Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовая природа международных межправительственных организаций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для выполнения своих функций международные организации наделяются необходимыми юридическими средствами. К таковым можно отнести правоспособность ММПО выступать в качестве юридического лица на территории государств-членов. Именно таким образом можно истолковать положение ст. 104 Устава ООН о том, что «Организация Объединенных Наций пользуется на территории каждого из своих Членов такой… Читать ещё >

Правовая природа международных межправительственных организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Правовая природа ММПО определяется общностью целей и интересов государств, которые учреждают международную организацию. Создавая ММПО, государства не утрачивают своего суверенитета, более того, правовая природа большинства современных ММПО определяется такими принципами международного права, как уважение государственного суверенитета и суверенного равенства, что проявляется в том, что все наиболее значимые юридические характеристики ММПО имеют согласованную договорную основу.

Для достижения целей, поставленных перед ММПО, государства-члены посредством учредительного договора наделяют международную организацию определенной правои дееспособностью, признавая за ней способность иметь права и обязанности, участвовать в создании и применении норм международного права, а также в обеспечении их соблюдения. Тем самым государства соглашаются создать новый субъект международного права, обладающий собственными характеристиками правосубъектности, который будет наряду с ними участвовать в международных правоотношениях.

Способность самостоятельного совершения (от своего имени) юридических действий предполагает наличие у ММПО относительно обособленной правовой воли. Воля ММПО качественно отличается от индивидуальной воли се государств-членов. Индивидуальные волевые акты государств — членов ММПО не поддаются ни слиянию, ни простому сложению. Они согласуются и эта согласованная воля, продолжая носить межгосударственный по своей сути характер, приобретает новое качество, становясь волей нового субъекта международного права — международной организации. Именно это волевое обособление ММПО лежит в основе ее международной правосубъектности и признанной за ней способности проявлять необходимое волеизъявление вовне, принимая на себя права и обязанности, но международному или внутреннему праву.

Источником этой относительно обособленной воли международной организации и ее правовой основой является учредительный акт ММПО, что означает, что ни сама международная организация, ни ее органы не могут совершать действия, выходящие за рамки ее учредительного акта.

Признание международных организаций в качестве субъектов международного права не означает отождествления международной правосубъектности ММПО с правосубъектностью независимых государств. Безусловно, это каче ственно различные субъекты международного права, которые отличаются по своей правовой природе. В частности, можно отметить следующие несовпадающие характеристики их правосубъектности:

  • • государство признается основным субъектом международного права, оно приобретает правосубъектность в силу присущего ему суверенитета, в то время как международная правосубъектность ММПО носит производный от государств характер. Государства-учредители наделяют ММПО международными правами и обязанностями, которыми они владеют в силу своей правовой природы;
  • • если правосубъектность государства можно охарактеризовать как универсальную, то правосубъектность ММПО носит специальный, целевой и функциональный характер;
  • • государство как субъект международного права характеризуется такими обязательными признаками, как территория, население, проживающее на его территории, и правительство, осуществляющее эффективную власть в отношении его территории и населения, то, ММПО, напротив, не имеют собственной территории, штаб-квартира международной организации располагается на территории какого-либо одного или нескольких государств, у ММПО также отсутствует собственное население, взамен которого она имеет персонал, работающий на контрактной основе, члены которого не утрачивают своего первоначального гражданства после поступления на службу в ММПО. Не имеет ММПО и своего правительства, поскольку полномочия международной организации осуществляются ее органами, имеющими чаще всего межправительственный характер.

Для выполнения своих функций международные организации наделяются необходимыми юридическими средствами. К таковым можно отнести правоспособность ММПО выступать в качестве юридического лица на территории государств-членов. Именно таким образом можно истолковать положение ст. 104 Устава ООН о том, что «Организация Объединенных Наций пользуется на территории каждого из своих Членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей» .

ММПО кроме того наделяются договорной правоспособностью, необходимой для реализации закрепленных за ними прав и обязанностей. Так, ст. 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. предусматривает, что «правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации». Помимо этого, договорная правоспособность ММПО устанавливается в их учредительных договорах, как правило, двумя способами. Во-первых, в устав ММПО включается общее положение о праве заключать любые договоры, способствующие выполнению задач Организации (ст. 65 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.). Во-вторых, устав ММПО может содержать специальное положение, определяющее возможность заключения ММПО определенных категорий соглашений (например, ст. 43 и 63 Устава ООН).

ММПО обладают способностью вступать в международные отношения с другими субъектами международного права. При них аккредитуются представительства государств-членов или наблюдателей, они сами могут учреждать свои представительства в государствах-членах или иных государствах, а также обмениваться представительствами между собой. Так, например 15 мая 1993 г. было заключено соглашение об учреждении в Российской Федерации Объединенного представительства ООН и ее органов, программ и фондов (включает ООН, ПРООН, ЮНИСЕФ, УВКБ, ЮНЕП, ЮНФПА, МПП, ЮНДКП). Подобные соглашения об учреждении постоянных представительств Россия заключила с МВФ (24 сентября 1997 г.) и с МФК (24 сентября 1977 г.).

ММПО и их должностные лица и сотрудники пользуются привилегиями и иммунитетами, которые закрепляются за ними в учредительных актах, а также в специально принимаемых международных соглашениях (например, Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г.).

Как и иные субъекты международного права, международные организации несут международную ответственность за совершение правонарушений и нанесение ущерба и могут предъявлять претензии об ответственности, если они сами явились жертвой правонарушения или им причинен ущерб.

Для реализации своих уставных целей и осуществления оперативной деятельности ММПО имеют право набирать собственный персонал секретариата на контрактной основе. Каждая ММПО обладает собственными финансовыми ресурсами, отражаемыми в ее бюджете. ММПО пользуются в полном объеме правами юридического лица по внутреннему праву государств.

Каждая ММПО наделяется собственной компетенцией, под которой понимается сфера ее предметной деятельности, т. е. круг вопросов, которыми ей надлежит заниматься. Кроме того, в понятие компетенции входят полномочия, которыми наделяется ММПО для выполнения своих задач.

Функции ММПО — это внешние проявления процессов ее деятельности по выполнению возложенных на нее задач. В зависимости от характера различают регулирующие, контрольные, оперативные и иные функции ММПО.

Условия и процедура членства в ММПО, как правило, устанавливаются в ее учредительном акте. Право каждого государства участвовать в деятельности ММПО вытекает из его суверенитета. Различают следующие виды членов ММПО: полноправное членство (первоначальные и присоединившиеся члены) и члены с ограниченными правами участия в деятельности ММПО.

Учредительные акты подробно регулируют критерии приема в члены (часто подразделяемые на общие и специальные), а также порядок приема в члены ММПО (может быть упрощенным или, наоборот, сложным) и условия прекращения (выход или исключение), либо приостановления членства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой