Заключение.
Состояние национальных систем научно-технической информации
Как показали результаты проведенного МКСНТИ анкетирования, государства — участники СНГ заинтересованы в обмене НТИ по таким приоритетным направлениям инновационно-технологического развития, как: ресурсо-сберегающие и биотехнологии; новые материалы; информационные и телекоммуникационные технологии; экология и рациональное природопользование; перерабатывающая, в том числе сельскохозяйственная… Читать ещё >
Заключение. Состояние национальных систем научно-технической информации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Государства — участники СНГ проходят сложный путь реформирования систем научно-технической информации в новых политических и экономических условиях. В государственном секторе, как правило, резко сократилось количество органов НТИ и, соответственно, численность специалистов в сфере НТИ. Появился ряд негосударственных структур, работающих на коммерческой основе. Сократилось финансирование на комплектование информационных фондов, что привело к утрате их целостности и превращению в коллекции разрозненных документов. Головные организации НТИ были переподчинены новым структурам государственного управления, которые и определили их основные задачи и функции.
Тем не менее, органы НТИ, наряду с выполнением новых задач, в основном сохранили традиционные формы информационного обслуживания потребителей разного уровня.
На качественно новом уровне создаются уникальные информационные ресурсы, которые характеризуют научный и промышленный потенциал страны, уровень ее технологического развития, защиту прав интеллектуальной и промышленной собственности, инвестиционную привлекательность. Такие базы данных, как БД НИОКР и диссертаций, становятся национальным достоянием каждого государства.
Особую актуальность приобрела проблема интеграции национальных систем НТИ в международное информационное пространство и, в первую очередь — организация межгосударственного обмена НТИ в государствах — участниках СНГ — членах МКСНТИ на основе внедрения новых информационных технологий, разработки и совершенствования законодательной и нормативной базы.
Национальные информационные центры взаимодействуют в различных схемах международного информационного сотрудничества в сфере НТИ. Государства — участники СНГ осуществляют обмен НТИ, принимая участие в реализации международных проектов ООН, МКСНТИ, МЦНТИ и др. Каждое государство — участник СНГ заинтересовано в привлечении мировых информационных ресурсов в свою информационную среду для активизации процессов инновационного развития экономики, создания условий для организации наукоемких производств, роста интеллектуальной составляющей в структуре национального внутреннего продукта, повышения экспортных возможностей своей страны. В 1992 году правительства ряда государств — участников СНГ подписали Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией, а в 1998 году — Соглашение о свободном доступе и порядке обмена открытой научно-технической информацией государств — участников СНГ.
Как показали результаты проведенного МКСНТИ анкетирования, государства — участники СНГ заинтересованы в обмене НТИ по таким приоритетным направлениям инновационно-технологического развития, как: ресурсо-сберегающие и биотехнологии; новые материалы; информационные и телекоммуникационные технологии; экология и рациональное природопользование; перерабатывающая, в том числе сельскохозяйственная, промышленность; медицина и фармакология; химическая и горно-металлургическая промышленность; транспорт и транспортные коммуникации, нанотехнологии и наноматериалы и др.
Несмотря на то что государствами — участниками СНГ подписано Соглашение о свободном доступе и порядке обмена открытой научно-технической информацией государств — участников СНГ, процесс этот пока сдерживается из-за отсутствия соответствующих нормативных правовых документов, регламентирующих межгосударственный обмен НТИ.
Система межгосударственного информационного обмена НТИ может быть построена на следующих принципах:
создание сводных электронных каталогов информационной продукции и услуг национальных информационных центров;
создание сводных каталогов, справочников информационных ресурсов стран — членов МКСНТИ;
размещение информации о продукции и услугах на интернет-сайте МКСНТИ;
формирование интегрированной системы доступа к научно-техническим ресурсам стран;
подписание двусторонних хозяйственных договоров на предоставление научных информационных материалов в соответствии с действующим законодательством о внешнеэкономической деятельности, а также на условиях эквивалентного обмена.
Эти и другие пути согласованного взаимодействия определены, в частности, в Концепции научно-информационного обеспечения программ и проектов государств — участников СНГ в инновационной сфере, одобренной Решением Экономического совета СНГ от 13 марта 2009 года. Решению проблем межгосударственного обмена НТИ может способствовать непосредственное сотрудничество министерств, ведомств, вузов, предприятий, организаций стран — участниц обмена в определенном стратегически важном для них научно-техническом направлении.
Развитие межгосударственного обмена НТИ в перспективе может предусматривать:
выполнение совместных научно-технических программ, проектов межгосударственного сотрудничества в сфере НТИ, включая обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки кадров в этой сфере;
обмен национальными информационными ресурсами, которые характеризуют научно-технический потенциал страны и содержат сведения об объектах права интеллектуальной собственности, результатах НИОКР, производственной, инновационной деятельности предприятий и организаций, отдельных ученых и специалистах в той части, которую каждое государство считает целесообразной;
совместное формирование и использование информационных ресурсов, которые наиболее полно отражают мировой поток НТИ.
В основу развития межгосударственного обмена НТИ должна быть положена разработка соответствующих нормативных правовых документов по межгосударственному обмену НТИ, обеспечивающих взаимовыгодные условия обмена с учетом социальных, экономических, технических и других аспектов сотрудничества государств — участников Соглашения о свободном доступе и порядке обмена открытой научно-технической информацией государств — участников СНГ, а также разработка единых стандартов, гармонизированных с международными стандартами.
С электронной версией данного аналитического обзора, подготовленного МКСНТИ, можно ознакомиться на сайте МКСНТИ www.mksnti.ru.