Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дорический ордер. 
Архитектурные формы античности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Самой интересной частью капители является переход от сильно выступающей плиты абака к стержню колонны при помощи вала, очер ченного кривой линией, в которой выражена борьба между стремлением колонны снизу вверх и встречным давлением нагрузки верхних частей; эта часть называется эхином. Тонко прочувствованная упругая кривая эхина почти никогда не поддается вычерчиванию циркулем. Нижняя часть эхина… Читать ещё >

Дорический ордер. Архитектурные формы античности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Закон солидарности отдельных частей постройки, взаимной согласованности конструктивных и декоративных форм, особенно ярко выразился в дорическом ордере, благодаря чему эта система приобрела на века всемирное значение. Греческий храм наиболее типичной формы представляет собой помещениие, имеющее в плане узкий вытянутый прямоугольник. Это помещение называется целла. Со всех сторон целла окружена колоннами, поддерживающими один общий антаблемент. Все здание покрыто двускатной крышей, образующей на узких частях храма фронтоны.

Основанием храма служит крепидома, или каменная площадка, расширяющаяся книзу несколькими уступами, наподобие больших ступеней. Верхняя ступень, на которой воздвигнуты стены святилища и колонны, называлась стилобатом. Эти ступени как бы возносили храм над обыденным суетным миром и придавали ему величавость и торжественность (табл. XXI, XXII, XXIII, XXIV и XXV).

Дорическая колонна обычно не имеет базы и вырастает непосредственно из стилобата. В древнейших зданиях колонны состояли из одного цельного камня (монолита), впоследствии же ствол колонны составлялся из нескольких отдельных каменных барабанов. Барабаны прочно стояли один на другом, благодаря своему значительному весу и тяжести верхних частей, но, кроме того, скреплялись между собой штырями (большей частью деревянными), заложенными в квадратные гнезда в центре двух соприкасающихся между собой поверхностей барабанов.

Дорические колонны заметно суживались кверху, представляя собой усеченные конусы; иногда же образующие этих конусов были несколько выгнуты, благодаря чему ствол колонны получал некоторую припухлость (энтазис).

Дорическую колонну всегда украшали продольные желобки — каннелюры, за исключением тех случаев, когда строители почему-либо[1]

не успевали закончить здание, ибо каннелюры вытесывались уже тогда, когда колонны были поставлены на свои места.

Капитель греко-дорической колонны переживала длинный ряд изменений в своих пропорциях и деталях, хотя общий характер ее оставался неизменным. Отделяясь от стержня колонны глубокой бороздкой, капитель в нижней своей части имеет шейку (ипотрахелий), которая иногда служила продолжением стержня колонны, иногда же имела форму углубления в виде выкружки. Верхняя часть капители — абак — всегда имела форму квадратной плиты, несущей непосредственно на себе тяжесть архитрава (табл. XXI).

Самой интересной частью капители является переход от сильно выступающей плиты абака к стержню колонны при помощи вала, очер ченного кривой линией, в которой выражена борьба между стремлением колонны снизу вверх и встречным давлением нагрузки верхних частей; эта часть называется эхином. Тонко прочувствованная упругая кривая эхина почти никогда не поддается вычерчиванию циркулем. Нижняя часть эхина опоясана несколькими кольцами (анули) или ремешками, от одного до пяти, чаще тремя. Над капителью на колоннах лежат крупные архитравные камни (эпистиль), служащие основанием для верхних частей антаблемента. Отсутствие каких-либо украшений лицевой стороны архитрава вполне согласуется с серьезностью его конструктивного значения. Всякая скульптурная резьба ослабила бы его прочность. Только священные надписи или металлические щиты иногда украшали архитрав[2]. На нижней же его поверхности (софит) если и встречалось украшение, то оно было не резное, а нарисованное.

В верхней своей части архитрав всегда заканчивался полочкой.

Над архитравом расположен фриз, который в дорическом ордере получил совершенно исключительное развитие. Он состоит из ряда чередующихся частей, которые называются триглифами и метопами.

Триглифы представляют собой отесанные камни, у которых лицевая сторона обработана двумя неглубокими бороздками, а углы несколько скошены, так что весь триглиф представляется как бы состоящим из поставленных рядом трех одинаковых вертикальных полосок со скошенными вертикальными гранями каждой из них [3].

Триглифы помещались над осями колонн и над серединами промежутков между ними; только крайние триглифы составляли исключение, так как располагались не над осями угловых колонн, а на углах антаблемента. Угловые колонны приближали к соседним, и тогда ширина крайних междустолпий получалась меньше остальных. Это явление всегда имело место в дорических храмах Греции и обычно вовсе незаметно для зрителя, но благодаря такому сближению угловых колонн здание получало более надежный, устойчивый вид.

Промежутки между триглифами, метопы, обыкновенно близкие к квадрату, образуют неглубокие впадины и служат местом для помещения скульптурных или живописных украшений.

Витрувий считал триглифы обработкой торцов потолочных балок, следовательно, промежутки между ними были заполнены кладкой. Эго объяснение согласуется с буквальным смыслом греческого слова метоп а, что обозначает «переносица». Действительно, когда стена сложена, а для балок оставлены лишь пустые впадины, то промежутки между ними уподобляются переносице между глазами.

Под каждым триглифом ниже полочки, венчающей архитрав, помещается вторая, узкая полочка, к которой снизу подвешено шесть капель.

Третий член антаблемента — карниз, корона — состоит из слезника и поддерживающих его выступающих прямоугольных плит, модульонов (мутулы).

Они расположены над каждым триглифом, имеют с ними одинаковую ширину, и нижняя плоскость их украшена тремя или шестью рядами капель, по шести в каждом ряду. Нижняя часть модульона имеет некоторый уклон, спускаясь к наружной стороне. Иногда же моцульоны расположены чаще, чем триглифы, помещаясь еще и над метопами. Слезник карниза заканчивается обычно одним или несколькими мелкими орнаментированными профилями, а затем над ними помещается водосточный желоб — сима, украшенный снаружи пальметками и львиными головами с разинутой пастью, из которой извергается вода, собирающаяся во время дождя в желобе.

При двускатной крыше на коротких сторонах здания получаются фронтоны, имеющие небольшой подъем (около '/в пролета), причем под наклонными частями карниза модульоны отсутствуют: они были бы здесь некстати, так как в тимпане фронтона помещались важнейшие скульптурные украшения храма, изображавшие сцены из мифологии, тематически связанные с тем божеством, которому посвящался храм. В композиции этих фронтонных групп греки достигли большого совершенства.

Кроме скульптурных украшений, греки применяли для убранства некоторых частей храма раскраску в различные цвета, так называемую полихромию (многоцветность), благодаря чему ослепительный блеск белого мрамора, освещенного ярким южным солнцем, значительно смягчался, и вид здания гармонировал с окружающим его ландшафтом.

Пропорции дорического ордера в течение ряда веков претерпевали различные изменения, но, не вдаваясь в подробности, мы. укажем здесь лишь на главнейшее направление этих изменений. В древнейших образцах дорических храмов колонны отличаются значительной толщиной и резко выраженным утонением; высота их часто не превосходила 5 диаметров; сильно выступающий абак капители обусловливал особенную, приплюснутую форму эхина, и, наконец, антаблементы отличались очень большой высотой, составляя почти половину высоты колонн, что придавало всей композиции суровый, мощный и грузный характер.

С течением времени в дорических памятниках замечаются изменения основных пропорций. Колонны делаются тоньше, утонение их менее заметно, капители имеют меньший относ. Высота антаблемента постепенно уменьшается, и таким образом весь ордер делается стройнее и легче, не теряя в то же время своей мужественности и строгой простоты.

Совершеннейшим созданием дорического стиля считается Парфенон в Афинах, построенный при Перикле в 454—438 гг. до н. э. зодчими Иктином и Калликратом. Он является не типом, а исключением; поэтому мы даем только общий вид его ордера (табл. XXI) и приводим другой типичный дорический храм той же эпохи. На табл. XXI приведены план, фасад и ряд деталей храма, так называемого Тезейона, построенного в Афинах около 465 г. до н. э., вероятно посвященного Гефесту. На той же таблице приведен пример более древнего сооружения дорического ордера — ордер храма Посейдона в Пестуме (близ Неаполя), построенного около 500 г. до н. э.

На приведенных^ примерах нетрудно путем сравнения проследить эволюцию пропорций дорического ордера. При этом нельзя не заметить, что в дорической архитектуре замечательно отразились характерные особенности и социальный быт создавшего ее племени дорян, отличавшегося суровостью и силой, твердостью и постоянством.

  • [1] Характерно, что даже название этого ордера происходит не от племени, а отгорода Коринфа, в котором, по преданию, создался новый ордер.
  • [2] 2 Редчайшее исключение — храм в Ассосе.
  • [3] Подробно это объяснено в главе III, части 3.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой