Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Права отдельных групп населения в области охраны здоровья

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этим законом установлены права инвалидов: на предоставление квалифицированной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи; получение необходимой информации; беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; протезно-ортопедическую помощь; льготы по оплате жилья… Читать ещё >

Права отдельных групп населения в области охраны здоровья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проявляя заботу об охране здоровья отдельных групп населения, их права закон выделяет особо. Законодательство РФ о семье, материнстве и детстве основано на развитии ст. 7, 38 и других статей Конституции РФ, а также на положениях СК РФ и ряда федеральных законов, в которых указано, что эти категории граждан и группы населения находятся под защитой государства и имеют ряд льгот.

Права семьи. Этим правам в сфере охраны здоровья посвящена ст. 51 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Прежде всего при наличии медицинских показаний и социально значимых заболеваний каждый гражданин имеет право на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи и медико-психологических аспектов брачно-семейных отношений, а также на медико-генетические и другие консультации.

Семья, по договоренности между всеми ее членами, имеет право па выбор семейного врача для обслуживания по месту жительства, консультаций по вопросам медицинских, медико-психологических, генетических аспектов брачно-семейных отношений в государственных и муниципальных медицинских учреждениях.

Семьи с детьми (в первую очередь с детьми-инвалидами, находящимися на попечении родителей) имеют право на следующие льготы. Одному из родителей либо одному из членов семьи предоставляется право находиться с ребенком независимо от возраста в лечебном учреждении в течение всего периода лечения, при этом выдается листок временной нетрудоспособности. При необходимости осуществления ухода за больным ребенком в амбулаторных условиях одному из членов семьи выдается листок временной нетрудоспособности и соответственно по месту работы выплачивается пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком до 7 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, при карантине — за весь период лечения или карантина, за ребенком от 7 до 15 лет — за период до 15 календарных дней, если по медицинским показаниям не требуется большего срока.

Семья в Российской Федерации находится под защитой государства. Отношения в семье, права и обязанности ее членов, формы и воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, и другие вопросы изложены в СК РФ. Кроме того, семейное законодательство состоит из федеральных законов и законов субъектов Федерации, указов Президента России, нормативных правовых актов Правительства РФ, ведомственных нормативных документов.

Права беременных женщин и матерей. В Российской Федерации охраняется и поощряется материнство. Состояние здоровья женщины является важным показателем социально-экономического развития общества. С возрастом женщины число хронических заболеваний увеличивается, рост заболеваемости по обращаемости достигает максимальных цифр в возрасте старше 50 лет. Охрана здоровья женщин — залог сохранения и укрепления здоровья населения в целом. Особое внимание государство уделяет беременным женщинам. Примерно на 25% здоровье детей зависит от здоровья матери, особенно в период беременности. Беременной женщине предоставляется возможность не работать в период беременности и определенное время после родов, при необходимости она вправе работать в эти периоды, но в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья.

Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья приведены в ст. 52 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Каждая женщина до, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Важным звеном в общей системе охраны материнства и детства является организация акушерско-гинекологической помощи, женской консультации в виде диспансеризации при родильных домах, поликлиниках, медико-санитарных частях, с помощью участковой службы. Такая помощь крайне необходима и детям до и после рождения, когда формируется здоровье ребенка. Беременным женщинам, кормящим матерям и детям до трех лет гарантируется полноценное питание.

Законодательством РФ установлены и другие гарантии и льготы, изложенные в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и иных федеральных законах, законах субъектов Федерации, а также подзаконных нормативных правовых актах федерального значения. К таким нормативным правовым актам относятся, в частности: Указ Президента РФ от 04.03.1993 № 337 «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин»; Федеральные законы от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и др. Права беременных женщин и матерей, различные льготы для них предусмотрены также в ТК и СК РФ, Указе Президента РФ от 30.05.1994 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан».

Женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, имеют право на отпуск по беременности и родам и на получение в этот период соответствующего пособия, а также на отпуск по уходу за ребенком и на получение единовременного пособия в связи с рождением ребенка и ежемесячных пособий на ребенка в период такого отпуска.

Права несовершеннолетних. Статьей 54 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регламентированы права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья. Они включают право:

  • 1) на прохождение медицинских осмотров при постз’плении в образовательные учреждения, спортивные секции, медицинскую помощь в период обучения, диспансерное наблюдение в установленном Минздравом России порядке;
  • 2) оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха;
  • 3) санитарно-гигиеническое просвещение, труд с учетом их физиологических особенностей и состояния здоровья, в условиях, исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;
  • 4) бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов РФ;
  • 5) получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.

В ст. 54 указанного закона закреплено право несовершеннолетних в возрасте старше 15 лег или больных наркоманией несовершеннолетних в возрасте старше 16 лет на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него. Предусмотрено, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно могут в установленном порядке содержаться в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Несовершеннолетние с недостатками физического и психического развития могут содержаться в учреждениях социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, различных фондов и средств родителей или опекунов.

Стратегия развития медицинской помощи беременным женщинам и детям основана на таких международных и российских нормативных правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948, Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989, Конституция РФ, СК РФ, Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Разрабатываются и реализуются федеральные целевые программы с учетом результатов проводимых научных исследований, которые имеют положительное влияние на судьбу несовершеннолетних.

Права граждан пожилого возраста. Права пожилых людей регламентированы Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Эти лица имеют право на медицинскую помощь на дому и в лечебно-профилактических учреждениях; на лекарственное обеспечение, в том числе льготное, на основании медицинского заключения; на санаторно-курортное лечение и бесплатную или льготную реабилитацию; па медико-социальную помощь в соответствующих учреждениях. Численность лиц пенсионного возраста составляет пятую часть населения России, причем около 10% из них — старше 80 лет, поэтому приказом Минздрава России от 28.07.1999 № 297 «О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в Российской Федерации» введены новые номенклатурные учреждения — гериатрический центр, гериатрическая больница и приняты меры к совершенствованию помощи этой категории граждан.

Права инвалидов. Эта категория граждан имеет право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение протезами, лекарствами, средствами передвижения на льготных условиях, профессиональную подготовку и переподготовку. Обеспечение инвалидам равных возможностей с другими гражданами в реализации экономических и других прав и свобод провозглашается в Конституции РФ и предусматривается нормами международного права.

Нетрудоспособные граждане имеют право на бесплатную медико-социальную помощь, на уход на дому, содержание в учреждениях социальной защиты населения. Порядок оказания помощи инвалидам определяется законодательством РФ и субъектов Федерации, в частности Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Во исполнение этого закона были приняты постановления Правительства РФ, утвердившие порядок предоставления льгот[1], а также ряд нормативных документов Минздрава и Минтруда России, касающихся обеспечения инвалидов медико-социальной помощью, лекарственными средствами, создания условий доступности для них объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставления услуг в сфере охраны здоровья[2].

О постоянном внимании к инвалидам свидетельствует также то, что законодателем, органами исполнительной власти и управления вносятся изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты. В частности, в 2008 г. в Правила признания лица инвалидом были внесены поправки, определяющие порядок установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования. Многочисленные изменения, касающиеся прав инвалидов, внесены в 2004—2015 гг. в ряд федеральных законов, в том числе в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Этим законом установлены права инвалидов: на предоставление квалифицированной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи; получение необходимой информации; беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; протезно-ортопедическую помощь; льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, обеспечению жильем; помощь в получении образования; содействие их занятости и приемлемые условия труда и т. д. При этом учтены права и установлены обязанности и ответственность работодателей и иных лиц в обеспечении жизнедеятельности, социальнобытового обслуживания, санаторно-курортного лечения инвалидов, оказании им протезно-ортопедической помощи и т. п. Немаловажную помощь инвалидам оказывают и общественные организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Права военнослужащих и граждан, подлежащих призыву на военную службу. В ст. 25 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приводятся права военнослужащих, лиц, подлежащих призыву на военную службу, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также поступающих в военные учебные заведения. Они включают право на медицинское освидетельствование, получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы, показаниях на отсрочку, освобождение от призыва или увольнение с военной службы. В случае несогласия с заключением военно-врачебной комиссии граждане имеют право на производство независимой медицинской экспертизы и обжалование заключения в судебном порядке. Военнослужащие, граждане, подлежащие призыву и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Порядок организации медицинской помощи военнослужащим определяется законодательством РФ, нормативными актами Министерства обороны РФ и других ведомств.

Регламентация прав военнослужащих осуществляется федеральными законами от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также иными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение этих законов[3].

Права работников, занятых на отдельных видах работ. Права этой группы населения на охрану здоровья регулируются ст. 24 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в которой отмечается, что лица, работающие во вредных или опасных условиях труда, проходят обязательные медицинские осмотры. При выявлении патологии назначается экспертиза профессиональной пригодности работника, по результатам которой он может быть признан временно или постоянно непригодным к выполнению этих работ. Перечень этих предприятий, опасных и вредных условий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Работодатели таких учреждений обязаны оказывать помощь в диспансеризации, осмотрах; они имеют право вводить в штат медицинского работника или медицинское подразделение для оказания медицинской помощи работникам.

Права лиц, задержанных, заключенных, отбывающих наказание в местах лишения свободы и находящихся под административным арестом. Права этих лиц на охрану здоровья регламентированы ст. 26 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также УИК РФ и Федеральным законом от 15.07.1995 № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В отношении лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, договор о добровольном медицинском страховании расторгается.

Статья 100 УИК РФ («Особенности материально-бытового обеспечения осужденных беременных женщин, осужденных кормящих матерей и осужденных женщин, имеющих детей») предусматривает, что в исправительных учреждениях могут быть организованы дома ребенка, в которых обеспечиваются условия, необходимые для проживания и развития детей. Осужденные женщины могут помещать в дома ребенка исправительных учреждений своих детей в возрасте до трех лет, общаться с ними в свободное от работы время без ограничения. Им может быть разрешено совместное проживание с детьми. С согласия осужденных женщин их дети могут быть переданы родственникам или по решению органов опеки и попечительства иным лицам либо по достижении детьми трехлетнего возраста направлены в соответствующие детские учреждения. Если ребенку, содержащемуся в доме ребенка исправительного учреждения, исполнилось три года, а матери до окончания срока отбывания наказания осталось не более года, администрация исправительного учреждения может продлить время пребывания малыша в доме ребенка до дня окончания срока отбывания наказания матерью.

Осужденные беременные женщины, осужденные женщины во время родов и в послеродовой период имеют право на медицинскую помощь, в том числе в медицинских организациях охраны материнства и детства. При этом организуется охрана или круглосуточное наблюдение осужденных в целях безопасности медицинских работников.

Статьей 101 УИК РФ («Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы») установлено, что в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются ЛПУ.

(больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы), а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией — лечебные исправительные учреждения. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержден приказом Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17.10.2005 № 640/190.

Федеральным законом от 31.12.2014 № 525-ФЗ внесены поправки в Закон РФ от 25.06.1993 № 5242−1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в соответствии с которыми отменено снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства в случае осуждения его к лишению свободы или принудительным работам — на основании вступившего в законную силу приговора суда. Аналогичные поправки внесены в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713.

Права граждан при оказании им психиатрической помощи. Права таких граждан гарантируются Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и др. Основания для госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке предусмотрены ст. 29 указанных законов. В УК РФ этому посвящена гл. 15 «Принудительные меры медицинского характера», в частности ст. 101 «Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях».

Лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией РФ. Это касается и оказания им психиатрической помощи, соблюдения врачебной тайны, согласия или отказа от медицинского вмешательства, информирования больного с учетом его психического состояния, о чем делается соответствующая запись в истории болезни. Ограничение прав и свобод только на основании установленного диагноза или факта нахождения больного в психиатрическом лечебном учреждении не допускается. Установление диагноза психического расстройства, принятие решения о психиатрической помощи в недобровольном порядке или выдача об этом заключения являются исключительным правом врача-психиатра, консилиума психиатров или психиатрической экспертизы. Подобные заключения врачей иных специальностей не являются основанием для ущемления законных интересов больного. Лечение психических больных может осуществляться только при письменном согласии их самих или их законных представителей.

Однако существуют условия, при которых оказание психиатрической помощи правомерно и без согласия больного, т. е. может быть принудительным. Принудительные меры медицинского характера в отношении лиц, совершивших противоправные деяния и страдающих психическими расстройствами, применяются, но решению суда. Такие лица пользуются всеми правами пациентов психиатрических стационаров. Выписка их также производится по решению суда в зависимости от установления вменяемости, т. е. способности отвечать за свой поступок.

В ряде случаев лица, больные психическими заболеваниями, при выполнении ими профессиональных обязанностей имеют ограничения (например, на осуществление деятельности, связанной с источником повышенной опасности)[4], которые определяются в соответствии Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789. Право устанавливать диагноз такого хронического профессионального заболевания имеют только специализированные психиатрические учреждения.

  • [1] См., например: постановления Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим дстей-инвалидов, но обеспечению их жилымипомещениями, оплате жилья и коммунальных услуг»; от 08.04.1999 № 393 «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственнымисредствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственнымисредствами» и др.
  • [2] См., например: приказ Минздрава России от 12.11.2015 № 802н «Об утвержденииПорядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услугв сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи».
  • [3] См., например: постановления Правительства РФ от 31.12.2004 № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельныхвыплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органови членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы»; от 27.03.2015 № 282 «Об утверждении Правил обеспечения военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями в фармацевтических организациях при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо, но месту прохождения военныхсборов гражданами, призванными на военные сборы, медицинских, военно-медицинских подразделений, частей и организаций федеральных органов исполнительной власти, в которыхфедеральным законом предусмотрена военная служба».
  • [4] Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержден постановлением Правительства РФ от 28.04Л993 № 377"О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантияхправ граждан при ее оказании»". — Примем, ред.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой