, что времени дается меньше;

— выбор в условиях попарного сравнения, когда, например, каждый учебный предмет попарно сравнивается с каждым и делается выбор.

Самоанализ также достаточно широко используется для выявления мотивации учения. В этом случае используют различные виды опросов или анкет, методику «Неоконченные предложения». Ученик должен письменно закончить такие предложения: «Меня интересуют такие стороны учебной работы, как…»; «В учебном предмете меня интересуют…»; «Я предпочитаю выполнять трудные (легкие) задания, так как…»; «Больше всего я люблю заниматься…» (см.: [1. С. 20]).

Хорошо себя зарекомендовала составленная Видделем в 1977 г. «Анкета школьной мотивации успеваемости» (см.: [4. С. 235]), предназначенная для учащихся 5—7 классов. Учащимся предлагался набор высказываний (38 штук), которые учащиеся должны оценить от 1 до 5. Оценка 5 означает, что «всегда бывает так», 1 — «так никогда не бывает». Например: «Меньше всего я занимаюсь тогда, когда нужно выучить много»; «Я радуюсь, если мои друзья считают меня хорошим учеником». Благодаря этой анкете можно было оценить выраженность следующих мотивов: «Стремление к успеху», «Желание улучшить свои учебные результаты», «Желание заслужить похвалу за успехи в учебе», «Желание учиться в этой школе».

Самоанализ также лежит в основе методики «Написание сочинения». Учащемуся можно дать следующие темы для сочинений: «Что мне нравится в школе», «Мой любимый учебный предмет», «Для чего я учусь». В сочинениях исследуются как прямые высказывания о желаниях и мотивах, так и косвенные свидетельства мотивов, такие как выбор учебных предметов или типов учебных заданий.

Недостатками методик, основанных на самоанализе, являются возможная неискренность учеников, дающих социально желаемый ответ, и разная степень осознанности мотивов. Поэтому нередко для выявления мотивации используют проективные и полупроективные методики. Классической проективной методикой для выявления установок является метод тематической апперцепции (ТАТ). Созданный в конце 30-х гг. Г. Мюрреем, он содержит набор рисунков, которые необходимо прокомментировать и описать будущее развитие каждой из нарисованных ситуаций. Методика оказалась достаточно громоздкой в использовании и сложной в интерпретации результатов, однако на ее основе в дальнейшем было составлено множество аналогичных методик, более удобных в использовании и адаптированных к культурным и возрастным показателям обследуемых. Одной из таких модификаций была методика, созданная Шмальтом в 1976 г. Она получила название «LM решетки Шмальта» и представляла собой набор из 18 картинок, к каждой из которых давалось 18 высказываний. Обследуемый либо соглашался с каждым из высказываний, либо нет. Суммируя количество положительных и отрицательных ответов испытуемых, можно получить показатели его мотивации по трем шкалам, две из которых связаны с ожиданием неудачи, а одна — с надеждой на успех.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой