Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовые основы местного самоуправления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Признание Россией общепризнанных принципов и норм международного права составной частью национальной правовой системы не означает ее отказ от государственного суверенитета, относящегося к основам конституционного строя и предполагающего верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на всей его… Читать ещё >

Правовые основы местного самоуправления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные международно-правовые стандарты организации местного самоуправления в Российской Федерации

Обязательность организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с международно-правовыми стандартами вытекает из положений ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Право граждан на осуществление местного самоуправления относится к числу их важнейших конституционных прав и закрепляется не только в законодательстве всех без исключения демократических государств, но и в международно-правовых актах. В преамбуле Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г. по инициативе Постоянной конференции местных и региональных органов власти Европы и вступившей в силу 1 сентября 1988 г., установлено, что «право граждан участвовать в управлении государственными делами относится к демократическим принципам, разделяемым всеми Государствами — членами Совета Европы» и это право «наиболее непосредственным образом может быть осуществлено именно на местном уровне»[1].

Право на осуществление местного самоуправления находит свое отражение в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г., где закреплено, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей, а также право равного доступа к государственной службе в своей стране. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Развитие принципов, установленных во Всеобщей декларации нрав человека, нашло отражение в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой государствами — членами Совета Европы на Консультативной ассамблее Европейского совета в Риме 4 ноября 1950 г. В Российской Федерации эта конвенция ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ.

Важно подчеркнуть, что после ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по нравам человека обязательной по вопросам толкования и применения данной конвенции и протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов и когда предполагаемое нарушение имело место.

Важнейшим международно-правовым актом по вопросам местного самоуправления, в котором находят свое отражение основные международно-правовые стандарты организации местного самоуправления в Российской Федерации, является Европейская хартия местного самоуправления, которая состоит из преамбулы и трех частей.

В преамбуле местное самоуправление объявляется в качестве одной из основ конституционного строя любого демократического государства, а его развитие представляется как вклад в построение единой Европы, основанной на принципах демократии и права. Там же закрепляются следующие основы (принципы) организации местного самоуправления в странах, присоединившихся к этому международно-правовому документу:

  • — органы местного самоуправления составляют одну из главных основ любого демократического строя;
  • — право граждан участвовать в ведении государственных дел относится к демократическим принципам, разделяемым всеми государствами — членами Совета Европы, и это право наиболее непосредственным образом может быть осуществлено именно на местном уровне;
  • — наличие облеченных реальной ответственностью органов местного самоуправления может обеспечить эффективное и одновременно приближенное к гражданину управление;
  • — защита и укрепление местного самоуправления в различных европейских странах представляют собой значительный вклад в построение Европы, основанной на принципах демократии и децентрализации власти;
  • — является обязательным наличие местных органов самоуправления, которые располагают уполномоченными для принятия решений органами, созданными демократическим путем, и которые имеют широкую автономию в отношении своей компетенции, порядка и средств ее осуществления и необходимых для этого ресурсов.

Первая часть Европейской хартии местного самоуправления посвящена законодательному закреплению основ местного самоуправления. В ней закрепляются понятие местного самоуправления, гарантии его самостоятельности и защиты; предметы ведения и основные полномочия органов местного самоуправления, а также порядок их реализации; основания и порядок делегирования полномочий органов государственной власти органам местного самоуправления; гарантии территориального верховенства и самостоятельности местного самоуправления; источники финансирования местного самоуправления; основы муниципальной службы; вопросы судебной защиты прав местного самоуправления. Во второй части Хартии устанавливаются обязательства государств, се подписавших. Государство обязуется соблюдать не менее 20 пунктов первой части Хартии. Часть III Хартии устанавливает порядок подписания, ратификации и вступления ее в силу.

Для решения международно-правовых проблем развития местного самоуправления в Европе создан Конгресс местных и региональных органов, который входит в структуру органов Совета Европы. Конгресс состоит из двух палат; Палаты местных органов власти и Палаты регионов. Заседания Конгресса проводятся один раз в год во Дворце Европы в Страсбурге. Конгресс является совещательным органом, а его решения носят рекомендательный характер. Российская Федерация является членом Совета Европы с 1996 г. и с этого же времени принимает участие в работе Конгресса.

Включение Конституцией РФ общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации в правовую систему нашей страны является важным историческим шагом. Оно коренным образом меняет как в целом понятие правовой системы России и структуру системы источников права, так и в частности по-новому ставит вопрос о соотношении, иерархии нормативных правовых актов, призванных регулировать общественные отношения в области организации местного самоуправления[2].

Конституция как основа правовой системы государства обладает высшей юридической силой, приматом в отношении всех остальных норм. Международное право учитывает особый статус конституции, определяющей и закрепляющей законодательно социально-политическое устройство страны, ее правовой системы. Утверждая суверенное право каждого государства свободно выбирать и развивать свою правовую систему, оно требует уважения к установленному конституцией правопорядку.

Вместе с тем свобода государства в определении характера своей правовой системы не является неограниченной.

Принцип суверенного равенства государств, закрепляя их право на свободный выбор политико-правовой системы, в то же время взаимосвязан с другим основополагающим принципом: «Каждое государство обязано выполнять полностью, добросовестно свои международные обязательства». Добросовестное выполнение обязательств, но международному праву предусматривает, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства «будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами, но международному праву»[3].

С учетом актуальности проблемы соотношения норм Конституции РФ с нормами и принципами международного права, она стала предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в Постановлении от 14 июля 2015 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона „О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней“, пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона „О международных договорах Российской Федерации“, частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы».

Поводом к рассмотрению дела явился запрос группы депутатов Государственной Думы, по мнению которых содержащиеся в указанных нормативных правовых актах соответствующие положения фактически обязывают Россию и ее органы законодательной, исполнительной и судебной власти к безусловному исполнению постановления Европейского суда по правам человека даже в случае, если оно противоречит Конституции РФ.

Применительно к исследуемой в данном параграфе проблематике международно-правовых стандартов организации местного самоуправления в Российской Федерации следует выделить следующие выводы Конституционного Суда РФ, положенные в основу его правовой позиции относительно соотношения норм Конституции РФ с нормами и принципами международного права:

  • — в силу приоритета конституционных положений, закрепляющих суверенитет России, а также признания высшей юридической силы именно Конституции РФ следует считать недопустимой имплементацию в правовую систему государства международных договоров, участие в которых может повлечь ограничения прав и свобод человека и гражданина или допустить какие-либо посягательства на основы конституционного строя Российской Федерации и тем самым нарушить конституционные предписания;
  • — признание Россией общепризнанных принципов и норм международного права составной частью национальной правовой системы не означает ее отказ от государственного суверенитета, относящегося к основам конституционного строя и предполагающего верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на всей его территории и независимость в международном общении, а также являющегося необходимым качественным признаком Российской Федерации, характеризующим ее конституционно-правовой статус;
  • — Россия может в порядке исключения отступить от выполнения возлагаемых на нее обязательств, когда такое отступление является единственно возможным способом избежать нарушения основополагающих принципов и норм Конституции РФ;
  • — поскольку Россия, по смыслу ст. 15 (ч. 1 и 4), 79 и 125 (ч. 6) Конституции РФ, не вправе заключать международные договоры, не соответствующие Конституции РФ, а правила международного договора, если они нарушают конституционные положения, имеющие, несомненно, особо важное для России значение, не могут и не должны применяться в ее правовой системе, основанной на верховенстве Конституции РФ, обязанностью органов государственной власти при имплементации международных договоров, предполагающей соотнесение законодательства РФ с ее обязательствами по международным договорам, являются признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, как они определены Конституцией РФ.

В данном Постановлении Конституционный Суд РФ сформулировал конкретные рекомендации органам государственной власти РФ относительно их действий в случае принятия Европейским судом по правам человека постановления, в котором констатируется нарушение в Российской Федерации прав и свобод человека при применении закона либо отдельных его положений.

  • [1] В Российской Федерации данный международно-правовой акт ратифицирован Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ.
  • [2] См. подробнее: Карташкин В. Л. Международная защита прав человека и внутренняяюрисдикция государств // Обозреватель — Observer. 2013. № 2. С. 66—75.
  • [3] Лукашук И. И. Международное право. Общая часть: учебник. М.: Волтере Клувер, 2010. С. 123.'
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой