Автоматизированные информационные системы страховой деятельности
В КИС содержатся мощные сетевые ресурсы (принтеры, серверы печати, факс-модемы, БД, общие приложения), доступ к которым возможен с рабочих станций. Корпоративная информационная система обеспечивает экономию финансовых средств в страховой деятельности, повышение информационной и технологической «вооруженности» каждого АРМ, поддержку мобильности специалистов страховой компании (возможность доступа… Читать ещё >
Автоматизированные информационные системы страховой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
После изучения этой главы студент должен:
знать
- o базовые компьютерные технологии корпоративных информационных систем страховой деятельности;
- o классы программных продуктов для информационных систем страховой деятельности;
уметь
o определить характерные особенности информационных технологий для автоматизации страховой деятельности;
владеть
o навыками автоматизации страховой деятельности.
Организационная структура ИС СД
Разработка и внедрение автоматизированных ИС СД выполняется для повышения эффективности управления страховой деятельностью за счет обеспечения руководителей и специалистов страховых компаний информацией в необходимом объеме и качестве, а также для реализации стандартов информационных технологий управления на основе:
- o поддержки принятия управленческих решений;
- o снижения издержек управления страховой деятельностью;
- o создания интегрированной БД;
- o обеспечения защиты информационных ресурсов;
- o поддержки электронного документооборота;
- o интеграции с внешними информационными системами;
- o повышения информационной культуры управленческого труда.
Большой объем информации, требования к оперативности получения, полноте и точности представления информации, расширение масштабов и функций управления страховой деятельностью — это неполный перечень причин, которые обусловливают необходимость автоматизации управления страховым бизнесом.
Существуют различные виды ИС СД.
- 1. Автономные автоматизированные рабочие места. Каждый автономный АРМ выполняет определенный набор функций управления страховой деятельностью и ориентирован на страховых агентов определенного вида:
- o аквизиторы — занимаются привлечением и заключением новых договоров страхования;
- o актуарии — производят расчеты по страхованию жизни;
- o андеррайтеры — формируют страховой портфель;
- o брокеры страховой компании — осуществляют посредническую деятельность от своего имени на основании поручений страхователя или страховщика; и др.
Масштаб функций отдельного АРМ ограничен. Технические средства АРМ лимитируют размер БД, производительность ИС СД (скорость выполнения функций управления страховой деятельностью). Оперативность управления страховой деятельностью низкая в первую очередь из-за отсутствия системы коммуникаций. Изолированное выполнение задач и функций оперативного управления страховой деятельностью, отсутствие функциональной и информационной интеграции АРМ и внешней среды делают невозможным дальнейшее развитие страховой деятельности с применением ИС СД данной формы организации.
Локальная автоматизация отдельных отделов и служб позволяет упростить выполнение тех или иных операций, но не оказывает никакой помощи руководству страховой компании для подготовки аналитических отчетов, моделирования управленческих решений из-за отсутствия единого информационного пространства, являющегося основой подготовки управленческих решений.
2. Комплекс взаимосвязанных АРМ, функционирующих на единой информационной базе. Информационная система страховой деятельности поддерживает функцию основной деятельности (страхование) и вспомогательные функции управления (бухгалтерский учет, финансовый анализ, управление кадрами и др.). Возрастание масштабов деятельности страховых компаний проявляется в расширении состава функций управления, увеличении численности сотрудников, функциональной специализации и информационной интеграции АРМ. С увеличением масштабов ИС СД необходима унификация информационных технологий, программных и технических средств обработки информации.
Обязательным компонентом ИС СД становится компьютерная сеть, в основном ЛВС. Компьютерные сети и информационные технологии ИС СД позволяют улучшить характеристики информации и информационных процессов, обеспечить полноту и целостность данных для принятия управленческих решений, оперативность получения и обработки данных, высокий уровень надежности, достоверности и актуальности информации и др.
- 3. Корпоративная информационная система страховой деятельности (КИС СД). Рост масштабов деятельности и повышение требований к эффективности управления организаций страхового бизнеса — причины создания КИС СД, характерными чертами которой являются:
- o переход к распределенной обработке данных (использование компьютерных сетей, Интранет, выход в Интернет);
- o применение разнородных вычислительных машин — серверы, рабочие станции, ноутбуки (аппаратная гетерогенность);
- o интеграция программных средств обработки данных на основе унифицированных программных интерфейсов (программная «многоплатформенность»);
- o расширение функций автоматизации управления;
- o создание и ведение интегрированной БД — единого информационного пространства для принятия управленческих решений;
- o использование интеллектуальных методов решения задач (статистическое прогнозирование, математическое моделирование, оперативная обработка аналитической информации — OLAP-технологии, системы искусственного интеллекта и др.).
В КИС содержатся мощные сетевые ресурсы (принтеры, серверы печати, факс-модемы, БД, общие приложения), доступ к которым возможен с рабочих станций. Корпоративная информационная система обеспечивает экономию финансовых средств в страховой деятельности, повышение информационной и технологической «вооруженности» каждого АРМ, поддержку мобильности специалистов страховой компании (возможность доступа к корпоративной системе по Интернету).
Прогресс в сфере технических средств обработки данных и средств коммуникаций (удешевление технических комплексов, новые технологии WiFi, WAP и GPRS и др.) позволили реализовать:
- o мобильное подключение переносных компьютеров (ноутбуков) к Интернету/Интранету (корпоративной сети);
- o поддержку частных сетей — VPN (Virtual Private Network);
- o передачу и прием больших объемов данных с помощью мобильной телефонной связи; и др.
В КИС ИС СД входят две системы обработки данных:
- o OLTP (On-Line Transaction Processing) — система оперативной трансакционной обработки данных;
- o OLAP (On-Line Analytical Processing) — система оперативной аналитической обработки данных.
Системы OLTP ИС СД имеют следующие характеристики.
- 1. Многочисленность пользователей страхового бизнеса.
- 2. Трансакционный характер обработки данных. Обработка приложении разбивается на отдельные транзакции. Трансакция — совокупность действий, которые переводит БД из одного целостного состояния в другое. В случае возникновения сбоев или отказов выполняется откат трансакции и восстановление БД в исходное состояние. Таким способом поддерживается надежность и высокая производительность обработки информации.
- 3. Большие объемы собираемых, передаваемых, хранимых и обрабатываемых данных по регламентированным алгоритмам решения задач.
- 4. Жесткий состав форм входной и выходной информации, схем документооборота.
К характеристикам OLAP-систем И С СД относятся следующие.
- 1. Создание предметно-ориентированных хранилищ данных (Data Warehouse), многомерных аналитических БД, используемых для многомерного анализа данных ИС СД.
- 2. Использование методов извлечения знаний (вычисление статистических итогов, агрегирование структур данных, установление закономерностей связей данных, формирование правил выработки управленческих решений), создание баз знаний, экспертных систем.
- 3. Имитационное моделирование управленческих решений; и др.