Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Отражение чувств. 
Психологическое консультирование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе длительной работы периодическое отражение чувств, если оно не вызывает сопротивления у клиента, развивает у него навык самонаблюдения, осознания своего актуального состояния, позволяет овладеть «языком чувств», необходимым в самопознании. Используйте вводные фразы. Они придают высказыванию вероятностный характер, подчеркивая право клиента принять, исправить или отвергнуть его: «Мне… Читать ещё >

Отражение чувств. Психологическое консультирование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отражение чувств — это вербализация тех чувств, о которых клиент прямо не говорит, но которые вы можете в нем предположить, исходя из его невербальных проявлений, а также из особенностей его ситуации.

Цели отражения чувств:

*?* помочь клиенту осознать свои чувства и побудить его говорить о них в связи с проблемой (так как наличие проблемы всегда определяется именно чувствами, сопровождающими ее переживание); осознание чувств снижает их силу, что позволяет снизить уровень напряжения клиента и дает возможность сфокусироваться на проблеме;

?Ф* отражение чувств клиента демонстрирует ваше эмпатическое восприятие проблемы клиента, что является более глубокой степенью понимания; за счет этого улучшается контакт с клиентом;

в процессе длительной работы периодическое отражение чувств, если оно не вызывает сопротивления у клиента, развивает у него навык самонаблюдения, осознания своего актуального состояния, позволяет овладеть «языком чувств», необходимым в самопознании.

Принципы отражения чувств:

> Называя чувство, сохраняйте его интенсивность; например, в зависимости от степени выраженности чувство злости может быть названо различными словами: от «досады» до «ярости», а чувство страха — от «тревоги» до «ужаса». Точно найденное слово, соответствующее переживанию клиента, говорит о наличии хорошего понимания и вызывает у клиента чувство безопасности. Если вы постоянно используете слабые слова для обозначения сильных чувств, клиент начинает смутно чувствовать, что ему не позволяется быть таким, какой он есть. В попытках быть «услышанным» аффект клиента может возрасти.

> Старайтесь сосредоточиться на актуальных чувствах клиента, то есть проявляющихся «здесь и сейчас». Нужно учитывать, что содержательно рассказывать клиент может об одном чувстве, но при этом испытывать в данный момент другое. Например, мама рассказывает о том, что она постоянно злится на своего ребенка (проговаривание чувства злости в данном контексте будет являться перефразированием), но говорит об этом с чувством вины, что будет понятно из невербальных проявлений, поэтому в отражении чувств мы должны назвать вину.

> Отражая чувство, выражайтесь просто и коротко, говорите только об одном чувстве в каждый момент времени. Краткость увеличивает ясность и минимизирует возможность интерпретаций. В фокусе внимания остается клиент.

> Позитивные формулировки (исключающие частицу «не») более эффективны, чем негативные (включающие частицу «не»), то есть предпочтительнее высказывание «Вы чувствуете себя оскорбленной» вместо «Вы не чувствуете себя удовлетворенной… счастливой… и т. д.» Перечислять то, чего человек не чувствует, можно очень долго, между тем чувствует он всегда что-то определенное.

> Сомнение в том, что вы правильно отражаете чувство клиента, может помешать вам. Вы будете озабочены собственной тревогой, вместо того чтобы слушать клиента. Поэтому проговаривайте ваше отражение уверенно, смягчая его вводными фразами и интонацией. Клиент может принять его, уточнить или опровергнуть. В этом смысле неправильное отражение чувства столь же эффективно, как и правильное, так как, исправляя вас, клиент назовет действительно переживаемое, важно только, чтобы это не входило в систему.

> Используйте вводные фразы. Они придают высказыванию вероятностный характер, подчеркивая право клиента принять, исправить или отвергнуть его: «Мне показалось…», «У меня возникло предположение…», «Это звучит так, как будто…» и т. п.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой