Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Реформа государственных крестьян Киселева

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1842 г. Николай I принял окончательное решение отложить решение крестьянского вопроса на усмотрение будущих правителей. Этому решению способствовали усиление революционно-демократических движений в Европе в конце 1840-х годов и соответствующий рост реакционности во внутренней политике, подобно тому как это было в завершение царствования его старшего брата Александра I. Управление… Читать ещё >

Реформа государственных крестьян Киселева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В царствование Николая I необходимость освобождения крестьян осознавалась все более остро. За период его правления было последовательно образовано одиннадцать комитетов из высших сановников государства по выработке решений крестьянской проблемы. Работа комитетов была секретной, т. е. было неизвестно даже об их существовании и работе. Царь опасался, что не только дворяне-помещики, но и формирующаяся общественность, тем более сами крестьяне, могут преждевременно узнать что-либо о работе таких комитетов [Мироненко, гл. 3].

Архивные документы, показывающие, как велась эта работа, были исследованы фактически только в XX в. Сам царь считал крепостное право «ощутительным и очевидным» злом, но так и не решился действовать, оставив решение проблемы будущему времени. Правительству пришлось ограничиться умеренной реформой государственных крестьян.

В 1835 г. для этой цели был образован очередной секретный комитет по крестьянскому вопросу. Ведущую роль в этом комитете играл граф Павел Дмитриевич Киселев (1788−1872), ставший главным советником Николая I по крестьянскому вопросу. Идея Киселева, принятая комитетом, состояла в проведении двуединой реформы — сначала в отношении крестьян государственных, а затем помещичьих. Для выработки основ реформы было создано V отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, затем преобразованное в новое министерство — Государственных имуществ.

Реформа в целом была проведена в 1837—1841 гг. Главной ее задачей было приблизить положение государственных крестьян к состоянию «свободных сельских обывателей».

Эта задача была решена следующим образом:

  • 1) управление государственными деревнями, население которых составляло более 40% всех крестьян России, было изменено: крестьяне разделены на волости по 8 тыс. каждая, а волости — на сельские общества по 1500 душ, созданы выборные волостные и сельские (в селах) управления, права и обязанности должностных лиц и крестьян получили точную регламентацию;
  • 2) на уравнительных принципах (из расчета на каждую душу) значительно увеличились земельные наделы крестьян-,
  • 3) подушный оброк, ориентировавшийся ранее на количество ревизских душ (которые могли умереть, быть в бегах и т. п.), постепенно был трансформирован в поземельно-промысловую подать, учитывавшую объем обрабатываемой земли и экономические результаты крестьянского хозяйства;
  • 4) создавались сельские школы, запасные продовольственные склады и сельские банки, выдававшие крестьянам субсидии в неурожайные годы.

В результате реформы благосостояние государственных крестьян укрепилось, они перестали быть бременем для бюджета. Реформа Киселева дала образец административной формы отмены крепостного права в помещичьих имениях. Впервые было опробовано устройство сельских и городских обществ, которое позже, в годы Великих реформ, было использовано.

Продолжением деятельности Киселева стали разработка и проведение в жизнь Закона об обязанных крестьянах 1842 г. Согласно этому закону помещики могли вступать в договорные отношения с крестьянами, уступая им свои земли в постоянное наследственное владение, а условия договора определялись правительством. Это означало, что становящиеся лично свободными крестьяне только прикреплены к земле и обязаны лишь выполнять уже заключенные условия по отношению к помещику. Помещик же освобождался от хозяйственных забот, обязанности отвечать перед государством за выплату крестьянских податей и оказание помощи крестьянам. Устройство крестьянского управления должно было быть таким же, как для казенных крестьян.

Закон об обязанных крестьянах касался в основном условий выкупа личной свободы, а вопрос о земле оставался неизменным. Поэтому в реальности положениями нового закона воспользовались мизерное число крестьян и помещиков. Как и Указ о вольных хлебопашцах, этот закон открывал для дворянства возможности изменения существующего положения путем отказа от уже присвоенных прав. Дворянство же ясно показало своим отношением к законодательным инициативам правительства и самого царя, что подобные изменения для него неприемлемы. Поэтому до конца царствования Николая I в состояние обязанных крестьян перешли только 24 709 душ.

В сознании современников твердо укрепилось представление о принципиальном различии в положении государственных и помещичьих крестьян, поэтому в дальнейшем в движении за реформу крепостных отношений широкое распространение получила идея уравнения крепостных крестьян с государственными. Однако сравнительная легкость, с которой правительству удалось преобразовать государственную деревню, объяснялась тем, что при этом не затрагивались интересы помещиков-крепостников.

Закон об обязанных крестьянах в самом общем виде обозначил основные составляющие крестьянской реформы 1861 г. Даже само понятие «временнообязанные крестьяне» стало одним из основных в пореформенное время.

В 1842 г. Николай I принял окончательное решение отложить решение крестьянского вопроса на усмотрение будущих правителей. Этому решению способствовали усиление революционно-демократических движений в Европе в конце 1840-х годов и соответствующий рост реакционности во внутренней политике, подобно тому как это было в завершение царствования его старшего брата Александра I.

Однако работа самого Киселева продолжалась. Как уже говорилось, с 1843 г. закон окончательно запретил продажу крестьян без земли. В 1848 г. были изданы законы: 1) разрешавший крестьянам разорившихся имений выкупаться на волю, причем с землей, и 2) предоставлявший крестьянам права приобретать недвижимую собственность.

Внутренний застой экономики помещичьего хозяйства, бесперспективность крепостничества для страны в целом были очевидны для всех. Однако власть опасалась кардинального слома традиционного порядка, контролируемого 200 тыс. дворян-землевладельцев, а также угрозы социального взрыва со стороны более 20 млн крепостных.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой