Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие российского законодательства об охране озонового слоя

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дальнейшая модернизация и одновременно стабилизация российского законодательства об атмосферном воздухе, о расширении возможностей общественности в области контроля за его охраной, выполнение своих обязанностей по обеспечению качества атмосферного воздуха служат элементами реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, на природные ресурсы и объекты и на надлежащий атмосферный воздух… Читать ещё >

Развитие российского законодательства об охране озонового слоя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно ст. 54 ФЗ об охране окружающей среды охрана озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений обеспечивается посредством регулирования производства и использования веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы, в соответствии с международными договорами РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также законодательством РФ.

Предупреждение опасных изменений озонового слоя Земли на деле обеспечивается:

  • — организацией наблюдения, учета и контроля изменения состояния климата, озонового слоя под влиянием хозяйственной деятельности и иных процессов;
  • — установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ, воздействующих на состояние климата и озонового слоя;
  • — регулированием производства и использования в быту химических веществ, разрушающих озоновый слой;
  • — применением мер юридической ответственности за нарушения этих требований.

Список веществ и отходов производства, вредно воздействующих на состояние озонового слоя, утверждается специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей среды и сообщается всем министерствам, ведомствам, предприятиям, учреждениям, организациям.

Сыграли свою роль постановления Правительства РФ от 05.11.1995 № 1102 «О Федеральной целевой программе „Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996−1997 годы“»[1], от 08.05.1996 № 563 «О регулировании ввоза в Российскую Федерации и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции»[2], от 09.12.1999 № 1368 «Об усилении мер государственного регулирования производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации»[3]. В 2006 г. Правительством РФ приняты распоряжения о создании российского реестра углеродных единиц, российской системы оценки объемов антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов. Принимаются акты в отношении системы национальной инвентаризации общего регистра выбросов и порядка, определяющего торговлю квотами загрязнений.

В связи с этим в настоящее время приобретает актуальность выполнение требований Киотского протокола, предусматривающего выделение странам квот на возможность загрязнения глобальной атмосферы. Для России допустимый объем выбросов установлен на уровне 1990 г.; в настоящий момент объем загрязняющих выбросов на территории, находящейся под юрисдикцией России, на 30% ниже, чем в контрольном, базовом 1990 г. ввиду спада ее промышленного и сельскохозяйственного производства. В случае неиспользования своей квоты государство, вероятно, может ее уступить, каким-либо образом компенсировать, может быть, продать другому загрязнителю — государству, получив от него инвестиции, чем в настоящее время озабочены некоторые страны и, в частности, предпринимательские круги в РФ[4].

Приобретение атмосферы над своей территорией в собственность, торговля воздухом, таким образом, приобретают не только фантастические, но и, по мнению ряда специалистов, реальные очертания. Нашей стране предстоит серьезное обновление законодательства об охране атмосферного воздуха и ужесточение требований к его охране в связи с дальнейшим наращиванием рыночных отношений и необходимостью выполнения Киотского протокола, обеспечения благоприятного для жизни на Земле климата.

Россия лишь обозначила в законодательстве свою юрисдикцию над воздушным пространством для предоставления его и оплачиваемого пролета иностранных воздушных судов над своей территорией и не объявляла атмосферный воздух в пределах своих государственных границ своей собственностью, это осуществила КНР. Представляется, что ввиду практической невозможности индивидуализации атмосферного воздуха или его фрагментов, отграничения его компонентов и установления четких и постоянных границ объекта собственности реализация полновесных прав владения и распоряжения атмосферным воздухом достаточно затруднена, хотя научные предложения подобного рода поступают. Задачи осуществления государством функции управления охраной атмосферного воздуха, контроля над его использованием, загрязнением, очисткой все более актуализируются и должны решаться с учетом существующих реалий обеспечения суверенитета и наращивания научно-технического прогресса.

Подводя итог изложенному, можно констатировать, что в области охраны атмосферного воздуха, сохранения климата полномочия органов исполнительной власти, других специально уполномоченных органов, обязанности и права физических и юридических лиц в этой области являются наименее четкими и конкретными по сравнению с иными экологическими полномочиями, обязанностями и правами. Их законодательное регулирование началось сравнительно недавно, и опыт исполнения законодательных предписаний в этой области не является еще достаточным.

Затрудняет деятельность по обеспечению экологического благополучия в части охраны атмосферного воздуха многочисленные изменения федерального законодательства, передающего полномочия с одного этажа исполнительной власти на другой этаж, изменяющего последовательность и систему управления охраной атмосферного воздуха. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122 нарушил устоявшийся и апробированный временем баланс федеральных, региональных и муниципальных полномочий в области охраны атмосферного воздуха и всей окружающей среды. Последующие акты упраздняли муниципальный экологический контроль, восстанавливали региональные функции управления окружающей средой и охраной атмосферного воздуха, но не восстановили былую, пусть и недостаточно эффективную, деятельность по обеспечению качества атмосферного воздуха, которая нуждается в дальнейшем анализе и улучшении.

Дальнейшая модернизация и одновременно стабилизация российского законодательства об атмосферном воздухе, о расширении возможностей общественности в области контроля за его охраной, выполнение своих обязанностей по обеспечению качества атмосферного воздуха служат элементами реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, на природные ресурсы и объекты и на надлежащий атмосферный воздух. Понимание гражданами воздухоохранных общественных отношений, своей роли в обеспечении благоприятного состояния атмосферного воздуха, сохранении природных ресурсов и всей окружающей среды, выполнение соответствующих обязанностей будет способствовать их охране и рациональному использованию.

  • [1] Собр. законодательства РФ. 1995. № 46. Ст. 4453.
  • [2] Собр. законодательства РФ. 1996. № 20. Ст. 2353.
  • [3] Собр. законодательства РФ. 1999. № 50. Ст. 6238.
  • [4] Финансы для Киотского протокола: программа к действию // РГ. 20 февраля 2007.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой