Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Функциональные задачи нижнего уровня управления. 
Производственный менеджмент

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вертикальное разделение труда приводит к выделению менеджеров верхнего уровня — руководителей организации; среднего уровня — передаточных звеньев между верхним и низшим уровнями и низшего уровня, которым подчинены непосредственно исполнители. Руководители низового звена называются операционными. Они осуществляют разнообразные функции оперативного, ситуационного характера, отвечают за обеспечение… Читать ещё >

Функциональные задачи нижнего уровня управления. Производственный менеджмент (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс управления производством реализуется в рамках системы управления организацией. В системе управления выделяется производственный процесс (нижний уровень) и управленческие службы (верхний уровень) (рис. 7). Управленческий аппарат объединяет сотрудников, которые формулируют цели, разрабатывают планы, устанавливают требования к принимаемым решениям и контролируют их выполнение.

Задачей управления производственным процессом (производственного менеджмента) является выполнение планов, разработанных управленческим аппаратом. Например, в отделах, цехах, на участках преимущественно решаются производственные задачи, такие как оперативный учет, бухгалтерский учет, составление сводных ведомостей учета материальных и нематериальных ценностей и прочее. Производство обеспечивает изменение состава, формы, конфигурации или внешнего вида используемого материала. Реализуется это через использование современных технологий, которые приводят к значительной экономии ресурсов (материальных, экономических и др.) и сокращению производственного цикла. Технология — это способ преобразования сырья в продукцию и услуги.

Внутренняя среда организации — это управленческая, экономическая и социальная ситуация. Характеристики внутренней среды: цели деятельности, внутренняя культура, производственная структура, трудовые ресурсы. Производственной структурой называется совокупность цехов и хозяйств, обеспечивающих предприятие. Структура организации как элемент внутренней среды характеризуется через взаимоотношение уровней и функциональных областей деятельности. В многоуровневой иерархической системе управления в функции низшего уровня входят следующие задачи:

  • — сбор и обработка информации и непосредственное управление работой оборудования и технологическими процессами с учетом команд, поступающих с вышестоящего уровня;
  • — фиксация времени простоя оборудования с учетом причин простоя;
  • — контроль за состоянием инструмента и учет его использования, учет числа обработанных деталей;
  • — передача информации на уровень оперативного управления;
  • — анализ наличия ресурсов для выполнения сформированных заданий;
  • — оперативная корректировка режимов отдельных технологических процессов и выдача заданий по коррекции технических устройств низшего уровня;
  • — контроль качества изделий;
  • — прием и систематизация информации с управляющих устройств низшего уровня;
  • — координация работы всех элементов системы в соответствии с полученным заданием, и как следствие, мотивация;
  • — передача информации на верхний уровень управления.

В зависимости от особенностей и масштаба предприятия каждая задача включает в себя значительное число отдельных задач, связанных с функцией учета. Оперативное планирование и управление производством неразрывно связано с оперативным учетом. Объектами оперативного учета являются:

  • · выпуск продукции в соответствии с производственной программой;
  • · материальные потоки для производственного процесса;
  • · объемы готовой продукции и незавершенного производства.

Управленческий учет информационно связан с бухгалтерский учетом затрат в производстве, финансовым менеджментом и складским учетом. Управленческий учет представляет собой систему сбора, обработки и предоставления информации высшему менеджменту для принятия управленческого решения. Он также является информационным инструментом для контроля управленческой деятельности предприятия и реализуется следующими действиями:

  • — составлением плана реализации принятых решений;
  • — контролем реализации плана;
  • — анализом нового текущего состояния.

Оба компонента системы — верхний и нижний уровни — связаны прямой и обратной связью. Прямая связь выражается потоком директивной информации, направляемой управленческим аппаратом объекту управления. Директивная информация формируется управленческим аппаратом в соответствии с целями управления и информацией о внешней среде и о сложившейся внешней ситуации. Обратная связь выражается потоком отчетной информации о выполнении принятых решений. Отчетная информация формируется объектом управления и отражает внутреннюю ситуацию объекта и степень влияния на нее внешней среды.

Обратная связь, увеличивающая влияние входа системы на ее выход, называется положительной. Обратная связь, уменьшающая влияние входа системы на ее выход, называется отрицательной. Отрицательная обратная связь способствует восстановлению равновесия в системе, когда оно нарушается внешним воздействием, положительная — вызывает большее отклонение, чем-то, которое вызвало бы внешнее воздействие при отсутствии обратной связи.

Системы управления с обратной связью функционируют следующим образом. Выбирается управляющее воздействие, которое определяет требуемое состояние управляемого объекта. Информация о фактическом состоянии управляемого объекта поступает по каналу обратной связи. Специальный орган сравнивает требуемое и фактическое состояния и при несовпадении вырабатывает корректирующее управляющее воздействие. Системы, в которых управляющие воздействия каждого объекта управления влияют на реакцию управляемого объекта и на управляющие воздействия в других объектах управления, называются системами многосвязанного управления.

Метод управления, основанный на использовании обратной связи, широко применяется в системах управления техническими объектами и в организационно-административных системах. Одним из главных его достоинств является работа элементов систем управления в условиях значительных изменений внешней среды, т. е. в условиях большого числа случайных воздействий различного вида.

По мере роста организации возникает необходимость в должностной иерархии менеджеров, менеджмент разделяется на все более мелкие элементы, происходит специализация управленческих функций в рамках профессиональной группы, развивается иерархия менеджмента. В практике управления принято выделять в связи с горизонтальным разделением труда (специализацией между областями менеджмента) следующие группы:

  • — генеральные менеджеры (руководители) возглавляют подразделения организации и несут ответственность за общую деятельность организации или подразделений;
  • — функциональные менеджеры (специалисты) несут ответственность за отдельные элементы деятельности организации (управление персоналом, маркетингом, производством и пр.);
  • — аппаратные менеджеры отвечают за исполнение непроизводственных функций деятельности организации (финансы, персонал, правовые вопросы, закупки);
  • — линейные менеджеры (служащие) несут ответственность за выполнение функций, напрямую связанных с производством или поставкой услуг потребителям.

Система управления функционирует на основе установленных документально или практически сложившихся правил (положения о подразделениях, должностные инструкции и пр.). На каждом уровне иерархии системы управления реализуется определенный набор функций управления. Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова. При движении по обратной связи (от нижнего уровня к высшему) увеличивается количество и сложность задач по составлению планов, усложняется организация работы, повышается значение контроля. На нижнем и среднем уровнях менеджеры заняты координацией совместной деятельности работников, с ней тесно связана функция мотивации. Чтобы предприятие работало эффективно, необходимо заинтересовать в этом его сотрудников. Для этого руководитель должен следовать современным теориям мотивации — воздействовать на подчиненного через его реальные цели, жизненные установки и ожидания для создания эффективной мотивации производственной деятельности.

Более глубокое горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает их специализацию по сферам деятельности, которые образуют подсистемы организации. В процессе управления решаются определенные комплексы задач, основные из них: управление финансами, управление производством, сбытом и снабжением, внутренними службами, кадрами.

Вертикальное разделение труда приводит к выделению менеджеров верхнего уровня — руководителей организации; среднего уровня — передаточных звеньев между верхним и низшим уровнями и низшего уровня, которым подчинены непосредственно исполнители. Руководители низового звена называются операционными. Они осуществляют разнообразные функции оперативного, ситуационного характера, отвечают за обеспечение производственного процесса всеми видами ресурсов и за работу с людьми. Средством достижения нормальных взаимоотношений между уровнями управления является делегирование полномочий, которое заключается в передаче полномочий сверху вниз лицам, которые принимают на себя ответственность за их выполнение.

Менеджеры нижнего уровня управления осуществляют управление первичными подразделениями: бригадами, сменами, цехами, участками.

К ним относятся мастера, бригадиры, менеджеры банков и др. Они несут ответственность за исполнение подчиненными ежедневных операций и участвуют в решении возникающих проблем. Нередко функции менеджеров нижнего уровня и непосредственного труда не разделяются. В этом случае ответственность по планированию или контролю за некоторыми видами деятельности возлагается на исполнителей.

Менеджеры, ответственные за управление прямыми рабочими операциями, заняты умственным и физическим трудом по организации производства и поставок товаров или услуг. Такой труд включает вспомогательную деятельность, квалифицированную или техническую работу, профессиональную или творческую деятельность. Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе. Требования к профессиональной компетенции менеджеров:

  • — понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента;
  • — знание должностных и функциональных обязанностей, способов достижения целей и повышения эффективности работы;
  • — умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе;
  • — владение искусством управления человеческими ресурсами;
  • — владение искусством налаживания внешних связей;
  • — способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию.

Отечественные ученые предлагают требования к компетенции менеджеров условно разделить на две группы: первая группа — знания и умения (искусство) в области управления; вторая группа — способность работать с людьми и управлять ими.

В общем виде процесс управления во всех сферах деятельности представляет собой циклическую последовательность следующих этапов (рис. 8): прогноза, планирования, реализации планов, учета и анализа результатов, коррекции и прогноза планов.

На верхнем уровне управления решаются стратегические задачи, например, составление прогнозов, которые определяют тенденции развития предприятия на много лет вперед. На нижних уровнях, в цехах, отделах, на участках решаются преимущественно задачи тактические, такие как оперативно-календарное планирование, использование систем стимулирования труда и пр. Такая дифференциация управленческих функций не отрицает участия каждого из уровней в решении всех задач управления. Это объясняется тем, что стратегические и тактические задачи смыкаются с помощью реализации функций управления: планирования, организации, координации, мотивации и контроля исполнения. Функции управления — это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой