Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Техника речи. 
Культура речи для дефектологов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После дыхательной гимнастики можно приступать к гимнастике артикуляционной, причём и к ней предъявляются два последних требования. Артикуляционная гимнастика готовит речевой аппарат к фонации. Это самые разнообразные упражнения, например, надувание щёк, позёвывание, а также многочисленные упражнения для губ, описанные в логопедической литературе («трубочка», «окошко» и т. д.). Затем можно… Читать ещё >

Техника речи. Культура речи для дефектологов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для эффективной устной коммуникации большое значение имеет техника речи, которая объединяет такие компоненты устного речевого общения, как дыхание, дикция, сила голоса, темп речи и интонация.

Дыхание — это основа устной речи. Правильно сформированное дыхание позволяет сделать голос более громким и выразительным, а также позволяет избежать перегрузки голосовых связок. Речевое, или фонационное, дыхание отличается от рефлекторного структурой. Если рефлекторное дыхание строится по фазам вдох — выдох — пауза, то фонационное дыхание предполагает следующую последовательность фаз: вдох — пауза (во время которой и происходит говорение), постепенно переходящая в выдох. Существует два типа фонационного дыхания:

  • 1) грудинно-ключичное (женский тип), признаком этого типа дыхания являются поднимающиеся во время вдоха плечи;
  • 2) диафрагмально-рёберное (мужской тип), при этом типе дыхания движение плеч вверх во время вдоха незначительно или вовсе отсутствует, при заборе воздуха раздвигаются нижние рёбра грудной клетки.

Предпочтительным является второй из указанных типов дыхания, поскольку воздуха в грудную клетку в этом случае набирается больше и расходуется он экономнее. Формировать правильную опору дыхания можно при помощи специальных упражнений, одно из которых выполняется следующим образом: нужно сделать несколько коротких вдохов, при помощи которых набрать воздух в грудную клетку, затем сделать паузу и выдох. Начинать нужно с небольшого количества вдохов (например, с 3-х), а затем постепенно увеличивать их количество.

Один из непростых вопросов — как правильно брать вдох. Если воздуха взять мало, его не хватит на фразу, если взять много — он сразу выйдет, фонация вообще не состоится. Поэтому обычно рекомендуют придерживаться некоей золотой середины или такого приёма: понюхайте воображаемый цветок. Это позволит взять нужное количество воздуха.

Развитию дыхания содействуют также упражнения, способствующие не только увеличению количества набираемого воздуха, но и его правильному расходованию во время говорения. Это упражнения с использованием текста (см., например, упражнение 47).

Очень полезны также упражнения на координацию дыхания. Например, такое: приоткрыть рот, но вдох и выдох производить через нос. Для контроля правильности выполнения упражнения можно воспользоваться зеркальцем: если всё делается правильно, то поднесённое ко рту зеркальце не запотеет.

К дыхательной гимнастике предъявляется ряд требований.

Во-первых, перед её проведением следует расслабить мышцы шеи и плечевого пояса. С этой целью выполняются различные упражнения, например, «Дровосек» (имитация движений дровосека со вдохом на поднимании рук вверх и выдохом при наклоне вниз). Ещё одно популярное и эффективное упражнение — зевок с закрытым ртом.

Во-вторых, длительность упражнений должна быть невелика — 1—2 мин, лучше выполнить их несколько раз в день.

В-третьих, упражнения не должны доставлять неприятных, а тем более болевых ощущений.

После дыхательной гимнастики можно приступать к гимнастике артикуляционной, причём и к ней предъявляются два последних требования. Артикуляционная гимнастика готовит речевой аппарат к фонации. Это самые разнообразные упражнения, например, надувание щёк, позёвывание, а также многочисленные упражнения для губ, описанные в логопедической литературе («трубочка», «окошко» и т. д.). Затем можно переходить к отработке дикции.

Для тренировки дикции выполняются упражнения на текстах со звукописью или скороговорки. Работа над скороговоркой будет более эффективной, если сочетать работу над темпом проговаривания с постепенным увеличением силы голоса. Порядок работы над скороговоркой выглядит при этом так:

  • 1. Прочитать скороговорку про себя, только глазами, не артикулируя, только затем, чтобы понять её содержание.
  • 2. Прочитать скороговорку беззвучно очень медленно с подчёркнутой артикуляцией звуков.
  • 3. Прочитать скороговорку тихо и медленно.
  • 4. Прочитать скороговорку в обычном для себя темпе и с обычной силой голоса.
  • 5. Прочитать скороговорку громко и быстро.

Дальнейшую работу над скороговоркой можно сочетать с дополнительными заданиями, например, прочитать скороговорку с вопросительной интонацией, а затем — с утвердительной; прочитать ей с интонацией радости, сомнения, удивления и т. д.

Цель тренировки технической стороны речи — выразительное чтение текста или произнесение монолога. Поэтому следует обратить внимание на отработку силы голоса и умение говорить громко или тихо в зависимости от задач говорения. При этом нужно помнить, что и тихое говорение должно быть слышно аудитории. Это достигается за счёт чёткости проговаривания текста, умеренного темпа и опоры на правильно поставленное дыхание. В противном случае аудитория не услышит оратора. Кроме того, при выразительном чтении художественного текста иногда требуется понижение или повышение тона, что также требует предварительного выполнения некоторых специальных упражнений (см., например, ниже упражнения «Самолёт», «Аквалангист», «Колокола», «Прыжок в воду»).

Работа над выразительным чтением текста связана с расстановкой логического ударения (выделение при чтении важных для передачи смысла текста слов), определением нужного темпа и силы голоса при чтении разных частей текста, а также пауз, которые, как известно, бывают ритмические (в конце стихотворной строки), логико-грамматические (связаны со знаками препинания) и психологические, которые требуются для уточнения смысла текста, для привлечения внимания к важным фрагментам сообщения; именно эти паузы К. С. Станиславский назвал «красноречивым молчанием». А это означает, что необходим предварительный анализ текста с целью уточнения его темы и основной мысли.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой