Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Феномен проповеди. 
Стилистика и литературное редактирование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Повествовательная иллюстрация бывает связана с бытовой тематикой, но чаще всего это евангельская притча в пересказе, причем в проповеди она может передаваться пространно, включать в себя диалоги, содержать личные комментарии проповедников. По сути, это включение в проповедь индивидуализированного варианта прототекста. Притча в силу своей смысловой наполненности сильнее других повествовательных… Читать ещё >

Феномен проповеди. Стилистика и литературное редактирование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основной жанр церковного красноречия — проповедь. Она произносится в церкви после литургии, используется также в ряде светских ситуаций.

Проповедь — это убеждающее поучительное слово священнослужителя, направленное на воспитание глубокого религиозного миропонимания и осмысление нравственных основ жизни.

Самые разные факты Священного Писания, истории, культуры, современной действительности осмысляются проповедниками с этической точки зрения. Утверждается значимость христианства, прославляется добро (милосердие, трудолюбие, мудрость, терпение, память о близких, умение прощать) и осуждается зло (тщеславие, гордыня, стяжательство, лицемерие, уныние). Очень значима мысль о любви к Отчизне и необходимости беречь и защищать ее.

Обычно автор проповеди основывает свой текст на том или ином эпизоде Священного Писания, объясняет его содержание, связывая его с современной действительностью. На этой основе он приводит слушателей к нравственным выводам, существенным для определения жизненной позиции. В проповеди всегда звучит призыв к исполнению заповедей Евангелия.

Данная разновидность жанра (изъяснительная беседа, нравоучительная проповедь) дополняется другими: проповедь может быть основана на дате церковного календаря (религиозном празднике, дне поминовения святого и др.) и даже на светском событии важного общественного значения (публицистическая проповедь). Кроме того, существуют катехизическое поучение (разъяснение основ вероучения и богослужения), апологетическое (хвалебное) слово и др.

В истории православия сохранились имена выдающихся русских священнослужителей-проповедников: Иларион (XI в.), Кирилл Туровский (XII в.), Симеон Полоцкий (XVII в.), Тихон Задонский (XVIII в.) и др. В течение веков традиция проповедничества, несмотря на социальноисторические катаклизмы, не прерывалась. В русскую духовную культуру вошли труды таких наших соотечественников, как Святейший Патриарх Кирилл, протоиерей Иоанн (Крестьянкин), митрополит Антоний Сурожский, отец Александр Мень. В последние десятилетия сформировался также особый тип проповедничества, по сути своей миссионерский. Он строится не только на собственно церковном ритуале, но и на широком публичном общении с использованием современных медиасредств. На этом поприще плодотворно работают протоиереи Артемий (Владимиров), Димитрий (Смирнов), Алексий (Уминский), диакон Андрей Кураев.

При всей значимости эмоционально воздействующего содержания проповедь является логически-рефлективным жанром, для которого наиболее важно рассуждение. Этот тип речи, как правило, лежит в основе структурно-содержательной схемы целого текста. Собственно рассуждение строится по общим правилам аргументации, которая подается открыто, с использованием ориентирующих логических связок. Так, в проповеди «О достоверности будущей вечной загробной жизни» архимандрита Кирилла (Павлова) основной тезис формулируется так:

В том, что будущая загробная жизнь существует, нисколько не приходится сомневаться, ибо имеется много существенных доказательств в пользу этой истины.

Мысль автора не только выражена предельно четко, но и подана как предварение аргументации (имеется много доказательств). Далее следуют доводы, причем каждый микротекст, соответствующий аргументу, начинается логической связкой: Прежде всего…; Другим существенным доказательством… являются…; Другое доказательство… мы черпаем из…; Наконец, есть и… доказательство… Таким образом создана целостная структура аргументации с предельно ясным ее структурированием.

Источником аргументов прежде всего служит текст Священного Писания — Слово Божие. Доводы могут быть персонифицированы: Святые Отцы говорят…; святой апостол Павел рекомендует., послушайте, что говорит об этом апостол в своих наставлениях… Цитаты вводятся с использованием прямой и косвенной речи.

Для иллюстрирования логического аргумента, как правило, используются описательные и повествовательные фрагменты текста. Часто достаточно обширные, они составляют образный аналог логического тезиса аргументации. Это придает проповеди максимальную убедительность и доходчивость. Например, в проповеди архимандрита Кирилла (Павлова):

Всякая особенная жизнь сходит в собственный гроб лишь только для того, чтобы оставить там свою обветшалую старую одежду, а сама восходит в сферу иной жизни большая посылка умозаключения;

Солнце заходит, чтобы взойти опять, звезды утром умирают, чтобы воскреснуть вновь вечером. Реки погребаются в море, а воскресают в источниках; Зерно, брошенное в землю, в земле умирает, чтобы возродиться в новом злаке. Умирает пресмыкающийся червь, а воскресает крылатая бабочка описательная иллюстрация, конкретизирующая большую посылку умозаключения на основе параллельно связанных высказываний;

Если низшие твари разрушаются только для воссоздания новой жизни, то неужели человек этот венец творения… малая посылка умозаключения; Красота всей вселенной — хуже червя или зерна горчичного? — будущее бессмертное бытие человека существует, поскольку всякая особенная жизнь доказывает свое воскрешение.

Повествовательная иллюстрация бывает связана с бытовой тематикой, но чаще всего это евангельская притча в пересказе, причем в проповеди она может передаваться пространно, включать в себя диалоги, содержать личные комментарии проповедников. По сути, это включение в проповедь индивидуализированного варианта прототекста. Притча в силу своей смысловой наполненности сильнее других повествовательных произведений воздействует на адресата и удерживает его внимание:

Мы часто сомневаемся и в милостях Божиих, и во многих важных основах нашей веры, а Авраам не усомнился в словах Господних. И когда у него родился сын и Господь повелел: «Пойди и принеси его Мне в жертву», Авраам не сказал: «Если я сына своего в жертву принесу, как же от меня произойдет целый род!» Он взял сына и повел на гору, чтобы закласть (протоиерей Дмитрий Смирнов).

Для проповеди характерно соединение высокого серьезного тона с тоном дружелюбного собеседования. Важна также тональность поучительности, которая накладывается на тональность несомненной уверенности, что открывает возможность использовать аксиоматические утверждения, оценки, советы, запреты. Наконец, проповедник может придавать своему высказыванию характер) исиоведальности. Соединение всех этих составляющих придает жанру проповеди психологическую емкость.

В композиционном отношении проповедь характеризуется классической трехчастной структурой. Вступление и заключение характеризуются подчеркнутой диалогичностью: используются приветствия, обращения к адресату, пожелания и призывы. Обязательно начальное посвящение Богу (во имя Отца и Сына и Святого Духа), распространена презентация ситуативной темы (например, название религиозного праздника), завершает текст молитва. Основная часть проповеди строится по общим риторическим законам убеждающего монолога.

Теорией и практикой проповеди занимается особое ответвление риторики — гомилетика.

Ш К какой жанровой разновидности проповеди относится текст-образец? Найдите в тексте признаки рассуждения. Выделите структуры аргументации, обсудите типы аргументов.

Ш Текст-образец представляет собой два фрагмента текста проповеди «Любовь всепобеждающая». Какие композиционные части полного текста представлены? Мотивируйте свое мнение.

Щ На материале текста-образца поясните, как реализуется идея прославления добра, характерная для жанра проповеди.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой