Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономическая интеграция государств и международное таможенное право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Союз имеет право осуществлять в пределах своей компетенции международную деятельность, направленную на решение задач, стоящих перед Союзом. В рамках такой деятельности Союз имеет право осуществлять международное сотрудничество с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями и самостоятельно либо совместно с государствами-членами заключать с ними… Читать ещё >

Экономическая интеграция государств и международное таможенное право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы 7 студент должен:

знать понятие и формы экономической интеграции государств; связь процессов экономической интеграции и международного таможенного права;

уметь определять форму экономической интеграции; устанавливать взаимосвязи между таможенным регулированием и формой экономической интеграции;

владеть навыками анализа основных форм, стадий экономической интеграции.

Понятие и формы экономической интеграции государств

Важной особенностью развития мирового хозяйства и международных экономических отношений является формирование региональных торговоэкономических объединений государств, или так называемый процесс экономической интеграции государств. Интеграция (от лат. integmm — целое, integratio — восстановление, восполнение) — сплочение, объединение политических, экономических, государственных и общественных структур в рамках региона, страны, мира. Иными словами, это различного рода объединение.

Термин «экономическая интеграция» означает сближение и взаимоприспособление национальных хозяйств.

Экономическая интеграция является составной частью глобализации как процесса нарастания всеобщей взаимосвязанности мира.

Глобализация — это новейшая стадия процесса интернационализации, экономического, политического и культурного взаимодействия различных государств, приобретение этим взаимодействием многостороннего характера и всемирного масштаба.

Экономическая интеграция, таким образом, носит международный характер и может быть определена также как процесс, обеспечиваемый международно-правовыми средствами и направленный на постепенное образование межгосударственного единого, целостного экономического, а возможно, и политического пространства, основывающегося на общем рынке обращения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

По своей экономической сути интеграционные объединения представляют собой разновидность преференциальных систем в таможенном отношении.

Пути обеспечения экономической интеграции:

  • 1) снятие ограничений на перемещение товаров и транспортных средств, капиталов и услуг;
  • 2) согласованная межгосударственная политика в области экономики и таможенного дела.

В международном экономическом и таможенном праве различают четыре основные формы экономической интеграции.

1. Зона (ассоциация) свободной торговли. Это, можно сказать, первая ступень и простейшая форма движения к интеграции.

Отличительные признаки:

  • — отмена таможенных и иных ограничений для торговли товарами (обычно с большими или меньшими исключениями) между странами — участницами зоны;
  • — сохранение за государствами — участницами зоны самостоятельной торговой политики и своих национальных таможенных тарифов по отношению к третьим странам.

Примерами зон свободной торговли могут служить Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) и упомянутая НАФТА (Северо-Американская ассоциация свободной торговли: США, Канада, Мексика).

Европейская ассоциация свободной торговли создана в 1960 г. первоначально семью европейскими странами по инициативе Великобритании с целью обеспечения свободной торговли между странами-членами. Это было первое объединение такого типа. В настоящее время в ЕАСТ участвуют Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария. Уже в 1966 г. между странами — членами ЕАСТ была создана зона свободной торговли промышленными товарами без пошлин и количественных ограничений. Что касается сельскохозяйственных товаров и продуктов морского промысла, то взаимная торговля регулируется на основе особых соглашений. После заключения соглашения между ЕАСТ и ЕЭС с 1977 г. создана зона свободной беспошлинной торговли европейских стран-участниц (для промышленных товаров).

От зон свободной торговли следует отличать так называемые свободные экономические зоны (свободные гавани и т. п.). Эти последние образуются обычно государствами односторонне на собственной территории с целью привлечения различными таможенными, налоговыми и т. п. льготами иностранных инвесторов, транспортных и т. п. предприятий. Соответственно, такие зоны международно-правовыми образованиями не являются.

В международном экономическом праве есть официально закрепленное определение понятия «зона свободной торговли». Это ст. XXIV ГАТТ «Территориальное применение — Приграничная торговля — Таможенные союзы и зоны свободной торговли», согласно которой под зоной свободной торговли должна пониматься группа из двух или более таможенных территорий, в которых отменены пошлины и другие ограничительные правила регулирования торговли практически для всей торговли между составными территориями зоны в отношении товаров, происходящих из этих территорий. Примером зоны свободной торговли выступает, например, зона свободной торговли СНГ.

2. Таможенный союз — это более высокая форма экономической интеграции.

Отличительные признаки:

  • — единая таможенная территория;
  • — свободная, беспошлинная торговля товарами внутри союза;
  • — ликвидация национальных тарифов стран-участниц;
  • — установление единого для всего объединения государств таможенного тарифа для торговли с третьими странами;
  • — единые меры регулирования внешней торговли товарами со странами, не участвующими в таможенном союзе;
  • — единое таможенное законодательство;
  • — единый орган наднационального регулирования, уполномоченный издавать акты наднационального права по вопросам функционирования таможенного союза.

Согласно ст. XXIV под таможенным союзом должна пониматься замена двух или нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией.

Далеким историческим прецедентом был таможенный союз немецких государств в середине XIX в., предшествовавший объединению Германии. В паши дни такой союз был после Второй мировой войны осуществлен в рамках Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Таможенный союз — элемент интеграционной структуры Европейского союза.

В рамках ЕАЭС также существует и таможенный союз. В соответствии со ст. 2 Договора о ЕАЭС Таможенный союз представляет собой форму торгово-экономической интеграции государств-членов, предусматривающую единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, действуют Единый таможенный тариф ЕАЭС и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной .

Обобщенно, можно дать следующее определение таможенного союза. Таможенный союз — это форма экономической интеграции, представляющая собой объединение государств, имеющее следующие характеристики: единая таможенная территория, единое таможенное законодательство, единые таможенный тариф и иные меры регулирования внешней торговли товарами, единый наднациональный орган регулирования.

3. Общий рынок.

Главным отличительным признаком общего рынка является осуществление четырех «свобод»: свободы торговли товарами, услугами, движения капиталов и, наконец, свободы миграции рабочей силы.

При общем рынке:

  • 1) отсутствуют таможенные пошлины и нетарифные ограничения торговли между страпами-участницами;
  • 2) проводится либеральная валютная политика, что обеспечивает свободное движение капитала;
  • 3) открываются границы для свободного движения лиц, в том числе как рабочей силы, путем отмены виз, признания документов об образовании.

Общий рынок можно лишь условно считать особой правовой интеграционной формой, поскольку образование его обычно связано с другими интеграционными мерами, осуществляемыми в рамках создания экономического сообщества, союза. Общий рынок экономически наиболее продвинутая стадия построения полного интегрированного объединения государств и по существу означает уже состоявшуюся интеграцию.

Впервые в наше время общий рынок был образован в рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС), Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) и Евратома.

Согласно ст. 2 Договора о ЕАЭС общий (единый) рынок представляет собой совокупность экономических отношений в рамках Союза, при которых обеспечивается свобода перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Таким образом, можно дать следующее определение общему рынку: общий рынок — это форма экономической интеграции, представляющая собой объединение государств, в котором реализованы четыре свободы: свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

4. Экономический союз.

Эту форму экономической интеграции можно рассматривать как высшую интеграционную форму. Ее характеризуют следующие черты:

  • — построение общего рынка;
  • — углубленная гармонизация всей экономики стран-участниц, включая сферу производства, введение общей расчетной, а затем и реальной единой валюты;
  • — проведение общей бюджетной, налоговой и внешней (не только торговой) политики и совместной обороны;

гармонизация социальных условий жизни, образования, внутренних гражданских, административных порядков;

— создание экономического и валютного союза.

Все это невозможно осуществлять без ограничения, по крайней мере частичного, национального суверенитета стран-участниц. По существу экономический союз есть своего рода экономический федерализм, логически ведущий и к общему федерализму.

Первыми экономическими союзами, как они понимаются в наше время, были Бельгийско-Люксембургский экономический союз (БЛЭС), образованный еще в 1921 г., а затем Бсльгийско-Нидерладско-Люксембургский Союз (Бенилюкс). В последующем они, что касается их экономического значения, практически растворились в Европейском союзе, который и является единственным современным и впечатляющим примером построения действенного экономического союза.

Европейский союз был образован под этим названием на основе Маастрихтского договора 1992 г., но фактически на базе предшествовавших достижений в ходе осуществления Римского договора 1957 г. об образовании ЕЭС.

Что касается международной правосубъектности только что перечисленных организационно-правовых форм, типов (этапов) построения межгосударственной интеграции, такая правосубъектность целиком зависит от конвенционно закрепленных договоренностей государств — участников данных международных учреждений.

Существующий на сегодняшний день ЕАЭС учреждался государствамичленами с целью создания в его рамках трех форм экономической интеграции, которые не взаимоисключают, а предполагают друг друга — это таможенный союз, общий рынок и экономический союз.

Согласно сг. 2 Договора о ЕАЭС союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных учредительным договором и международными договорами в рамках Союза.

Основными целями Союза являются: создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения; стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза; всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Союз имеет право осуществлять в пределах своей компетенции международную деятельность, направленную на решение задач, стоящих перед Союзом. В рамках такой деятельности Союз имеет право осуществлять международное сотрудничество с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями и самостоятельно либо совместно с государствами-членами заключать с ними международные договоры по вопросам, отнесенным к его компетенции.

В состав участников ЕАЭС входят Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения. В настоящее время завершается присоединение Киргизии к интеграционному объединению.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой