Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственные и центральные банки и другие органы централизованного управления и оказываемые ими услуги

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Считается, что центральные банки функционируют хотя и как доходные (действующие в принципе не ради прибыли, но получающие ее в ходе выполнения некоторых своих функций), но некоммерческие организации. В ст. 3 названного Закона прямо записано, что «получение прибыли не является целью деятельности Банка России». Это дает основание считать, что по своему юридическому статусу Банк России… Читать ещё >

Государственные и центральные банки и другие органы централизованного управления и оказываемые ими услуги (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях банковскую деятельность в стране:

  • • ведет в обязательном порядке центральный банк, представляющий государство;
  • • могут вести:
    • а) лицензированные центральным банком коммерческие КО (банки и НКО);
    • б) другие организации, специальным образом наделенные правом осуществления банковских операций (в нашем случае — Внешэкономбанк).

Прямое, непосредственное участие государства (его органов) в банковском деле имеет следующие явные формы:

  • • участие (полное или частичное) государства в капиталах центрального банка и иных органов централизованного регулирования банковской деятельности и непосредственное ведение государством в лице центрального банка (иных его органов) банковской деятельности;
  • • оказание центральным банком и иными органами государственного управления платных и (или) бесплатных банковских услуг своим клиентам, в том числе коммерческим кредитным организациям;
  • • участие государства или органов государства в капиталах коммерческих кредитных организаций и совместное с ними ведение банковской деятельности;
  • • ведение банковской деятельности государственными кредитными организациями.

Вводные положения

Центральные банки являются государственными органами не только по выполняемым ими в экономике функциям, но, как правило, и по источнику формирования их капиталов и форме собственности.

В большинстве случаев капитал центрального банка принадлежит государству полностью или в значительной части, и тем самым государство выступает как прямой участник банковского процесса. Так, в Великобритании, Дании, Нидерландах, ФРГ, Франции, России и множестве других стран государство является 100-процентным собственником капитала центрального банка (является его единственным учредителем). В то же время в Японии доля государства в капитале центрального банка составляет 55%, в Австрии — 50% (другие 50% находятся в собственности резидентов — физических и юридических лиц), в Швейцарии — 57% (остальное в собственности частных лиц) и т. д.

Исключениями из этого правила являются США, где собственниками капитала Федеральной резервной системы (далее — ФРС) считаются коммерческие банки, но и здесь руководящие органы ФРС — органы чисто государственные, а также Италия, где капитал центрального банка полностью принадлежит коммерческим банкам и страховым компаниям, но где по исполняемым функциям он также является государственным.

Как уже отмечалось, в России, как и в некоторых других странах, центральный банк возник как изначально государственный. В современной России Центральный банк в соответствии с посвященным ему Законом о ЦБ РФ находится не просто в государственной, а в федеральной государственной собственности, что следует из ст. 2 Закона, которая начинается так: " Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью" .

Считается, что центральные банки функционируют хотя и как доходные (действующие в принципе не ради прибыли, но получающие ее в ходе выполнения некоторых своих функций), но некоммерческие организации. В ст. 3 названного Закона прямо записано, что «получение прибыли не является целью деятельности Банка России» . Это дает основание считать, что по своему юридическому статусу Банк России — некоммерческая организация в форме государственной корпорации (ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В соответствии со ст. 2 Закона № 7-ФЗ «некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками» . Очевидно, это означает, что чистая (посленалоговая) прибыль некоммерческой организации должна идти исключительно на ее собственное дальнейшее развитие. Между тем ст. 26 Закона о Центральном банке гласит: " Послеутверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50%[1] фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Оставшуюся прибыль Банка России Совет директоров направляет в резервы и фонды различного назначения" . Получается, что государство как участник (учредитель) ЦБ РФ распределяет полученную последним чистую прибыль в свою пользу. На наш взгляд, эта норма и соответствующая практика не полностью согласуются с приведенной выше характеристикой некоммерческой организации.

Федеральной принадлежностью является также Агентство страхования вкладов (далее — АСВ), учрежденное в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» (глава 3). В ст. 14 данного Закона прямо записано, что АСВ «является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, статус, цель деятельности, функции и полномочия которой определяются в настоящем … Законе и … Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях).

  • [1] В соответствии с действующим федеральным законодательством (Закон № 245-ФЗ от 30.09.2010 с изменениями в соответствии с Законом № 270-ФЗ от 06.10.2011) до конца 2014 г. указанная доля чистой прибыли ЦБ РФ составляет 75%.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой