Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Законодательная власть в системе управления государством

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Парламент выполняет законодательную функцию. Только он обладает правом принимать законы: федеральные конституционные законы, федеральные законы; вносить поправки к Конституции РФ (за исключением поправок к гл. 1, 2 и 9). Палаты Федерального Собрания участвуют в процедуре назначения на высшие государственные должности (Председателя Правительства РФ, председателей Центрального банка и Счетной… Читать ещё >

Законодательная власть в системе управления государством (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Высшим органом законодательной власти в демократическом государстве является парламент — общенациональный представительный институт, избираемый на началах всеобщего и равного избирательного права путем тайного голосования. Как правило, парламент состоит из двух палат: нижней, которая формируется посредством прямых выборов (где голосуют сами избиратели), и верхней, формируемой в различных странах по-разному.

В ходе длительной эволюции оформились общие принципы построения национальных парламентов. Большинство государств, как федеративных, так и унитарных (Великобритания, Франция, Германия, США, Россия), после ряда экспериментов остановились на двухпалатной структуре парламентов. Вопрос о том, из какого числа палат должен состоять парламент, оказался одним из наиболее сложных. Его решение было результатом политического выбора и в конечном счете свелось к альтернативе: должна существовать однопалатная или двухпалатная система?

В пользу двухпалатной системы выдвигаются два дополнительных аргумента: во-первых, стремление к более устойчивому равновесию сил между законодательной властью и исполнительной властью, при котором ничем не ограниченная власть одной палаты сдерживается второй палатой, формируемой на иной основе; и, во-вторых, желание заставить парламентскую машину работать более эффективно посредством создания контрольной палаты. В действительности эти аргументы не всегда объясняют, почему предпочтение отдается двухпалатной системе. Истинную природу двухпалатной системы во многих странах можно понять лишь в результате анализа специфических политических факторов.

В очень редких случаях (в прошлом в ЮАР, Югославии) парламент состоял из большего числа палат (от трех до шести). В некоторых странах в доктрине используется триединое понятие парламента (в Великобритании — две палаты и монарх, в Индии — две палаты и президент). Иногда парламентами называют также законодательные органы субъектов федераций, но обычно в данном случае используются термины «законодательное собрание», «легислатура». В России парламент — двухпалатное Федеральное Собрание.

Однопалатный парламент имеет разные названия (Всекитайское собрание народных представителей, Народное собрание в Египте, фолькетинг в Дании, риксдаг в Швеции).

К органам законодательной власти Российской Федерации относятся: Федеральное Собрание Российской Федерации, законодательные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим способом формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации. Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации).

Функции парламента. Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Государственная Дума является одной из двух палат российского парламента — Федерального Собрания. К ее ведению относится принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов, контроль деятельности Правительства Российской Федерации, назначение и освобождение от должности руководителей Центрального банка и Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, вопросы международного парламентского сотрудничества.

История представительного законодательного органа государственной власти в России началась с учреждения в 1905 году первой Государственной Думы. За время работы четырех Дум Российской империи были приняты законы об образовании, об охране труда на производстве. Депутаты занимались разработкой мер социальной защиты малоимущих и других слоев населения. Были выделены значительные бюджетные ассигнования на перевооружение армии и флота после поражения в русско-японской войне. Особое внимание уделялось народному просвещению и развитию социальной сферы: выделялись средства на строительство школ, больниц, храмов, домов призрения.

В период существования РСФСР и СССР представительные и законодательные функции выполняли в зависимости от исторического периода ВЦИК и различные формы Советов. Сначала — советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, затем высшими органами власти становились Всероссийские и Всесоюзные съезды Советов, Верховные советы РСФСР и СССР, советы народных депутатов СССР. Принцип их формирования и сфера компетенций менялась в соответствии с принимаемыми Конституциями Республики и Союза.

В 1993 году состоялись выборы в Государственную Дума Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва.

Выборы в Государственную Думу ФС РФ VII созыва были проведены 18 сентября 2016 года. Впервые после 2003 года депутаты избирались по смешанной системе: 225 депутатов по партийным спискам и 225 депутатов — по одномандатным округам. По результатам подсчета голосов, по федеральным спискам в ГД прошли те же четыре парламентские партии, которые работали в Государственной Думе VI созыва: «Единая Россия» (54, 20% голосов), КПРФ (13, 34% голосов), ЛДПР (13,14%), «Справедливая Россия» (6,22%).

В новейшей истории России Государственная Дума наряду с Советом Федерации является одной из двух палат Федерального Собрания Российской Федерации. Цель современного российского законодательства состоит в выявлении потребностей в регулировании общественных отношений, обеспечивающем научную обоснованность и эффективность законотворческой деятельности в условиях меняющихся реалий и новых вызовов. Федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые Государственной Думой, представляют собой основной источник права, обладают высшей юридической силой в Российской Федерации, регулируют наиболее важные общественные отношения и имеют прямое действие.[1]

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания — парламента Российской Федерации.

В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации — по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации — представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе[2].

Парламент выполняет законодательную функцию. Только он обладает правом принимать законы: федеральные конституционные законы, федеральные законы; вносить поправки к Конституции РФ (за исключением поправок к гл. 1, 2 и 9). Палаты Федерального Собрания участвуют в процедуре назначения на высшие государственные должности (Председателя Правительства РФ, председателей Центрального банка и Счетной палаты, Генерального прокурора, судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов и др.). Федеральное Собрание обладает конституционным правом отрешить президента страны от должности в результате специальной процедуры, распустить законодательный орган государственной власти субъекта РФ в случае нарушения им Конституции РФ и федеральных законов. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ, хотя окончательное решение об его отставке принимает президент.

Государственная Дума осуществляет в различных формах парламентский контроль в отношении органов исполнительной власти (отчет правительства, сообщения министров на заседаниях палат, вопросы и запросы парламентариев и т. д.), в различных сферах общественной жизни, контроль за исполнением государственного бюджета (в частности, через формируемую парламентом Счетную палату ит. д.).

Аналогичные функции осуществляют в пределах своей территории законодательные органы субъектов РФ. Кроме того, они участвуют в решении общефедеральных вопросов (право законодательной инициативы в отношении федеральных законов, утверждение поправок к Конституции РФ, участие в подготовке международных договоров, если они затрагивают интересы данного субъекта РФ, и т. д.).

С 2007 г. выборы депутатов Государственной Думы осуществляются по пропорциональной системе. Законодательно отменены нижний порог явки избирателей и возможность голосовать против всех. Срок полномочий Государственной Думы увеличился с четырех до пяти лет. Депутаты не могут быть досрочно отозваны избирателями. Изменены критерии формирования политических партий: минимальная численность ее членов должна составлять не менее 500 человек[3].

В Конституции РФ определена процедура досрочного прекращения полномочий Государственной Думы. Она может быть распущена Президентом РФ в случае, если трижды отвергает предложенную главой государства кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ либо в течение трех месяцев дважды выразит недоверие Правительству РФ. При этом Президент РФ обязан назначить новые выборы.

В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Член Совета Федерации — представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта РФ путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий. Члены Совета Федерации в любое время могут быть отозваны избравшим (назначившим) его органом.

В 2009 году принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Данным законом предусматривается, что кандидатом для избрания (назначения) в Совет Федерации может быть гражданин России, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Исключаются нормы необходимости рассмотрения законодательным органом власти субъекта Федерации вопроса о назначении представителя в Совет Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта и так называемый «ценз оседлости» в 10 лет.

  • [1] URL: http//www/duma.gov.ru/duma/about/history/information/
  • [2] URL: http//www.council.gov.ru/structure/council/status/
  • [3] Федеральный закон от 2 апреля 2012 г. № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой