Мотивация труда.
Организация системы оплаты труда в учреждении на примере Федерального государственного учреждения "Рублево-Звенигородский лечебно-оздоровительный комплекс" Управления делами Президента Российской Федерации
Высокая мотивация персонала — это важнейшее условие успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованностичленов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей… Читать ещё >
Мотивация труда. Организация системы оплаты труда в учреждении на примере Федерального государственного учреждения "Рублево-Звенигородский лечебно-оздоровительный комплекс" Управления делами Президента Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Высокая мотивация персонала — это важнейшее условие успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованностичленов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной отдачей сил в интересах организации. И хотя нельзя утверждать, что рабочие результаты и рабочее поведение работников определяется только лишь их мотивацией, все же значение мотивации очень велико.
Что и почему мотивирует людей, и как сделать так, чтобы они были заинтересованы в конечных результатах порученной работы и работали с полной отдачей сил.
Мотивация — это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели.
Главное в мотивации — ее неразрывная связь с потребностями человека. Человек стремится снизить напряжение, выражающееся в состоянии беспокойства и тревоги, которое возникает у него, когда он испытывает нужду (не всегда осознаваемую) в удовлетворении какой-либо потребности (биологической или социальной).
Люди в процессе работы стремятся к удовлетворению различных потребностей, как физиологических, так и социальных. Для многих людей работа — это способ зарабатывания денег, с помощью которых могут быть удовлетворены основные биологические потребности (в еде, одежде, жилье и др.). Профессиональный труд позволяет человеку удовлетворять не только биологические, но и социальные потребности, то есть потребности, которые присущи человеку как существу социальному. Помимо зарабатывания денег человек стремится производить хорошее впечатление на окружающих, устанавливать хорошие отношения с ними, самоутверждаться, развиваться, оказывать влияние на других людей или иметь уверенность в завтрашнем дне.
Основными функциями мотивации являются:
- * побуждение к действию,
- * направление деятельности,
- * контроль и поддержание поведения.
Можно выделить достаточно широкий круг потребностей, лежащих в основе трудовой мотивации и оказывающих влияние на организационное поведение и работу человека.
- 1. Физиологические потребности — это такие потребности, как потребность в еде, воздухе, воде, одежде, крыше над головой, то есть потребности, обеспечивающие само существование человека как биологического организма.
- 2. Потребности в безопасности. Сюда можно отнести такие потребности, как потребность в том, чтобы быть защищенным от физической или психологической опасности, иметь надежное место работы, гарантированную занятость, уверенность в завтрашнем дне и т. п.
- 3. Потребность в принадлежности к социальной группе играет очень существенную роль в жизни человека. Социальные контакты, которые работники устанавливают с товарищами по работе в процессе профессионального труда, являются важным фактором, оказывающим положительное влияние на их трудовую мотивацию.
- 4. Потребность в оценке и уважении. Люди стремятся занять определенное место в обществе или в организации и подчеркнуть это положение определенными символами статуса (отдельный кабинет, машина, квартира в определенном районе, манера одеваться и т. д.).
- 5. Потребность в самоактуализации — это желание максимально реализовать свой профессиональный и личный потенциал.
- 6. Потребность контроля и оказания влияния. В условиях организации этот мотив может проявляться не только в стремлении человека оказывать влияние на других людей, но и в желании осуществлять контроль за своей рабочей ситуацией, в стремлении к большей самостоятельности в работе.
- 7. Потребность в достижении. Потребность в достижении высокого результата, желание преуспеть в условиях конкуренции имеет большое значение для понимания рабочего поведения человека.
Важнейшей составляющей трудовой мотивации является степень удовлетворенности человека местом работы и выполняемой работой. В таблице 3 представлены основные источники, с которыми может быть связана удовлетворенность трудом.
Таблица 3.Основные источники удовлетворенности трудом
Основные источники удовлетворенности. | Влияние на удовлетворенность трудом. |
Содержание работы:
|
|
Физические условия работы. | Чем лучше условия работы (освещенность, шум, вибрации, запыленность, температура и т. п.), тем выше удовлетворенность. |
Характеристики работника.
* способности. |
|
Социальное окружение.
|
|
Система управления. | * Удовлетворенность тем выше, чем в большей степени система управления и организация труда помогают работникам достигать рабочие и личные цели. |
Система стимулирования труда.
|
|
Возможности обучения и развития. | Чем выше возможности для обучения и развития работников, тем выше уровень их удовлетворенности. |
Оргкультура. |
|
Коммуникационная система. | Удовлетворенность повышают прямые открытые коммуникации, осведомленность работников о положении дел и перспективах развития компании, информированность по важнейшим производственным и социальным проблемам. |
Престижность работы в организации. | Чем лучше имидж компании в глазах потребителей, партнеров и общественности, тем выше удовлетворенность персонала работой в организации. |
Для воздействия на мотивацию работников и для повышения их готовности напряженно работать в интересах организации необходимо не только исключить те внешние факторы, которые могут снижать удовлетворенность работников, но и создавать условия для повышения внутренней мотивации работников (признание достижений, возможности профессионального и должностного роста, предложение перспективной и содержательной работы и т. п.).
Смысл создания мотивирующей рабочей среды состоит в том, чтобы получить максимальную отдачу от человеческого капитала организации. И психологический климат, который складывается в коллективе, и условия работы, и ее содержание, и перспективы профессионального и должностного роста, и взаимоотношения с непосредственным руководителем, и многое другое — это элементы рабочей среды. Задача руководителя — сделать ее мотивирующей, то есть повышающей уровень трудовой мотивации его подчиненных.
Усиление мотивирующего воздействия рабочей среды предполагает целенаправленную работу по следующим направлениям:
- * Мотивация работников через организацию работ;
- * Система материального стимулирования;
- * Моральное стимулирование;
- * Мотивация через постановку целей;
- * Изменение рабочего графика;
- * Информирование работников.
Факторы, влияющие на мотивацию работников
Реорганизация работы, направленная на повышение уровня трудовой мотивации персонала, предполагает максимально полный учет всех влияний на мотивационную сферу работника и на его отношение к работе. Здесь можно выделить пять групп факторов:
- * индивидуальные особенности работников,
- * социальные характеристики рабочей ситуации,
- * условия работы,
- * управленческая практика,
- * политика в отношении персонала.
Принципы мотивирования подчиненных
- * Обращайтесь со своими подчиненными как с личностями.
- * Будьте искренни, хваля подчиненных.
- * Привлекайте подчиненных к активному участию в делах организации.
- * Сделайте работу интересной.
- * Поощряйте сотрудничество и групповую работу.
- * Давайте работникам возможность роста.
- * Устанавливайте реалистичные цели для себя и для других.
- * Чаще общайтесь со своими подчиненными
- * Давайте своим подчиненным поддержку, когда она им необходима.
- * Убедитесь в том, что работники понимают, как их работа связана с удовлетворением их потребностей и достижением их личных целей.
- * Определите поощрения, значимые для каждого подчиненного.
- * Свяжите поощрения с результатом.
- * Организации обычно получают то, что они поощряют.
- * Не следует поощрять всех работников одинаково.
- * Отсутствие реакции тоже может оказывать влияние на мотивацию подчиненных.
Таким образом, в 1-ой главе рассмотрены теоретические основы организации оплаты труда работников в современных экономических условиях хозяйствования независимо от организационно-правовой формы и формы собственности организации, а именно:
- — дана характеристика основных элементов системы оплаты труда;
- — сформулированы основные элементы и нормы формирования системы оплаты труда;
- — приведена классификация существующих систем оплаты труда;
- — описаны системы стимулирования эффективности труда, в том числе с учетом опыта развития компаний и фирм экономически развитых стран мира.