Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принципы уголовной политики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следующим принципом уголовной политики является принцип законности. Безусловно, что его базовое содержание, определяемое конституционными положениями, носит единый, унифицированный характер и определяет его отраслевые специфики. В соответствии с данным принципом все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать… Читать ещё >

Принципы уголовной политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Уголовная политика России основывается на комплексе тесно связанных между собой принципов — основополагающих концептуальных руководящих идей, которые определяют задачи и направления деятельности органов государственной власти и правоприменительных органов в данной сфере. Иными словами, принципы уголовно-политической деятельности можно определить как «сквозные» ориентиры организации, функционирования и развития системы борьбы с преступностью, концентрированное выражение ее сущности.

Принципы уголовной политики являются сложной объективно-субъективной категорией. Объективное начало их проявляется в том, что они отражают реальные закономерности общественного развития, в основе их лежит признание общечеловеческих ценностей и потребностей общественного развития. Субъективный характер принципов уголовной политики выражается в том, что они в конечном счете выявляются и формулируются людьми в ходе познания окружающей действительности, что и находит последующую формализацию в соответствующих идеологических установках и правовых нормах. Наиболее часто принципы уголовной политики отождествляют с отраслевыми признаками соответствующего профильного отраслевого законодательства, в частности уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного. Действительно, уголовная политика реализуется в праве, находит в нем свое концентрированное выражение. Однако в отличие от принципов права принципы политики отражены не только в правовых нормах, но и подзаконных документах.

Одним из важнейших требований или принципов, которым должна отвечать уголовная политика, является ее социально-экономическая обусловленность. Следование этому принципу означает, что формирование политики в области борьбы с преступностью должно соответствовать объективно обусловленным социально-экономическим потребностям и возможностям развития общества. В противном случае провозглашаемые задачи, цели, принципы оказываются не более чем политическими декларациями. Требование необходимости учета экономических факторов при реализации уголовной политики отражено и в ряде международных актов. Так, в Резолюции «Тенденции в области преступности и стратегия по ее предупреждению» Каракасской декларации, принятой 15 декабря 1980 г. VI Конгрессом ООП по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, подчеркивается необходимость широкого подхода в предупреждении преступности и уголовном правосудии, который бы выражался в учете экономического развития, политических систем государств, социальных и культурных ценностей и социальных преобразований.

Следующим принципом уголовной политики является принцип законности. Безусловно, что его базовое содержание, определяемое конституционными положениями, носит единый, унифицированный характер и определяет его отраслевые специфики. В соответствии с данным принципом все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Реализация этого принципа призвана обеспечить неукоснительное соблюдение данного конституционного требования как при подготовке законодательных и иных правовых актов, так и в деятельности по их применению всех ветвей государственной власти, правоохранительных органов, осуществляющих уголовную политику. Значение этого принципа состоит в том, что именно он реализует на деле верховенство права, верховенство закона по отношению к другими видам правового регулирования. Для уголовной политики это означает единство уголовной политики на территории всей России. Например, недопустимо, с точки зрения законодательного уровня уголовной политики, создание и принятие собственных уголовных, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных кодексов субъектами Федерации. Естественно, в сфере борьбы с преступностью могут быть особенности, обусловленные географическими, культурными или национальными характеристиками, но они не должны противоречить уголовной политике федерального уровня, противопоставляться ей.

Следование этому принципу противопоставлено любым формам произвола, своеволия, вседозволенности. Должностные лица органов, ведущих борьбу с преступностью, равным образом должны нести ответственность за бездействие, ненадлежащее или несвоевременное выполнение своих обязанностей, вытекающих из закона. В свою очередь государство должно располагать эффективными формами контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативных актов в сфере борьбы с преступностью.

Принцип справедливости требует реального обеспечения защиты закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина, его жизни, здоровья, имущества от преступных посягательств. Вместе с тем этот принцип распространяет свое действие и на лиц, совершивших преступление или инос правонарушение, и означает, что применяемые к ним меры должны основываться на законе и быть справедливыми, т. е. соответствовать тяжести совершенных ими преступлений или правонарушений. Нормативное закрепление данный принцип получил в ст. 6 УК РФ.

Для уголовной политики принцип справедливости является важной этической, нравственной категорией, определяя в значительной степени формирование и реализацию задач уголовной политики. Ведь реализация уголовной политики, в частности правоохранительная деятельность, всегда находится в сфере повышенного внимания общественности. Это касается и дел, вызвавших широкий общественный резонанс, и преступлений, которые остаются нераскрытыми, и дел, по которым виновным выносится слишком мягкое или, напротив, слишком суровое наказание. Любое игнорирование требований справедливой реакции на подобного рода проявления способно подорвать авторитет органов уголовной юстиции, уважение граждан к закону и правопорядку.

Уголовная политика РФ реализуется в соответствии с принципом равенства граждан перед законом. Уголовная политика должна содержать формы реализации гарантированного государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Принцип демократизма означает широкое участие граждан и их объединений в реализации задач уголовной политики. Деятельность государственного аппарата, органов уголовной юстиции должна быть максимально открытой, с возможностью учета общественного мнения и гражданского контроля за этой деятельностью. Эффективность уголовной политики напрямую зависит от того, находят ли уголовно-политические решения поддержку в обществе. Государство определяет основные направления борьбы с преступностью, однако эти усилия могут увенчаться успехом только в случае взаимодействия с усилиями всех институтов гражданского общества, народа в целом и каждого гражданина в отдельности[1].

В свою очередь активное участие граждан в антикриминальной деятельности возможно только в том случае, если четкой и принципиальной будет позиция и заинтересованность в этом государственных органов. Партнерская модель взаимоотношений правоохранительных органов и общества наиболее полно закреплена, например, в Федеральном законе «О полиции». В нем определено, что деятельность полиции строится на принципах общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества (ст. 9, 10). Так, полиция при осуществлении своей деятельности должна стремиться обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан, а действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан. Реализация этих принципов предполагает: привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности; участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции; проведение общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции; обсуждение вопросов, касающихся деятельности полиции, в СМИ; осуществление общественного контроля за деятельностью полиции.

Тесно связан с указанными выше принципами еще один принцип уголовной политики, имеющий особое значение в современных условиях, — принцип неотвратимости ответственности. Прежде всего он означает, что всякое преступление или иное правонарушение, кем бы оно ни было совершено, должно быть обнаружено и должно получить соответствующую юридическую оценку. Данный принцип требует, чтобы каждый, кто совершает преступление, независимо от того, является ли он рядовым гражданином или занимает высокое должностное положение, должен быть привлечен к уголовной ответственности, и никто не вправе быть освобожден от нее без законных на то оснований. Конечно, привлечение лица к уголовной ответственности не означает его обязательное, в любом случае, осуждение и применение к нему мер наказания. Уголовное законодательство предусматривает различные варианты освобождения лица как от ответственности, так и от наказания, при наличии определенных условий.

Это принцип находит свое отражение в действующем законодательстве. Так, согласно ч. 2 ст. 21 УПК РФ в каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

Таким образом, содержанием этого принципа является неотвратимость соответствующих закону мер реагирования на преступления.

Принцип гуманизма законодательно закреплен в ст. 7 УК РФ. Гуманизм уголовно-политической деятельности во многом отражает нравственную позицию государства, выражающую признание ценности человека как личности, уважение его достоинства, стремление к его благу как цели общественного прогресса. Уголовная политика ставит право человека на жизнь во главу при определении приоритетов охраняемых уголовным законом ценностей. Аналогичным образом происходит обеспечение иных личных (гражданских, политических) прав. Исходным для правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере борьбы с преступностью является положение о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать нрава и свободы других лиц. В связи с этим нарушение конституционных прав и свобод других членов общества вводит нарушителей в режим социального, регулируемого в том числе нормами уголовного и уголовно-процессуального, законодательства. На этом постулате базируется вся уголовно-политическая деятельность. В целом функция уголовной политики по обеспечению прав и свобод личности осуществляется путем: а) установления уголовно-правовых запретов на посягательство на личные права и свободы; б) создания эффективного механизма реагирования на нарушения этих запретов, начиная с их обнаружения и заканчивая восстановлением нарушенных прав и свобод.

Рациональная основа гуманизма в уголовной политике проявляется в дифференциации мер уголовного принуждения.

Важное место среди принципов уголовной политики занимает также принцип экономии мер государственного принуждения (экономии мер уголовной репрессии). По сути речь идет об идее адекватного правового реагирования на совершение преступлений и иных правонарушений. Содержание этого принципа заключается в том, что в законодательстве и практике его применения должна быть обеспечена, с одной стороны, разумная достаточность мер уголовноправового реагирования для достижения целей наказания и в целом уголовной политики и реальная исполнимость государственного принуждения, а с другой — ликвидация избыточности уголовно-правовых запретов и конкретных мер наказания. Этот принцип находит свое наиболее полное выражение в уголовном и административном законодательстве. Особенно яркой, отчетливой тенденцией уголовной политики, развивающейся с учетом принципов гуманизма и экономии мер государственного принуждения, на фоне которой реформируется уголовный закон последних лет, является тенденция усиления гуманистических начал.

Гуманистические принципы определяют законодательную стратегию большинства современных демократических государств. Как показывает опыт европейских стран, преобладающей тенденцией в период криминального взрыва является не ужесточение, а смягчение уголовной политики (хотя ужесточение уголовной политики и кажется естественной реакцией на рост преступности). Одна из причин, которые обуславливают такую, на первый взгляд, парадоксальную реакцию на криминальный взрыв, — ограниченность материальных и профессиональных ресурсов, которые общество может использовать для противодействия преступности. Эти ресурсы невозможно увеличивать темпами, пропорциональными росту криминальных проявлений. Система уголовной политики любого государства дорогостояща и громоздка. Поэтому практическое воплощение гуманизации уголовной политики заключается в концентрации материальных средств и людских ресурсов для предотвращения роста наиболее общественно опасных форм преступности (организованной, связанной с наркотиками, терроризмом и т. п.) и проявление большей терпимости по отношению к преступности традиционной (социально-бытовой, ситуативной, случайной и т. п.). Поскольку последняя составляет преобладающий массив криминальных проявлений, смягчение для таких преступников прежних суровых санкций позволит предотвратить резкий рост тюремного населения и, соответственно, избежать расходования огромных средств на создание новых тюремных мест. Наиболее действенными способами стабилизации (или сокращения) тюремного населения и экономии мер уголовной репрессии на сегодняшний день являются: 1) декриминализация части традиционных видов преступлений; 2) расширение видов наказаний, альтернативных лишению свободы; 3) использование института досрочного освобождения и т. п.

Уголовный закон содержит ряд норм, где данная тенденция нашла воплощение. Например, гуманизация уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних и их возрастная дифференциация; снижение максимальных санкций за преступления, совершенные по неосторожности; исключение из УК РФ положений, касающихся наказания в виде конфискации имущества и т. п. К мерам, имеющим важное значение для гуманизации уголовного законодательства, можно отнести исключение института неоднократности, изменение порядка назначения наказаний по совокупности преступлений и при рецидиве, расширение возможностей назначения исправительных работ и ограничения свободы, исключение низших пределов лишения свободы за отдельные преступления небольшой и средней тяжести, снижение максимальных санкций за преступления, совершенные по неосторожности; отказ от учета при признании рецидива «судимости за преступления, осуждение за которые признавалось условным либо по которым предоставлялась отсрочка исполнения приговора и лицо не направлялось для отбывания наказания в места лишения свободы»; отказ от учета при признании рецидива судимостей за совершение неосторожных преступлений. И напротив, ужесточение ответственности за посягательства на жизнь, здоровье, половую неприкосновенность, прежде всего детей и несовершеннолетних, за преступления террористической и экстремистской направленности и др.

Следование принципам уголовной политики вызвало к жизни еще одну заметную тенденцию, закрепленную в уголовном законодательстве. Это изменение характера мер уголовно-правового воздействия и целей их применения. Во-первых, впервые в отечественное уголовное законодательство введено понятие мер уголовно-правового характера. Во-вторых, значительные изменения и с точки зрения принципов построения, и с точки зрения образующих ее элементов претерпела система наказаний как основной блок мер уголовно-правового характера. В-третьих, более гибкой и дифференцированной стала система применения иных мер уголовно-правового характера.

Данные изменения — результат осознания «кризиса наказания». Понимание неэффективности традиционных средств контроля над преступностью, более того — негативных последствий такого распространенного вида наказания, как лишение свободы, привело к поискам альтернативных решений как стратегического, так и тактического характера. Во-первых, расширение альтернативных лишению свободы мер наказания (ограничения свободы, в том числе с применением электронного слежения); во-вторых, преобладание краткосрочного лишения свободы (т.е. до наступления необратимых изменений психики человека); в-третьих, поскольку сохранность или же деградация личности существенно зависят от условий отбывания наказания в пенитенциарных учреждениях, постольку в современных цивилизованных государствах поддерживается по возможности достойный уровень существования заключенных (нормальное питание, санитарно-гигиенические и «жилищные» условия, медицинское обслуживание, возможность работать, заниматься спортом), а также существует система пробаций (прогрессивная система исполнения наказаний), позволяющая строго дифференцировать условия отбывания наказания в зависимости от его срока, поведения заключенного и т. п.

Еще один принцип государственной политики в области борьбы с преступностью — приоритет предупреждения и профилактики преступлений. Содержание этого принципа заключается в обязанности всех органов государственной власти (а не только правоохранительных органов) осуществлять профилактику преступлений.

Основополагающим принципом, идеей уголовной политики является также соответствие национального законодательства в области борьбы с преступностью международно-правовым актам. Реформирование российского уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального законодательства происходит в русле общемировых тенденций гуманизации уголовно-политической деятельности. Актуальность международного сотрудничества в реализации задач уголовной политики вызвана тем, что значительной опасностью для мирового сообщества является интенсивно растущая национальная и транснациональная преступность, которая включает в себя и традиционные уголовные, и военные, и генетические, и прочие угрозы. Международно-правовые механизмы борьбы с преступностью имеют большое значение для консолидации усилий различных государств в проведении уголовной политики. Принципиальным в связи с этим становится создание всеобъемлющей системы международной безопасности, включающей в том числе сотрудничество, направленное на реализацию международных договоренностей в сфере борьбы с преступностью. Следование этому принципу в национальной уголовной политике означает приведение внутреннего законодательства в соответствие с международными нормами. К числу основных международных документов относятся: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, обязательства Совета Европы и др. Особую роль в формировании международно-правовой базы борьбы с преступностью, в выработке международных стандартов в этой сфере играют конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Они созываются один раз в пять лет с 1955 г., и СССР, а в последующем и Российская Федерация участвуют в их работе, начиная со II Конгресса.

Изучение передовых технологий в правоохранительной деятельности, мониторинг внедрения международных стандартов по борьбе с преступностью, осуществленные в ходе работы данных конгрессов позволяет органам правопорядка еще эффективнее защищать жизнь людей, права и свободы человека и гражданина.

Следующий принцип — принцип научности — заключается в том, что при разработке стратегии и тактики борьбы с преступностью нужно исходить из объективных закономерностей, фактического положения дел и реальных возможностей, обеспечивающих достижение максимально возможных результатов в борьбе с преступностью. Решения, принимаемые в этой сфере, должны соответствовать достижениям науки, разрабатывающей проблемы борьбы с преступностью (уголовного права, криминологии, науки уголовно-исполнительного права). Так, в частности, криминализация общественно опасных деяний должна осуществляться на строго научной основе, с учетом криминальных реалий, в рамках требований законодательной техники. Только такие решения — залог эффективности уголовной политики, поскольку они ясны правоприменителю и удобны в применении. Среди наиболее востребованных и научно значимых методов, применяемых в уголовной политике, можно назвать: проведение криминологических экспертиз принимаемых законодательных и иных нормативных актов и важнейших государственных решений (например, на предмет их коррупциогенности); разработка программ по предупреждению преступности в целом и предупреждению отдельных видов преступности, и др.

Не менее важным направлением в реализации этого принципа является использование прикладных наук и техники, современных технологий и информационных систем. Так, например, полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, может применять электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями, использовать технические средства, включая средства аудио-, фотои видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

  • [1] Босхолов С. С. Основы уголовной политики: конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М.: ЮрИнфоР, 2004. С. 35.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой