Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стадии и этапы систем управления качеством

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработка и реализация системы управления качеством требует определенных затрат, однако мировая практика показывает, что все ресурсные вложения в систему управления качеством следует рассматривать не как затраты, а как инвестиции. Это связано с тем, что деятельность по повышению и обеспечению качества продукции и рамках системы управления качеством носит предпринимательский и инновационный… Читать ещё >

Стадии и этапы систем управления качеством (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предпроектная стадия.

  • * Подготовительный этап:
    • 1) проведение экспресс-обоснования необходимости создания системы управления качеством, удовлетворяющей требованиям ГОСТ Р ИСО 9000−2001 (справка);
    • 2) подготовка и издание приказа о разработке оргпроекта систем управления качеством (приказ);
    • 3) формирование координационно-рабочей группы и рабочих органов по созданию СМК (положение о координационно-рабочей группе);
    • 4) разработка ТЭО или бизнес-плана создания и методики анализа действующей системы управления качеством (методика);
    • 5) планирование работ по проведению анализа действующей системы и созданию системы управления качеством (план-график);
    • 6) организация и проведение обучения в области качества (в том числе изучение стандартов системы ГОСТ Р ИСО серии 9000) и современных направлений системного управления качеством (программы, учебные планы и справка о проведении обучения);
    • 7) разработка программы и проведение предварительною анализа действующей системы управления качеством (отчет о проведенном анализе или аналитическая справка);
    • 8) определение требований и составление согласованного с потребителями перечня продукции дли системы управления качеством (согласованный перечень продукции);
    • 9) выбор модели «продуктовой системы» управления качеством и разработка требований к ней для каждого согласованного с потребителями однородного вида продукции (соглашение с потребителями);
    • 10) выбор модели и разработка требований к системе управления качеством для внедоговорных условий для каждого вида однородной продукции, при необходимости (протоколы согласования, внутренний);
    • 11) определение требований к системе общего управления качеством (протокол согласования).
  • * Предпроектный (детальный) анализ действующей системы и разработка ТЗ на проектирование системы управлении качеством:
    • 1) разработка программы предпроектного анализа действующей системы управления качеством на соответствие предъявляемым к ней современным требованиям (программа);
    • 2) сбор информации, формирование и подбор комплекта НТД и НМД, другой специальной документации и литературы для проведения предпроектного анализа и разработки ТЗ на проектирование системы управления качеством (систематизированный пакет информации, перечень и комплект документации и литературы);
    • 3) проведение предпроектного анализа действующей системы управления качеством на соответствие предъявляемым к ней современным требованиям (отчет о предпроектном анализе или аналитическая справка);
    • 4) разработка ТЗ на проектирование системы управления качеством (утвержденное ТЗ).

Проектная стадия.

  • * Разработка рабочей проектной документации оргпроекта системы управления качеством:
    • 1) подбор комплекта НТД и НМД, другой специальной документации и литературы для разработки рабочей проектной документации оргпроекта (перечень и комплект документации и литературы):
    • 2) разработка рабочей проектной документации оргпроекта на систему общего управления качеством, «продуктовые системы» управления качеством и системы для внедоговорных условий (комплект рабочей проектной документации).
  • * Разработка проектов мероприятий по внедрению рабочей документации оргпроекта системы управления качеством:
    • 1) оценка готовности предприятия к внедрению оргпроекта системы управления качеством (СО УК, «продуктовых систем» управления качеством и систем для внедоговорных условий) (аналитическая справка);
    • 2) разработка проектов мероприятий по внедрению рабочей проектной документации оргпроекта на системы общего управления качеством, продуктовые системы управления качеством и системы для внедоговорных условий (проекты планов мероприятий по внедрению);
    • 3) оценка эффективности оргпроекта.
  • *Оформление и экспертиза оргпроекта системы управления качеством:
    • 1) оформление, составление пояснительных записок и комплектование оргпроекта системы управления качеством (утвержденный оргпроект с планом внедрения);
    • 2) организация экспертизы (или рецензирования) оргпроекта системы управления качеством (акт экспертизы или рецензии, сводка замечаний);
    • 3) корректировка оргпроекта в соответствии с замечаниями (откорректированный оргпроект, протокол согласования).

Стадия реализации и совершенствования.

  • * Выполнение плана реализации оргпроекта:
    • 1) подготовка и издание приказа о введении в действие утвержденной рабочей документации оргпроекта и выполнении планов мероприятий по ее реализации (приказ);
    • 2) организация и выполнение планов мероприятий по реализации рабочей документации оргпроекта системы управления качеством (приказы, распоряжения, акты, отзывы).
  • * Контроль и анализ реализации оргпроекта системы управления качеством и его совершенствования:
    • 1) контроль реализации оргпроекта (акты, контрольные карты);
    • 2) корректировка хода реализации оргпроекта по результатам контроля (приказы, распоряжения, дополнения, изменения и т. п.);
    • 3) анализ реализации оргпроекта системы управления качеством (справки, рекомендации и т. п.);
    • 4) проведение приемопередаточных работ (акт);
    • 5) организация и проведение сертификации системы управления качеством (заявка, комплект документации, сертификат);
    • 6) оценка фактической эффективности системы управления качеством (итоговый расчет);
    • 7) проведение работ по развитию и совершенствованию системы управления качеством (усовершенствованный оргпроект).

Независимо от условий, в которых создаются системы управления качеством, этот процесс включает, как правило, разработку системы общего управления качеством, «продуктовых систем» управления качеством и систем для внедоговорных условий. Применительно к конкретным ситуациям структура системы управления качеством, подлежащая разработке, принимается после серьезного обоснования с учетом требований потребителей, например может быть разработана СО УК и «продуктовая система» управления качеством для одного «самого профильного» на предприятии вида продукции, поставляемого как на внутренний, так и внешний рынки.

Разработка и реализация системы управления качеством требует определенных затрат, однако мировая практика показывает, что все ресурсные вложения в систему управления качеством следует рассматривать не как затраты, а как инвестиции. Это связано с тем, что деятельность по повышению и обеспечению качества продукции и рамках системы управления качеством носит предпринимательский и инновационный характер, поэтому необходимо более глубоко обосновывать (например, бизнес-планированием) целесообразность подобного рода инвестиций и их эффективность.

Общее руководство всеми работами, связанными с созданием системы управления качеством, целесообразно осуществлять менеджерам высшего звена, особенно первому руководителю (генеральному директору) предприятия, от которого зависит, насколько и в каком соответствии будут заложены в систему и выполняться процедуры, разработанные в соответствии с принципами системного управления качеством, МС ИСО, других НТД и НМД. К разработке системы управления качеством следует привлекать практически все подразделения и службы предприятия. Особая роль при этом отводится специализированным подразделениям (например, отделу организации управления качеством), непосредственно осуществляющим организацию и обеспечение качества и конкурентоспособности продукции. При этом важно определить их задачи, функции, права и обязанности. Наряду со штатными подразделениями к созданию этих систем следует привлекать консультационные, научно-исследовательские и другие специализированные внешние организации, а также отдельных профессиональных работников по системному оргпроектированию.

При проведении работ по созданию, функционированию и совершенствованию системы управления качеством необходим самый широкий спектр методов, способных достичь поставленных целей. Среди наиболее используемых методов управления качеством можно отметить, в зависимости от целей их применения, следующие:

  • * обследование анкетирование, изучение НТД, НМД и другой документации, интервьюирование и беседы, фотографии рабочего дня, наблюдения, самообследование;
  • * анализ системный анализ, параметрический, нормативный, декомпозиции, сравнений, структуризации целей, моделирования, балансовый, корреляционный и регрессионный, матричный, аналитический, расчетный, последовательных подстановок, экспертный, ФСА;
  • * оргпроектирование системный подход, аналогий, параметрический, нормативный, моделирования, аналитико-расчетный, логический, структуризации целей, творческих совещаний, опытный, блочный, экспертный, ФСА;
  • * реализация — материальное и моральное стимулирование, сетевой метод, обучение, переподготовка, повышение квалификации, экспертный метод.

Наряду с использованием отдельных методов следует применять их сочетание.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой