Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Покровительственный принцип действия уголовного закона по кругу лиц

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

3] См.: ст. 10 Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10.12.1994 (о ратификации см. в Федеральном законе РФ от 17.05.1995 № 77-ФЗ); ст. 29 Положения о дипломатическихи консульских представительствах иностранных государств на территории Союза Советских Социалистических Республик, утв. Указом Президиума Верховного… Читать ещё >

Покровительственный принцип действия уголовного закона по кругу лиц (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Покровительственный принцип действия уголовного закона по кругу лиц связан с принципом экстерриториальности лишь в части иммунитета совершивших преступления лиц к иностранной юрисдикции. Данный принцип основан на ч. 2 ст. 61 Конституции России и получил отражение в ч. 4 ст. И и ч. 2 ст. 12 УК РФ.

Верховный Суд РФ указал, что в силу ч. 4 ст. 11 УК РФ вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории России, разрешается согласно нормам международного права (см. Конвенцию о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г., Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г., Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963 г.)1.

Таким образом, дипломатические представители (послы (посланники, поверенные в делах), советники, торговые представители и их заместители, военные (военно-морские, военно-воздушные) атташе и их помощники, первые, вторые и третьи секретари, атташе, секретари-архивисты, а также члены их семей, проживающие совместно с дипломатическими представителями, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, и т. д.), обладая правовым иммунитетом, несут ответственность согласно нормам международного права (как правило, по закону своего государства)[1][2]. Российские военнослужащие за преступления, совершенные на территории Российских военных баз, по общему правилу подлежат уголовной ответственности в соответствии с российским законодательством. Международным договором могут быть предусмотрены и другие правила, в частности, расширяющие сферу покровительственного принципа, распространяющие его на иных лиц[3].

Кроме того, покровительственный принцип (вне связи с принципом экстерриториальности) в части иммунитета совершивших преступления лиц к внутригосударственной юрисдикции распространяется на определенные категории людей внутри России, например на таких, как Президент РФ, члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидаты в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, на должность Президента РФ, кандидаты в депутаты или на пост главы органа местного самоуправления, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Омбудсмен, Председатель Счетной палаты России, его заместители и аудиторы Счетной палаты, судьи РФ. Для привлечения перечисленных лиц к уголовной ответственности по российскому уголовному закону необходимо осуществление мероприятий по преодолению предоставленного им законодательством иммунитета1, в том числе в связи с совершением преступлений, уголовное преследование за которые осуществляется в частном порядке[4][5].

Покровительственный принцип в некоторой части распространяется на свидетелей за отказ от дачи показаний против себя самого, а также по делам о преступлениях супруга, близких родственников либо тех преступлениях, о которых лицу стало известно в связи с выполнением обязанностей народного депутата, а равно вследствие осуществления религиозного таинства: принятия священником исповеди[6].

  • [1] См. абз. 1 и. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5"О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации".
  • [2] См.: ст. 29, 31, 37 и др. Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18.04.1961); ст. 1, 6, 12, 13, 15, 25 и др. Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории Союза Советских СоциалистическихРеспублик, утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23.05.1966 № 4961 -VI ;ст. 36,45 и др. Консульской конвенции между Российской Федерацией и Украиной (Москва, 15.01.1993); п. 6 Положения «О Консульском учреждении Российской Федерации», утв. Указом Президента РФ от 05.11.1998 № 1330.
  • [3] См.: ст. 10 Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10.12.1994 (о ратификации см. в Федеральном законе РФ от 17.05.1995 № 77-ФЗ); ст. 29 Положения о дипломатическихи консульских представительствах иностранных государств на территории Союза Советских Социалистических Республик, утв. Указом Президиума Верховного Совета СССРот 23.05.1966X9 4961-VI.
  • [4] См.: ст. 91, 93, 98, 122 Конституции России; и. 6 ч. 1 ст. 24, п. 6 ч. 1 ст. 27, ст. 448УПК РФ; ст. 12 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»; ст. 16 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» ;ст. 29 Федерального закона от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»; ст. 19, 20 Федерального закона от 08.05.1994 № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; ст. 16 Федерального закона от 26.06.1992 № 3132−1 «О статусе судей в РоссийскойФедерации»; Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2005 год // ВВС РФ. 2006. № 7. С. 26; определениеСудебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 03.07.2003 по делу М. //ВВС РФ. 2004. № 4. С. 22.
  • [5] См.: ст. 447,448 УПК РФ; определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 07.12.2004 № 9-Д04−41 по делу X. // ВВС РФ. 2005. № И. С. 23.
  • [6] См.: ч. 1, 2 ст. 51 Конституции России; примечания к ст. 2056, 308 УК РФ, ст. 19Федерального закона от 08.05.1994 № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статуседепутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой