Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Иные меры социальной поддержки граждан, предоставляемые Российской Федерацией

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Что касается Закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ, то им гарантируются меры социальной поддержки гражданам, которые проживали в 1949—1963 гг. в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную… Читать ещё >

Иные меры социальной поддержки граждан, предоставляемые Российской Федерацией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К иным мерам социальной поддержки граждан, предоставляемых Российской Федерацией, следует отнести различные денежные выплаты, а также дополнительное право на получение блага в натуральной форме, освобождение (полное или частичное) от несения денежных расходов по оплате блага, преимущественное (первоочередное, внеочередное) право на получение блага (материального и нематериального) по сравнению с другими гражданами. На федеральном уровне меры социальной поддержки предоставляются широкому кругу граждан и устанавливаются федеральными законами, в частности: Законами РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»; Федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы».

Меры социальной поддержки лиц, награжденных высшими государственными наградами. Законодательство о статусе Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы и ордена Трудовой Славы, Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации предусматривает предоставление этим лицам «прав и льгот».

Судебная практика В системе социальной защиты граждан Российской Федерации — Героев Советского Союза, направленной на обеспечение доступности социальных благ и услуг с учетом условий проживания их получателей в Российской Федерации, льготы являются основным инструментом осуществления (гарантирования) такой защиты[1].

Указанные лица имеют право на льготы по медицинскому, санаторнокурортному обслуживанию и лекарственному обеспечению; по предоставлению, строительству, оплате жилья и коммунально-бытовых услуг; при пользовании транспортными средствами и по оплате проезда (в частности, бесплатное пользование городским пассажирским транспортом (трамвай, автобус, троллейбус, метрополитен, водные переправы)); по коммунально-бытовому и торговому обслуживанию, при пользовании средствами связи, посещении культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных организаций; по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, по предоставлению отпусков и т. д. Законодательством также предусматривается бесплатное захоронение (в том числе предоставление места для захоронения, подготовка и иеревозка тела к месту захоронения, кремирование, погребение) умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы, а Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации и полного кавалера ордена Славы — с воинскими почестями, за счет средств федерального бюджета и сооружение на могиле надгробия установленного образца за счет средств федерального бюджета.

В случае отказа от льгот названными лицами и получении ими ЕДВ, за ними тем не менее сохраняется право на отдельные виды льгот (например, на внеочередные госпитализацию и лечение в стационарах, госпиталях, больницах, первоочередное получение путевки в санаторий, профилакторий или дом отдыха один раз в год и др.).

Расходы, связанные с реализацией законов, финансируются за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых ПФР.

Меры социальной поддержки ветеранов предусмотрены Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Закон выделяет несколько категорий ветеранов:

  • • ветераны Великой Отечественной войны;
  • • ветераны боевых действий;
  • • инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий (инвалиды войны);
  • • ветераны военной службы;
  • • ветераны государственной службы;
  • • ветераны труда.

Меры социальной поддержки, установленные для инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также для членов их семей в случае их гибели (смерти), для лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и некоторых других категорий ветеранов, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Вместе с тем полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, по обеспечению жильем названных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., переданы органам государственной власти субъектов РФ. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению этих мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, а также различных параметров (федерального стандарта социальной нормы площади жилья, средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ и др.).

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ. Это могут быть единовременные денежные выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, предоставляемые, но письменным заявлениям названных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий[2] либо компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг[3].

Социальная поддержка ветеранов, как указано в ст. 13 Федерального закона «О ветеранах», предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством РФ, получение ЕДВ, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

Кроме названных мер, этим законом предусмотрены и такие меры социальной поддержки ветеранов, как профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя; использование ежегодного отпуска в удобное для них время; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан и др.

Меры социальной поддержки инвалидов. Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» прямо названы только меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также, но обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. Механизм реализации этих мер подобен тому, который установлен в отношении ветеранов (кроме единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения, которая для инвалидов не предусмотрена).

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%:

  • — платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
  • — платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
  • — платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке;
  • — оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива — при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством РФ случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Меры социальной поддержки лиц, пострадавших от радиационных катастроф и воздействия радиации. Гражданам Российской Федерации, как следует из Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы па Чернобыльской АЭС», гарантируются установленные законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чернобыльской катастрофы, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате указанной катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Судебная практика Система социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотрена Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и включает в себя различные виды денежных выплат и устанавливаемых в дополнение к ним мер социальной поддержки, которые направлены на создание для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к социально значимым благам и услугам в сфере медицинского, транспортного, жилищно-коммунального и социального обслуживания, лекарственного обеспечения, содействия занятости и получения образования, с тем чтобы сделать для них последствия чернобыльской катастрофы менее ощутимыми[4].

Закон выделяет 12 категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. В некоторых случаях меры социальной поддержки распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов.

Одной из таких мер является ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Она установлена в размере 5000 руб. для инвалидов I группы, 2500 руб. для инвалидов II группы, 1000 руб. для инвалидов III группы. С учетом индексации на 1 января 2015 г. названные суммы составили 16 338,24 руб., 8169,13 руб., 3267,64 руб. соответственно.

В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между общим размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

Порядок выплаты указанной компенсации определен постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 № 607 «О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Выплата денежной компенсации инвалидам производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации.

Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлена ежегодная компенсация гражданам за вред здоровью в результате чернобыльской катастрофы. Для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы размер такой компенсации составляет: инвалидам I и II групп — 500 руб.; инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы, — 400 руб. (с учетом индексации на 1 января 2015 г. — 1302,33 руб. и 1041,87 руб. соответственно).

Меры социальной поддержки, предусмотренные названным законом, предоставляются в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым закрепляются:

  • — правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на питание детей в дошкольных образовательных организациях (специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа), а также обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательн ых организациях;
  • — правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • — правила предоставления гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения, единовременного пособия в связи с переездом на новое место жительства и компенсации стоимости проезда, а также расходов по перевозке имущества;
  • — правила предоставления гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца;
  • — правила предоставления ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • — правила предоставления ежемесячной компенсации на питание с молочной кухни для детей до трех лет, постоянно проживающих на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Следует также отметить, что некоторые полномочия Российской Федерации по предоставлению гражданам отдельных мер социальной поддержки переданы органам государственной власти субъектов РФ (ст. 5.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), например, по сохранению после прибытия на новое место жительства на период трудоустройства, но не более чем на четыре месяца, среднего заработка для граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, по выплате компенсации за вред здоровью участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Меры социальной поддержки граждан, пострадавших от радиационных катастроф и воздействия радиации, также предусматриваются Федеральными законами от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении „Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Тема» (далее — Закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ) и от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее — Закон от 10.01.2002 № 2-ФЗ).

При этом Законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ некоторым категориям граждан (например, гражданам, проживавшим в 1949—1956 гг. в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр)), устанавливается ежемесячная денежная компенсация, а другим категориям граждан гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в Законе РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Что касается Закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ, то им гарантируются меры социальной поддержки гражданам, которые проживали в 1949—1963 гг. в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей. В частности, ежемесячная выплата денежной компенсации в размере 394,83 руб. (с 1 января 2015 г. — 520,9 руб.) на приобретение продовольственных товаров; назначение пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости.

  • [1] Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2009 № 12-П.
  • [2] См., например: Закон Амурской области от 18.01.2007 № 284−03 «О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области»; Закон Вологодской области от 12.04.2010№ 2263−03 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильемотдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами «О ветеранах"и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»».
  • [3] См., например: Закон Новосибирской области от 29.12.2004 № 253−03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области»; Закон Чеченской Республики от 05.07.2010 № 25-РЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда и тружеников тыла».
  • [4] См.: Постановления Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 № 17-П и от 30.01.2013№ 3-П.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой