Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Банк обязан безусловно принять решение налогового органа к исполнению и немедленно приостановить перевод электронных денежных средств или операции по счету своего клиента-налогоплательщика. Налоговый кодекс категорически запрещает банку открывать налогоплательщику, в отношении которого налоговым органом принято решение о приостановлении операций по счету, новые счета. Нарушение установленного… Читать ещё >

Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Своевременное и полное исполнение налоговой обязанности является конституционной обязанностью каждого физического лица или организации. Однако, но различным причинам налогоплательщику не всегда удается выполнить финансовые обязательства перед государством, а некоторые субъекты сознательно уклоняются от участия в формировании государственной (муниципальной) казны. Поэтому государство вынуждено гарантировать поступление налоговых платежей посредством применения к имуществу налогоплательщика мер, установленных гл. 11 НК.

Налоговый кодекс содержит следующий закрытый перечень способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов: залог имущества; поручительство; пеня; приостановление операций, но счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств; наложение ареста на имущество налогоплательщика, банковская гарантия.

Глава 11 НК, устанавливающая правовые режимы мер обеспечения в налоговом праве, имеет общее название «Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов», в то время как приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика отнесены законодательством к способам обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Таким образом, способы обеспечения исполнения налоговой обязанности понимаются в широком и узком значениях.

В широком смысле способы исполнения налоговой обязанности включают всю совокупность мер правового воздействия, перечисленных в п. 1 ст. 72 НК.

В узком смысле исполнение налоговой обязанности обеспечивается залогом имущества, поручительством, пеней и банковской гарантией. Приостановление операций, но счетам в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика гарантируют исполнение решения налогового органа о взыскании налога.

Относительно налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Таможенного союза, таможенные органы могут применять и другие способы обеспечения исполнения налоговой обязанности. Согласно ст. 86 ТК ТС уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается денежными средствами (деньгами), банковской гарантией, поручительством или залогом имущества.

Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов — это правовые ограничения имущественного характера, создающие условия для обеспечения фискальных интересов государства.

Применяемые налоговым правом способы обеспечения исполнения налоговой обязанности носят исключительно имущественный характер, поскольку направлены на восстановление нарушенных фискальных прав государства и призваны гарантировать государству реальное надлежащее выполнение налогоплательщиком возложенных денежных обязанностей.

В налоговом праве обеспечение исполнения обязанности осуществляется способами, традиционно используемыми в гражданском обороте. Залог имущества, поручительство, пеня и банковская гарантия перешли в налоговое законодательство из гражданского; приостановление операций по счету и наложение ареста на имущество должника перенесены из гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства.

В отличие от гражданского законодательства НК не допускает применение иных способов обеспечения исполнения налоговой обязанности, кроме перечисленных в п. 1 ст. 72. Следовательно, обеспечение налоговой обязанности иным способом, хотя и регулируемым законодательством (например, задатком), будет являться ничтожным.

Залог имущества. Обязанность по уплате налогов и сборов может обеспечиваться залогом в случае изменения сроков исполнения налоговой обязанности.

Правовой режим залога в налоговых отношениях регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Таким образом, в данной ситуации налоговое законодательство выступает специальным по отношению к нормам гражданского права.

Юридическое значение залога в налоговых отношениях выражается в осуществлении налоговой обязанности за счет стоимости заложенного имущества. Залог имущества оформляется договором, сторонами в котором выстуиают налоговый орган (залогодержатель) и налогоплательщик либо иное третье лицо, выступающее в интересах налогоплательщика (залогодатель).

Налоговую обязанность возможно обеспечить залогом двух видов: без передачи заложенного имущества налоговому органу и с передачей имущества. Второй вид залога называется закладом.

В случае нарушения налоговой обязанности, обеспеченной залогом, налоговый орган вправе реализовать предмет залога и погасить финансовый долг налогоплательщика перед государством. Таким образом, отношения залога имущества предоставляют государству в лице налоговых органов возможность требовать исполнения налоговой обязанности посредством продажи заложенного имущества и передачи ему в приоритетном порядке вырученных денежных средств. Однако сумма перечисляемых в доход государства денежных средств не может быть больше суммы налоговой обязанности.

Поручительство. Налоговая обязанность в случае изменения сроков ее исполнения может быть обеспечена поручительством.

Юридическое значение поручительства в налоговых отношениях заключается в том, что поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. В случае неисполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности, обеспеченной договором поручительства, налоговый орган получает возможность получить причитающиеся налоги не с налогоплательщика, а с его поручителя, который, как предполагается, имеет более устойчивое финансовое положение. Тем самым неисполнение налогоплательщиком своих фискальных обязательств перед государством влечет и ответственность его поручителя. Однако принудительное взыскание с поручителя суммы налоговой недоимки и начисленных пеней возможно для налоговых органов только в судебном порядке.

В рамках одного налогового обязательства могут выступать несколько поручителей, которые отвечают по долгам налогоплательщика солидарно, если иное не предусмотрено договором поручительства. Поручителем может быть как физическое, так и юридическое лицо.

При исполнении поручителем своих обязанностей по договору налогового поручительства он приобретает право регрессного требования от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, возникших в связи с исполнением налоговой обязанности плательщика налогов.

Гарантией соблюдения прав поручителя в налоговых отношениях является обязанность налоговых органов представить по требованию поручителя документы, подтверждающие факт невыполнения налогоплательщиком налоговой обязанности, а также сумму возникшей недоимки.

В отличие от гражданских правоотношений в налоговых отношениях поручитель обязуется исполнить налоговую обязанность налогоплательщика в полном объеме, а не частично. Если поручитель сам нарушает сроки исполнения налоговой обязанности, то начисляемая на сумму задолженности пеня также будет подлежать оплате поручителем.

Банковская гарантия применяется в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и в иных случаях, предусмотренных ПК. Например, таким случаем является обеспечение уплаты авансовых платежей по акцизам.

В силу банковской гарантии банк (гарант) обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налога, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога, и соответствующих пеней в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства уплатить денежную сумму по представленному налоговым органом в письменной форме или электронной форме по телекоммуникационным каналам связи требованию об уплате этой суммы.

Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Данный перечень ведется Минфином России на основании сведений, полученных от Банка России, и подлежит размещению на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Для включения в перечень банк должен удовлетворять следующим требованиям:

  • 1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Банком России, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;
  • 2) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 млрд руб.;
  • 3) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
  • 4) отсутствие требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании Федерального закона от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Банком России в Минюст России в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.

НК установлены следующие требования к банковской гарантии:

  • 1) банковская гарантия должна быть безотзывной и непередаваемой;
  • 2) банковская гарантия не может содержать указание на представление налоговым органом гаранту документов, которые не предусмотрены НК;
  • 3) срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения установленного срока исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной банковской гарантией, если иное не предусмотрено НК;
  • 4) сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение гарантом в полном объеме обязанности налогоплательщика по уплате налога и уплате соответствующих пеней, если иное не предусмотрено ПК;
  • 5) банковская гарантия должна предусматривать применение налоговым органом мер по взысканию с гаранта сумм, обязанность по уплате которых обеспечена банковской гарантией, в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. 46 и 47 НК, в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока ее действия.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок налогоплательщиком, исполнение обязанности которого по уплате налога обеспечено банковской гарантией, налоговый орган в течение пяти дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога направляет гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии. Гарант обязан исполнить обязательство по банковской гарантии в течение пяти дней со дня получения им требования об уплате денежной суммы.

Гарант не вправе отказать налоговому органу в удовлетворении требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии. Исключением является случай, если такое требование предъявлено гаранту после окончания срока, на который выдана банковская гарантия.

Пеня. Налоговое законодательство считает пеней денежную сумму, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в сроки более поздние, чем установленные законодательством о налогах и сборах.

Необходимо учитывать, что налоговое законодательство рассматривает пеню в двух аспектах: в качестве способа обеспечения исполнения налоговой обязанности и в качестве штрафной налоговой санкции.

Как способ обеспечения налоговой обязанности пеня направлена на гарантирование своевременного и полного внесения налога в соответствующий бюджет.

Особенностью правового режима пени является возможность ее применения независимо от вины налогоплательщика, а также иных способов обеспечения налоговой обязанности. Пеня уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер, гарантирующих уплату налогов, а также независимо от наложения мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Начисление пени начинается со следующего за установленным налоговым законодательством дня уплаты налога или сбора и продолжается ежедневно до дня погашения налогоплательщиком налоговой недоимки. Таким образом, сумма пени может превышать сумму долга по основной налоговой обязанности.

Налоговым кодексом установлено правило, согласно которому пени не могут начисляться на сумму недоимки, которую налогоплательщик не смог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции по банковскому счету плательщика налогов или наложен арест на его имущество. Вместе с тем не приостанавливает начисление пеней подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

Уплата пени может быть произведена налогоплательщиком двумя способами: одновременно с уплатой суммы основного долга (налоговой недоимки) и после уплаты полной суммы причитающихся налогов. При недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика в приоритетном порядке погашается налоговая недоимка.

Так же, как и налоговая недоимка, пени могут быть уплачены налогоплательщиком добровольно или (в случае отсутствия надлежащего исполнения) взысканы в принудительном порядке. С организаций пени взыскиваются в бесспорном порядке, с физических лиц — только по решению суда.

Отнесение пени к обеспечительным способам обусловлено ее имущественно-восстановительным (компенсационным) характером, наличие которого было отмечено Постановлением № 20-П. В частности, Конституционный Суд РФ указал, что пеня в налоговых отношениях рассматривается как определенная компенсация потерь государственной казны в результате недополучения вовремя сумм налогов. В этом смысле в налоговых отношениях пеня выполняет правовосстановительную функцию, а в качестве способа обеспечения налоговой обязанности носит скорее характер устрашения, нежели гарантии.

В случае превышения пени размера налоговой недоимки она превращается в налоговую санкцию и приобретает штрафную функцию.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика, а также переводов его электронных денежных средств. Юридическое значение приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке и переводов электронных денежных средств означает временное прекращение обслуживающим банком всех расходных операций по данному счету независимо от величины остатка денежных средств и их соразмерности сумме налоговой недоимки.

Приостановление операций по счету и переводов электронных денежных средств относится к процессуальным способам обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании налога. Наличие подобного способа и его использование гарантирует реальность исполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности.

Операции по счету и перевод электронных денежных средств приостанавливаются в следующих случаях: а) если налогоплательщик-организация не выполнил в установленные сроки требование налогового органа об уплате причитающихся налогов; б) если налогоплательщик-организация или налогоплательщик — индивидуальный предприниматель не представили в налоговый орган налоговые декларации в течение двух недель по истечении установленного срока; в) при отказе налогоплательщикаорганизации или налогоплательщика — индивидуального предпринимателя представить налоговые декларации в налоговый орган.

Если же решение о приостановлении операций принято при непредставлении декларации по налогу на прибыль, уплачиваемого КГН, то налоговый орган имеет право приостановить операции по банковским счетам всех участников КГН одновременно (абз. 3 п. 13 ст. 76 НК).

Решение о приостановлении счета и переводов электронных денежных средств может быть принято только руководителем (его заместителем) налогового органа. Причем НК относит принятие такого решения к исключительной компетенции того налогового органа, который направил налогоплательщику требование об уплате налога. Вынесенное решение о применении рассматриваемой меры обеспечения налоговой обязанности направляется налоговым органом банку с одновременным уведомлением налогоплательщика о подобном решении.

Банк обязан безусловно принять решение налогового органа к исполнению и немедленно приостановить перевод электронных денежных средств или операции по счету своего клиента-налогоплательщика. Налоговый кодекс категорически запрещает банку открывать налогоплательщику, в отношении которого налоговым органом принято решение о приостановлении операций по счету, новые счета. Нарушение установленного запрета образует состав налогового правонарушения и служит основанием для привлечения банка к налоговой ответственности. При этом банк не несет ответственности за убытки, которые возникли у налогоплательщика по причине приостановления операций по счету.

Решение о приостановлении операций по счету или переводов электронных денежных средств налогоплательщика отменяется налоговым органом в течение одного дня с момента представления налогоплательщиком документов, подтверждающих полное выполнение налоговой обязанности или представление налоговой декларации.

Арест имущества. Арест имущества представляет процессуальный способ обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании налога. Юридическая сущность ареста имущества заключается в ограничении права собственности налогоплателыцика-организации в отношении принадлежащего ему имущества.

Арест имущества применяется в отношении налогоплательщиков, не исполняющих в установленные сроки обязанности по уплате налогов и сборов. Обязательным условием применения данной меры обеспечения решения налогового органа является наличие у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что недобросовестный налогоплательщик предпримет меры к сокрытию имущества или будет скрываться сам.

Права на арестованное имущество могут быть ограничены полностью или частично. Полным арестом имущества признается ограничение прав собственника относительно распоряжения арестованным имуществом, при этом владеть и пользоваться этим имуществом налогоплательщик может только с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Частичный арест имущества предполагает такое ограничение права собственности налогоплательщика, при котором владение, пользование и распоряжение имуществом допускается с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения арестованным имуществом образует состав налогового правонарушения и влечет применение к виновному соответствующих санкций.

Налоговым законодательством в качестве гарантии соблюдения прав собственника — налогоплательщика установлено ограничение относительно объема арестованного имущества. Аресту подлежит только то имущсство, которое необходимо и достаточно для исполнения налоговой обязанности.

НК установлены особенности наложения ареста на имущество иностранной организации. Соглсно и. 5 ст. 77 НК арест на объект недвижимого имущества иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при превышении стоимости указанного объекта недвижимого имущества над суммами взыскиваемых в отношении этого объекта налога, пеней и штрафа налагается только в случае отсутствия у данной иностранной организации иного имущества на территории РФ, на которое может быть обращено взыскание.

Решение об аресте имущества принимается в форме постановления руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа. Отменить данное решение вправе тот же налоговый или таможенный орган, который его вынес. Основанием для отмены ареста имущества выступает прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов. Постановление о наложении ареста на имущество может быть отменено вышестоящим налоговым или таможенным органом, а также судом. Режим ареста имущества прекращает действие в результате принудительного исполнения налоговой обязанности путем реализации этого арестованного имущества.

Налоговым законодательством установлены особенности взыскания налога, пеней штрафов за счет денежных средств участника КГН. Согласно п. 11 ст. 46 если ответственный участник КГН не уплатит налог, то инспекция вправе взыскать его за счет денежных средств всех участников КГН. При этом взыскание производится в следующем порядке.

В первую очередь недоимка взыскивается за счет денежных средств ответственного участника КГН. При их недостаточности налоговая инспекция вправе взыскать оставшуюся сумму за счет денежных средств всех остальных участников. Последовательность такого взыскания налоговый орган определяет самостоятельно. Налоговая инспекция обращается для взыскания недоимки к следующему участнику КГН, если у предыдущего участника не осталось средств для погашения задолженности.

Взыскание производится на основании требования, которое было направлено ответственному участнику КГН.

Следует отметить, что решение о взыскании налога может быть принято не позднее шести месяцев после истечения срока исполнения требования. После истечения данного срока инспекция вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки со всех участников КГН. Такое заявление необходимо подать в течение шести месяцев после истечения срока на взыскание налога в бесспорном порядке. Этот срок может быть восстановлен судом.

Если за счет денежных средств погасить недоимку не удалось, то налоговый орган вправе ее взыскать за счет иного имущества участников КГН.

В первую очередь взыскание производится за счет наличных денежных средств ответственного участника КГН и его денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание в порядке ст. 46 НК. При недостаточности средств у ответственного участника КГН взыскание производится за счет наличных денежных средств других участников КГН и их денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание в порядке ст. 46 НК. Далее недоимка взыскивается за счет иного имущества ответственного участника КГН. В последнюю очередь взыскание обращается на иное имущество других участников КГН.

Кроме рассмотренной ситуации, налоговым законодательством предусмотрены особенности взыскания недоимки, возникшей в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества.

Федеральный закон от 28.11.2011 № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» регулирует особенности договора простого товарищества, заключаемого несколькими лицами для осуществления совместной инвестиционной деятельности. Договором инвестиционного товарищества на одного из управляющих товарищей — уполномоченного управляющего товарища — возлагается ряд налоговых обязанностей, неисполнение которых может привести к образованию налоговой недоимки.

Особенности взыскания недоимки с названного субъекта установлены и. 1.1 ст. 46 НК и заключаются в следующем.

Если уполномоченный управляющий товарищ в установленный срок не уплатит налог по деятельности в рамках инвестиционного товарищества (за исключением приходящегося на него налога на прибыль), то в первую очередь недоимка будет в принудительном порядке погашена за счет средств на счете инвестиционного товарищества.

Если этих средств недостаточно, то взыскание будет продолжено за счет средств на счетах уполномоченного управляющего и других управляющих товарищей.

В следующую очередь недоимка будет погашаться за счет денежных средств на счетах остальных участников товарищества. Причем взыскание будет производиться пропорционально доле каждого товарища в их общем имуществе.

Если денежных средств на указанных счетах недостаточно, то недоимка будет погашена за счет имущества участников договора в следующей последовательности, установленной п. 5.1 ст. 47 НК:

  • — за счет общего имущества товарищей;
  • — за счет имущества уполномоченного управляющего товарища;
  • — за счет имущества управляющих товарищей;
  • — за счет имущества остальных товарищей пропорционально доле каждого в их общем имуществе.

Кроме названных способов обеспечения взыскания недоимки налоговая инспекция может приостановить операции по счетам инвестиционного товарищества и всех его участников (п. 2.1 ст. 76 НК). Также налоговый орган может наложить арест на общее имущество товарищей и имущество управляющих товарищей (п. 3.1 ст. 77 НК).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой