Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Средневековая юридическая мысль

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наивысшей степени в своем развитии школа глоссаторов достигла при Аццоне Ацо (умер около 1230 г.). Венцом этой компиляторской деятельности явилась изданная в XIII в. глосса Аккурсия, представляющая собой сборник глосс или сводную глоссу на законодательство Юстиниана в целом. После опубликования глоссы Аккурсия все ранее изданные отдельными глоссаторами работы фактически вышли из употребления… Читать ещё >

Средневековая юридическая мысль (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Римская юриспруденция существовала в языческом обществе, юристы не посягали на мировоззренческие основы общества, оставляя их богословам. В своих решениях и рассуждениях юристы отталкивались от земных проблем, поэтому римская юриспруденция — это обобщение юридической практики.

Средневековая юриспруденция совершенно иная — она стремилась к формулированию правовых принципов. Юриспруденция строилась на христианском фундаменте, т. е. предельно обобщенных нравственных сентенциях: «не убий», «не укради», «не противодействуй злу насилием», «браки заключаются на небесах, следовательно, нерасторжимы»[1]. Эти сентенции превратились у юристов в правовые принципы (чего не было у римских юристов).

На возникновение и развитие юридической мысли Средневековья повлияли три фактора:

  • — схоластический метод П. Абеляра (1079—1142), который указал на существование в Священном Писании 158 противоречий, и с помощью которого начались попытки их преодоления;
  • — учение Фомы Аквинского о существовании двух градов — небесного и земного, позволившее юристам искать рациональные причины действий людей;
  • — достижение шаткого компромисса между церковью и государством, что давало равные шансы па существование как церковному праву, так и светскому законодательству.

В конце I тыс. н.э. право еще не было вычленено из круга других социальных регуляторов, и, как следствие этого, не было потребности в системе права. Светское право, в основном, существовало в форме обычного права. Хотя короли время от времени издавали законы, делали они это в основном с целью подтвердить или исправить существующие обычаи. В равной степени, еще не было особой потребности в праве и у церкви. Христианская догматика и этика вполне заменяли юридически выверенные канонические нормы. Но в XI в. как у церкви, так и у светской власти возникло стремление к научности. В течение последующих XII—XIII вв. все существенно изменилось: появились систематизированные сборники обычного права, в виде школы глоссаторов возникла юридическая наука, церковь также обрела свое каноническое право.

Конечно, средневековая юридическая мысль была пропитана теологией. Тем не менее, «западноевропейские юристы пытались систематизировать нормы так, чтобы получилось единое целое, т. е. определить не просто общие для определенного рода прецедентов элементы, но и систематизировать нормы в принципы, а сами принципы — в цельную систему». Условия для такой дерзости создали великие теологии начала тысячелетия, и прежде всего П. Абеляр (1079—1142).

Монах II. Абеляр оставался искренне верующим и, в отличие от Марсилия Падуанского, даже мысли нс допускал о возможности оспаривать земные прерогативы церкви. Но изучив ключевые христианские источники, он обнаружил в них 158 противоречий и попытался на основе схоластического метода объяснить эти противоречия и выработать приемлемую для спорящих точку зрения. Схоластика в его произведениях стала методом толкования библейских текстов ради более полного и глубокого понимания слова Божьего. После него юристам было уже не так страшно относится к источникам как к материалу, который требует научного обобщения. Поэтому не случайно монах Грациан назвал свой труд «Согласование разноречивых канонов», не опасаясь при этом ни пыток, ни костра.

Обычное право. Право в основной социальный регулятор превращается очень поздно — после буржуазных революций. До этого в качестве одного из социальных регуляторов выступало обычное право.

Во Франции систематизатором этого права был Бомануар, в Германии — Эйке фон Репгоф, они были правоверными христианами и жили в период, когда светская власть переживала период феодальной раздробленности, а церковь достигла своего могущества. Поэтому они могли позволить себе довольно критически оценивать власть королей.

Представители обычного права не считали королевскую власть абсолютной. По их мнению, долг государя состоял в повиновении закону, стоящему над ним. Законы же, которыми государю надлежит руководствоваться при управлении страной, следует создавать не единоличным повелением монарха. Английский правовед Генри Брэктон в трактате «О законах и обычаях Англии» (около 1256 г.) писал: «…силу закона имеет то, что по справедливости постановлено и одобрено высшей властью короля или князя, по совету и с согласия магнатов и с общего одобрения государства». Так же считал Филипп де Бомануар: «Король должен сам соблюдать обычаи и заставлять других соблюдать эти обычаи».

Представители обычного права опирались на авторитет старины. По их мнению, норма имела значение не потому, что являлась целесообразной, не потому, что была поддержана властью, а потому, что выражала собою мнение предков.

Эйке фон Репков (1180—1233) — автор старейшего правового сборника Германии — «Саксонского зерцала».

Биографическая справка Родился в небогатой немецкой рыцарской семье. Годы его жизни в точности неизвестны. О нем имеются исторические данные, относящиеся к 1209—1233 гг. Вероятно, он был младшим сыном, и, чтобы не дробить имение, было решено не оставлять ему земель, а дать образование. После его получения он стал судьей.

его сборник выражает интересы средних слоев населения. Сборник представляет собой запись обычного права Восточной Саксонии с разделением на земское право (для «неблагородных», но лично-свободных) и ленное право (только для лиц, принадлежащих к высшим слоям обществу). Земское право содержало отдельные положения, касающиеся государственного устройства Германии (выборы императора, разделение светской и духовной власти и т. д.), а также нормы, относящиеся к гражданскому, уголовному праву, суду и процессу.

Средневековая юридическая мысль.

Саксонское зерцало. Издание приблизительно 1300 г.

Несмотря на очевидную ограниченность и противоречивость своих воззрений, создав «Саксонское зерцало», он внес заметный вклад в развитие культуры, политико-правовой идеологии Германии и значительной части Европы.

Филипп де Реми де Бомануар (Филипп де Бомануар) (1250—1296) — выдающийся французский юрист, один из первых теоретиков права во Франции. Бомануар родился в дворянской семье. Был крупным королевским чиновником: посланником французского короля в Риме, судьей, представителем короля в одной из провинций страны.

Приблизительно в 1282 г. он составил сборник местных правовых обычаев небольшого графства северо-восточной части Франции — «Кутюмы Бовези». К сожалению, оригинал работы не сохранился, но имеется большое число списков, что свидетельствует о значительной популярности этого сборника в XIV—XVII вв. За подготовку «Кутюмов Бовези» он заслужил прозвище «светоч своего времени».

В работе последовательно проводится идея правового объединения Франции под властью одного монарха. Наряду с этим Бомануар выступал с критикой существующих социальных отношений, одной из основ которых было крепостное право: «…Вначале все люди были свободны., т.к. всякий знает, что мы все происходим от одного отца и от одной матери, …очень хорошо поступает тот сеньор, который дарит им (сервам) свободу, т.к. это большое зло, когда какой-либо христианин находится в крепостном состоянии».

Школа глоссаторов. Еще в раннем средневековье мировоззренческие ценности переместились от реальных жизненных потребностей к ценностям потусторонним, внеземным. В результате интерес к античному правовому наследию был утрачен. Но в конце IX—X вв., в связи с развитием товарно-денежных отношений, он вернулся. Во второй половине IX в. в Равенне возникает школа, которая превратилась в крупный центр преподавания и изучения римского права (затем аналогичные школы были открыты в Орлеане, Павии и других городах). Разумеется, знакомство с римским правом в них было поверхностным.

Правовед Ирнерий, вероятно в 1085 г., создал в Болонье правовую школу. О ее значимости говорит то, что в истории европейской юриспруденции все, что было до этой школы, стало называться «доболонским периодом». Со школы Ирнерия началось новое направление в юриспруденции.

До Ирнерия римское право использовалось наряду с местными обычаями, канонами и феодальными законами: Ирнерий же стремился отделить римское право от средневековых новелл. Он заставлял своих учеников тщательно изучать источники, и в первую очередь — «Дигесты».

Обучение проходило следующим образом. Ирнерий и его помощники комментировали древнеримские тексты, а их слушатели записывали эти комментарии на полях или между строк рукописи. Эти комментарии стали называться «глоссами».

Метод глоссирования отнюдь не являлся изобретением Болонской школы. Ее основное значение заключается не в методе глоссирования, а, во-первых, в том материале, который глоссировался («Coi’pus» Юстиниана, в особенности «Digesta», которые до Болоньи были слабо изучены), и, во-вторых, в систематизации римского права, на что сами его создатели не обращали особого внимания.

После выполнения первой задачи — объяснения смысла римского текста — Ирнерий ставил вторую: в противоположность прежней свободе обращения с позитивным правом и свободе судейского усмотрения, Ирнерий требовал, чтобы его ученики — будущие судьи, отказавшись от своих субъективных представлений о справедливости, придерживались положительных норм закона. Причем буквальное следование римским текстам не должно было становиться препятствием для интерпретации римских понятий и терминов в новых исторических условиях.

Школа имела огромный успех. В нее стекалась масса слушателей из Франции, Германии и Испании. Имеются сведения, что иногда к Ирнерию приходило до 10 тысяч, вследствие чего он должен был читать свои лекции на площади. Школе стали оказывать покровительство императоры Священной Римской империи.

Наивысшей степени в своем развитии школа глоссаторов достигла при Аццоне Ацо (умер около 1230 г.). Венцом этой компиляторской деятельности явилась изданная в XIII в. глосса Аккурсия, представляющая собой сборник глосс или сводную глоссу на законодательство Юстиниана в целом. После опубликования глоссы Аккурсия все ранее изданные отдельными глоссаторами работы фактически вышли из употребления. После Ацо школа начинает клониться к упадку, поскольку работа по собиранию и усвоению юстиниановского памятника была сделана, и новые глоссаторы уже мало что могли добавить.

Во второй половине XIII в. вновь возрождается интерес к римскому праву. На этот раз изучение римского права обусловливалось не столько любовью и уважением к классической древности, сколько практической потребностью найти систему права, более соответствующую новым экономическим условиям, чем обычаи феодального строя[2]. Правда, предметом изучения юристов стали не сами римские источники, а материалы, оставленные глоссаторами. Поэтому этих юристов именуют комментаторами или постглоссаторами.

Родоначальниками этого направления стали француз Якоб де Равани (умер в 1296 г.) и испанец Раймонд Луллий (1234—1315). «Комментируя глоссы, они старались внести в разбираемые ими юридические явления известный логический порядок, свести юридические нормы к известным общим понятиям, из которых затем логически, дедуктивно, могли бы быть выведены понятия частные. Пытаясь представить всю совокупность правовых норм также в виде единого логического целого, комментаторы этим самым в значительной степени положили основание нашей нынешней юриспруденции как науки»[3].

Между тем в конце XIV в. и особенно в XV в. в недрах феодального общества начал формироваться будущий капитализм, а творчество глоссаторов в решении возникающих проблем помочь уже не могло. Их время закончилось.

Каноническое право. Понятие «каноническое право» восходит к греческому слову Kavcov — «правило, стандарт». Каноническое право регулирует отношения внутри церковной организации, а также между церковью и мирянами. Мировоззренческой основой канонического права служило представление о том, что церковь имеет право судить не только за религиозные прегрешения, но и за светские проступки и преступления.

Началом собственно юридического канонического права стали Апостольские конституции — сборник правил, составленный в IV в. Следующий шаг в направлении систематизации и разработки канонического права был сделан видным испанским философом, епископом Исидором Севильским (VII в.). В его Collectio были обобщены важнейшие постановления церковных соборов, исторические материалы о церковном праве.

Главными причинами ускоренного развития канонического права стало разделение христианства на католицизм и православие (1054) и реформы Григория VII.

Возникновение канонического права как самостоятельной правовой системы произошло в XI—XII вв. Его основным источником становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.).

Первый свод канонического права составил болонский монах, профессор Болонского университета Грациан[4]. Примерно в 1140 г. он завершил свой гигантский труд «Согласование несогласованных канонов» (впоследствии названный «Кодекс Грациана»). В нем были сведены воедино и систематизированы около 3800 канонических текстов. Автор поставил перед собой задачу разрешения накопившихся в течение веков в каноническом праве противоречий, доказать с помощью схоластических приемов непротиворечивость противоречащих на первый взгляд канонических норм, содержащихся в разных источниках.

Лист «Кодекса Грациана». Болонья, вторая половина XIV в.

Лист «Кодекса Грациана». Болонья, вторая половина XIV в.

Целью составления Декрета Грациана было согласование противоречивших друг другу канонов, для чего использовали заимствованный из библейской экзегетики так называемый схоластический метод.

Для достижения цели он выстроил систему канонических норм в соответствии со степенью их авторитетности, значимости в понимании римскокатолической церкви. Наибольшим авторитетом обладали тексты Священного Писания (Библия), решения Вселенских Соборов, постановления Римских пап, решения Соборов римско-католической церкви, высказывания отцов Церкви, постановления поместных Соборов и отдельных церковных иерархов. Грациан учитывал также время и обстоятельства создания того или иного канона.

Важным отличием «Кодекса Грациана» от других сводов его времени состоял отказ от рассмотрения теологических вопросов и сосредоточение только на правовых аспектах церковной жизни: вопросы богослужения и жизни церковных общин. Поэтому Кодекс имел юридическую природу.

«Кодекс Грациана» состоял из трех частей:

  • — в первой был собран материал об источниках церковного права, о священных лицах и должностях;
  • — содержание второй части составляло учение о церковном суде, о браке и о покаянии;
  • — в третьей части речь шла о церковных таинствах и о богослужении.

Кодекс Грациана стал первым общепринятым сборником церковных законов. О его значимости говорит то, что уже в конце XII в. за Грацианом закрепился почетный титул «pater scientiae iuris canonici» (отец науки канонического права).

На основе «Кодекса Грациана» возникла целая школа систематизаторов права — канонистов. В конце XII в. Бернард из Павии дополнил это право еще одним сборником декреталиев. Он был составлен по его собственной схеме: судьи — судопроизводство — церковнослужители — браки — преступления.

  • [1] Царьков И. И. О правовых принципах в средневековой юриспруденции // Правоведение. 2003. № 2 (247). С. 197−207.
  • [2] Покровский И. А. История римского права. М., 2004.
  • [3] Там же.
  • [4] Точное имя его неизвестно. По некоторым версиям — Иоанн или Франциск Грациан.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой