Сущность организации, предприятии
Структура управления организацией", или «организационная структура управления» (ОСУ) — одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры… Читать ещё >
Сущность организации, предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организация — это социальная система, т. е. система, в которую входят люди.
Организация — это группа людей, объединившихся для совместной деятельности, которые сознательно координируются для достижения общей цели.
В зависимости от конкретного вида деятельности различают следующие организации: предприятия (производство продукции, работ, оказание услуг) фирмы (разные виды деятельности, преимущественно торговые); учреждения (государственные); заведения (учебные); ведомства (министерства, комитеты).
Понятие и виды организаций определяются Гражданским Кодексом РФ.
(ч.1. гл. 4.) В этом ряду предприятие — хозяйственная единица, ячейка общественного производства, где изготовляются те или иные материальные ценности. К предприятиям относятся заводы, фабрики, комбинаты другие хозяйственные организации, осуществляющие производственную деятельность.
Установлено несколько общих признаков предприятия как хозяйствующих субъектов, юридических лиц. Прежде всего — это производство, создание продукции (товаров, услуг, работ).
Следующий признаком предприятия является единство: организационное (структура, правила), территориальное (чаще всего), единство цели, коллектива и т. д.
Кроме того, предприятие обладает самостоятельностью. Это — экономическая самостоятельность (расчетный счет в банке, право распоряжаться средствами, реализация своей продукции и получение оплаты за нее); хозяйственная (право заключать различные договора, в том числе и с отдельными физическими лицами договора о найме и увольнение); технологическая (право самому выбирать свою технологию).
Каждое предприятие, как юридическое лицо, подлежит регистрации и включается в Единый государственный реестр.
По отношению к прибыли, организации могут быть коммерческие (реализующие продукцию с целью получения прибыли) и некоммерческие (союзы, фонды).
По принадлежности выделяют следующие организации: государственные, общественные, частные и смешанные.
По размерам делятся на крупные, средние и малые. Классификационные признаки могут быть разные, но чаще — комбинированные. В настоящее время определяются, главным образом, численностью персонала: малые — от 30 до 200−250 чел., средние — до 1000 чел., крупные — свыше 1000 чел.
Главный принцип современной теории управления — системный подход предусматривает представление сложных организационных объектов в виде определенной структуры, состоящей из более или менее постоянных частей.
Выделение этих частей и связей в системе есть структуризация объекта.
В процессе структуризации решаются конкретные задачи, в которых устанавливается степень:
- — управляемости производственных подсистем (оперативность и информационная обеспеченность управленческих звеньев)
- — оптимальной загрузки каждого звена,
- — самостоятельности и ответственности всех звеньев и уровней.
- — специализации и дробления функций;
- — уровня квалификации и правомочности звеньев управления.
Виды структур предприятия.
Ви Виды структур | Общее название. | Предмет структуризации. |
Территориальная Технологическая Средств механизации. | Производственная структура. | Подразделения предприятия: цеха, участки, службы. |
Административная Функциональная Информационная. | Организационная. (управленческая) структура. | Управленческий персонал: люди, группы людей. |
" Структура управления организацией", или «организационная структура управления» (ОСУ) — одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.
Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно. При разработке организационной структуры управление необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. При этом важно выполнение следующих условий:
- — решение одних и также вопросов не должно находится в ведение разных подразделений
- — все функции управления должны входить в обязанности управляющих подразделений
- — на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом.
Классификация структур управления:
Линейно-функциональная структура:
Деятельность компании осуществляется разрозненными функциональными подразделениями, т. е. работа выполняется с начала в узкоспециализированным подразделении, потом перекидывается в следующее функциональное подразделение.
Основные принципы:
стабильность;
экономия на управленческих расходах;
специализация и компетентность;
быстрое решение простых проблем, находящихся в компетенции одной функциональной службы;
ориентация на действующие технологии и сложившийся рынок;
ориентация на ценовую конкуренцию.
Матричная структура Это организация с функциональными подразделениями, построенная по проектам. Сначала создаются временные рабочие группы; затем следует формирование постоянно действующих команд или комитетов, деятельность которых концентрируется вокруг конкретных проблем. На последнем этапе назначается менеджер, который отвечает за координацию и результаты деятельности этих команд или комитетов.
Основные принципы:
инновации;
назначение конкретного лица, к которому сходятся все вопросы, касающиеся проекта;
знания и опыт может передаваться от одного проекта к другому ;
быстрое реагирование на нужды проекта и заказчиков согласованность; управления проектами может обеспечиваться посредством осознанного конфликта;
плановый контроль, система поддержания равновесия, переговоры между руководителями проектов и функциональных подразделений организации.
Дивизиональная структура В такой структуре часть или даже все «штабные» функции придаются производственным звеньям. Это позволяет им частично или полностью взять на себя ответственность за разработку, производство, и сбыт своей продукции. В результате управленческие ресурсы руководства компании высвобождаются для решения стратегических задач.
Основные принципы:
гибкость (наиболее эффективны в динамической среде);
оперативность принятия решений;
междисциплинарный подход;
быстрое решение сложных межфункциональных проблем;
ориентация на новые рынки и технологии;
ориентация на неценовую конкуренцию;
Сетевая структура Компании с такой структурой основаны на сотрудничающих, многофункциональных командах и объединенных в сети бизнесах в рамках одной компании. Команды действуют как сеть элементов, выполняя функции: клиент — сервер.
Основные принципы:
динамика, изменения;
самоуправление;
достижение целей команды;
сотрудничество;
производственные достижения, уровень профессионализма;
сопричастность;
лидерство;
Горизонтальная структура Компании с такой структурой построены в основном вокруг производственного процесса. Устанавливаются тесные рабочие отношения с поставщиками и другими внешними организациями, обучение персонала и вовлечение его во все ключевые аспекты проекта, а также поощрение командной деятельности.
Основные принципы:
более плоская иерархия;
команды используются для управления всей производственной деятельностью;
потребители являются двигателем производственной деятельности;
все работники должны быть полностью информированы и обучены;
до максимума расширены контакты с поставщиками и потребителями.
При формулировании стратегии очень важно определить структуру организации. Необходимо, чтоб структура была совместима с предложенными изменениями стратегии, тогда это может быть сильной стороной организации. Если структура компании не совместима с настоящей или предлагаемой стратегией, это является определенной слабой стороной, и будет невозможно применить стратегию должным образом.