Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Советский Союз в середине 1950-х — начале 1960-х годов. «Великое десятилетие оттепели»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С самого начала деятельности Хрущева как реального руководителя партии и правительства партийно-государственная бюрократия была его тайным противником. Хрущев не мог обойтись без нее в управлении государством, но и не хотел быть марионеткой в ее руках. Он пытался ставить бюрократию в неудобные для нее рамки. Аналогичную политику проводил Сталин. Хрущев, не имея возможности использовать систему… Читать ещё >

Советский Союз в середине 1950-х — начале 1960-х годов. «Великое десятилетие оттепели» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

XX съезд КПСС (14—25 февраля 1956 г.) и особенно доклад на нем Н. С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» дали толчок процессу обновления общества, положили начало развенчанию социальных мифов сталинизма, формированию нового общественного сознания, относительно свободного от догм и идеологических стереотипов. Этот период в жизни страны получил название «оттепели» (по одноименному роману И. Эренбурга).

Вместе с тем новая линия осуществлялась людьми, которые сами были продуктом сталинской эпохи и соучастниками его злодеяний. В докладе Хрущева в разоблачении преступного характера деятельности Сталина и тем более созданного им режима личной власти не было последовательности. Еще менее последовательным было постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956 г. «О преодолении культа личности и его последствий». Пороки командно-административной авторитарной системы «государства-партии» были в конечном счете сведены к культу личности, а вся вина за преступления возлагалась на Сталина и ряд лиц из его окружения. Всячески подчеркивалось, что культ личности не изменил и не мог изменить «социальную природу передового социалистического общественного и государственного строя».

Следует отметить, что социализм в понимании политических лидеров страны второй половины 1950;х годов соответствовал той государственнополитической системе в СССР, которая продолжала существовать без Сталина и его репрессивного аппарата, будучи ими же сформирована. Устранение некоторых фигур сталинского окружения из партийного руководства как бы снимало ответственность за преступления с других партийных руководителей и с партии в целом.

Изменения, которые происходили в государственной системе в 1956— 1964 гг., были незначительными. Органы советской власти всех уровней по-прежнему функционировали под руководством и контролем со стороны партии, оставаясь в большой степени законным прикрытием диктатуры партократии.

Высшим органом власти в стране, как и прежде, формально являлся Верховный Совет СССР. С 1953 г. председателем Президиума Верховного Совета стал легендарный сталинский нарком К. Е. Ворошилов, а с 1960 г. — Л. И. Брежнев. На сессиях Верховного Совета СССР единогласно утверждались заранее подготовленные документы. Президиум Верховного Совета, который в соответствии с Конституцией выполнял все функции Совета между его сессиями, не только действовал под руководством Президиума ЦК КПСС, но и в значительной степени дублировал его по составу своих членов.

Характерной чертой деятельности органов власти в рассматриваемый период была передача части законодательных функций из центра на места. В мае 1956 г. в ведение республик передается руководство судебными учреждениями и органами юстиции, в связи с чем упраздняется Министерство юстиции СССР. Законами, принятыми на сессиях Верховного Совета СССР в феврале 1957 г. и в декабре 1958 г., расширялись права союзных республик в области законодательства. К их ведению отнесены: законодательство об устройстве судов союзных республик, принятие гражданского, уголовного и процессуального кодексов (при сохранении за центром установления основ соответствующего законодательства, обязательного для всех республик); вопросы областного, краевого, административно-территориального устройства.

Согласно «Положению о Верховном Суде СССР» (февраль 1957 г.) расширялись полномочия Верховных Судов союзных республик. Решением шестой сессии Верховного Совета РСФСР в феврале 1957 г. восстановлена национальная автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов, упраздненная в годы войны. В составе РСФСР была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, образована Калмыцкая автономная область, 1958 г. ставшая автономной республикой. Кабардинская АССР преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР, а Черкесская автономная область — в Карачаево-Черкесскую автономную область.

К работе в Советах стали привлекаться не только представители партийно-государственной бюрократии, но и в большей степени рабочие, колхозники и интеллигенция, не связанные ранее с аппаратом. Это, с одной стороны, обновило состав органов власти, а с другой — осложнило положение противников курса Н. С. Хрущева. В марте 1957 г. в местные Советы было избрано более 1,5 млн депутатов, среди которых более 60% составили рабочие и колхозники (в 1955 г. — 55%). Увеличилось число представителей этих социальных категорий и на выборах в Верховный Совет пятого созыва в феврале 1958 г. — до 60% против 40% в Верховном Совете четвертого созыва.

Одновременно стимулировалось усиление элементов самоуправления, которые на низовом уровне со временем могли бы заменить административно-бюрократические единицы. Они должны были оказывать демократическое давление на всю структуру государственной власти, активизировать ее работу, переориентировать ее в сторону учета потребностей населения страны.

Вторая половина 1950;х — начало 1960;х годов стали периодом всплеска социальной активности в различных регионах страны. Возникло большое количество общественных организаций, которые решали отдельные местные вопросы: уличные и квартальные комитеты, общественные комиссии содействия при домоуправлениях, бригады содействия милиции, родительские советы при школах и домоуправлениях, санитарные дружины, советы клубов, попечительские советы при детских домах, советы ветеранов труда и др. В них зарождались элементы коммунального самоуправления.

С самого начала деятельности Хрущева как реального руководителя партии и правительства партийно-государственная бюрократия была его тайным противником. Хрущев не мог обойтись без нее в управлении государством, но и не хотел быть марионеткой в ее руках. Он пытался ставить бюрократию в неудобные для нее рамки. Аналогичную политику проводил Сталин. Хрущев, не имея возможности использовать систему репрессий, постоянно искал другие пути для решения этой задачи. Важным шагом в данном направлении было положение об обязательном обсуждении кандидатур на выборные должности и ограничение продолжительности занятия должности двумя сроками. Эти меры способствовали некоторой демократизации общества. В постановлении от 22 января 1957 г. «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами» ЦК КПСС предложил обсуждать выдвигаемых кандидатов на собраниях рабочих и колхозников. Естественно, это не означало свободы выборов для избирателей, но несколько ограничивало влияние партийно-государственного аппарата при выдвижении кандидатов, и потому вызвало недовольство бюрократии.

Более серьезные попытки модернизации Хрущев предпринял в сфере исполнительной власти, высшим органом которой по-прежнему был Совет министров. В 1956 г. его председателем был назначен Н. А. Булганин, но в 1958 г. на этом посту его сменил Хрущев, а его заместителями стали А. Н. Косыгин, А. И. Микоян и Д. Ф. Устинов.

Одним из первых шагов нового правительства была передача некоторых прав центра на места. Увеличился процент отчислений по отдельным видам налогов в республиканские бюджеты (1956 г.). Ряд министерств из союзных были реорганизованы в союзно-республиканские (связи, образования и др.). Сократилось число общесоюзных министерств и ведомств (с 30 в 1953 г. до 23 в мае 1957 г.) при увеличении союзно-республиканских (с 21 до 29).

В соответствии с принятым Верховным Советом 10 мая 1957 г. Законом «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством» был осуществлен переход управления промышленностью и строительством от отраслевого (через министерства и ведомства) к территориальному принципу. В каждом экономическом административном районе образовывался совет народного хозяйства (совнархоз), подчинявшийся непосредственно Совету Министров союзной республики. Тем самым резко ограничивались возможности вмешательства местного партийного аппарата в хозяйственную деятельность. Было создано 105 совнархозов, упразднено 141 общесоюзное, союзно-республиканское, республиканское министерство. Проведение единой централизованной политики в развитии важнейших отраслей народного хозяйства, разработка текущих и перспективных планов и контроль за соблюдением государственной дисциплины поставок продукции оставались за Госпланом СССР.

В реформу 1957 г. была заложена идея административной децентрализации — перемещения функций оперативного руководства на уровень советов народного хозяйства на базе территориально-экономических комплексов. Однако переход к организационным формам управления по территориальному принципу не решал проблемы пропорционального и сбалансированного развития народнохозяйственного комплекса страны. Госплан СССР фактически превращался в центральный элемент системы управления, а централизованное планирование становилось основным механизмом учета отраслевого разреза в развитии экономики.

Реорганизация системы управления дала определенный импульс развитию экономики: в результате снятия ведомственных барьеров, обеспечения большей оперативности управления возросли темпы роста национального дохода, усилились специализация и кооперирование в масштабах административно-экономических районов, ускорился процесс технической реконструкции производства. Была достигнута значительная экономия за счет удешевления управленческого аппарата. Но вскоре реформа стала давать сбои. Многие совнархозы неоднократно укрупнялись, а в центре создавались многочисленные отраслевые комитеты. В июне 1960 г. были образованы республиканские СНХ, в марте 1963 г. — Высший совет народного хозяйства, в июне 1963 г. — Совет народного хозяйства СССР.

Усложнилась и система общегосударственного планирования народного хозяйства: в феврале 1959 г. был организован Государственный научноэкономический совет Совета Министров СССР; с декабря 1963 г. получил развитие механизм территориального планирования посредством плановых комиссий крупных экономических районов СССР.

После снятия Хрущева со всех государственных и партийных постов в октябре 1964 г. реформа стала сворачиваться, и к началу 1970;х годов была восстановлена прежняя структура исполнительной власти.

Одним из главных политических институтов советского общества в рассматриваемый период являлась КПСС. Все основные решения в государстве принимались при участии и руководстве партии. КПСС делилась на три уровня: рядовой состав, который практически не имел возможности влиять на выработку политики партии; партийная бюрократия — становой хребет партии — реально осуществляла политику; верхушка партии обладала властью и принимала решения.

Пытаясь опереться на силу, противостоящую партократии, Хрущев стимулировал в некоторой степени внутрипартийную демократию. Повысилось значение партсобраний и возросла ответственность выбранных делегатов (хотя по-прежнему все определял аппарат), увеличилось количество конференций и съездов (с 1956 по 1961 г. прошло три съезда), возросло число членов КПСС, выдвигавшихся на руководящую работу из низовых организаций. В 1962 г. на основе решений ноябрьского пленума ЦК КПСС была осуществлена перестройка партийных органов по производственному принципу: созданы самостоятельные промышленные и сельские партийные организации. Происходила частая смена руководящих кадров. Однако в целом демократизация коснулась партии меньше, чем общества в целом, партийная бюрократия крепко держала в своих руках власть и не собиралась ею поступаться.

Политическая борьба шла главным образом в Президиуме ЦК и в ЦК КПСС. Съезды выступали своеобразными глашатаями идей и концепций, принятых в руководящих органах. Исход борьбы в Президиуме и ЦК партии был определяющим для всей политической обстановки в стране. В то же время в 1956—1964 гг. возросла роль пленумов ЦК КПСС, что имело особое значение во внутрипартийной борьбе за власть между Хрущевым и его противниками.

В 1956 г. складывается оппозиция Хрущеву и проводимому им курсу. Недовольство его бывших соратников резко возросло после доклада Хрущева на закрытом заседании XX съезда. Группировку противников Хрущева в верхушке партаппарата возглавили В. М. Молотов, Г. М. Маленков и Л. М. Каганович.

В июне 1957 г. борьба перешла в открытое противостояние: 18 июня на заседании Президиума ЦК КПСС Хрущеву были предъявлены обвинения в экономическом волюнтаризме, подрыве авторитета КПСС в международном коммунистическом движении из-за разоблачения культа личности Сталина. Президиум семью голосами против трех (А. И. Микояна, М. А. Суслова и А. И. Кириченко) принял решение о смещении Хрущева и назначении Молотова на пост первого секретаря ЦК. Однако Хрущева поддержала значительная часть обновленного аппарата ЦК КПСС, армия, возглавляемая Г. К. Жуковым, и КГБ. На пленуме ЦК 22—29 июня действия противников Хрущева были определены как фракционные и антипартийные: В. М. Молотова, Г. М. Маленкова, Л. М. Кагановича и «примкнувшего к ним» Д. Т. Шепилова вывели из состава Президиума и ЦК КПСС. Н. А. Булганину объявили строгий выговор, впоследствии он был смещен с поста председателя СМ СССР и также выведен из состава Президиума ЦК. Так, впервые за много лет пленум ЦК выступил в роли решающей силы в развернувшейся схватке между партийными вождями.

Следующим актом в политической борьбе стало смещение Г. К. Жукова с поста министра обороны и выведение из Президиума ЦК. Н. С. Хрущев опасался его популярности и влияния. В принятом пленумом ЦК постановлении от 29 октября 1957 г. «Об улучшении партийно-политической работы в Советской Армии и на Флоте» Жукова обвинили в том, что он «нарушал ленинские, партийные принципы руководства Вооруженными Силами, проводил линию на свертывание работы партийных организаций, политорганов и Военных советов, на ликвидацию руководства и контроля над Армией и Военно-Морским Флотом со стороны партии, ее ЦК и правительства».

В 1959 г. состоялся внеочередной XXI съезд КПСС, созванный для рассмотрения и утверждения семилетнего плана развития народного хозяйства СССР. Съезд констатировал, что социализм в СССР одержал «полную и окончательную победу». Выводом этого тезиса стало утверждение, что Советский Союз вступил в период развернутого строительства коммунизма. Семилетний план рассматривался как важный шаг на пути создания материально-технической базы коммунизма. XXII съезд КПСС (октябрь 1961 г.) стал логическим развитием идей предыдущего партийного форума.

На этом съезде была утверждена новая Программа КПСС — программа строительства коммунизма. Задачи, поставленные в третьей Программе партии, особенно достижение в течение 10—20 лет превосходства по производству продукции на душу населения над ведущими капиталистическими странами, ликвидация тяжелого физического труда, достижение изобилия материальных и культурных благ, многим, в том числе Хрущеву, казались реальными для нашей страны. Нацеленность на повышение уровня жизни, демократизацию общества, перерастание государственного управления в общественное самоуправление поднимали экономическую и политическую активность широких слоев народа. В то же время провозглашенные на XXI и XXII съездах КПСС реформы не затрагивали основ командно-административной системы. Качественно новые задачи внутренней и внешней политики, партийного строительства предлагалось решать с помощью старого политического и экономического механизма, зачастую волюнтаристскими методами. В результате было совершено немало субъективистских ошибок, осложнивших выход страны на новый этап развития и во многом скомпрометировавших начинания Хрущева.

Проводимый Хрущевым курс, его стиль и методы руководства вызывали недовольство партийно-государственного аппарата, а также хозяйственных руководителей и директорского корпуса. Вследствие бездумных и многочисленных реорганизаций и сокращений силовых ведомств оппозиционно настроены по отношению к Хрущеву были также кадровые офицеры и генералитет, многие авторитетные работники органов государственной безопасности.

В отсутствие четкого законодательного механизма смены руководства страны смещение Хрущева готовилось тайно группой партийно-государственной элиты с начала 1964 г. Наиболее активную роль в организации заговора против партийного лидера играли секретарь ЦК КПСС А. Н. Шелепин, председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Н. Г. Игнатов, первый секретарь Харьковского обкома КПСС Н. В. Подгорный и руководитель КГБ В. Е. Семичастный. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев, с 1960 г. одновременно и секретарь ЦК КПСС, занимал выжидательную позицию и непосредственно включился в подготовку заговора уже на заключительной стадии.

12 октября 1964 г., во время отдыха Хрущева в Сочи, в Кремле на расширенном заседании Президиума ЦК М. А. Суслов и А. Н. Шелепин поставили вопрос о смещении лидера страны со всех занимаемых постов. Срочно вызванному в Москву Н. С. Хрущеву были предъявлены обвинения в отходе от принципов коллективности руководства, волюнтаризме и грубом администрировании. Против него выступили почти все члены Президиума, за исключением уклонившегося от выступления А. И. Микояна. 14 октября пленум ЦК КПСС освободил Хрущева от обязанностей первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК партии, председателя Совета Министров СССР «в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья».

На октябрьском пленуме ЦК было признано нецелесообразным дальнейшее совмещение обязанностей лидера партии и руководителя правительства. Первым секретарем ЦК КПСС стал Л. И. Брежнев, а председателем Совета Министров СССР — А. Н. Косыгин.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой