Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Идея правового государства в эпоху буржуазных революций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В России данная концепция развивалась в трудах ученыхюристов либеральной школы — Б. Н. Чичерина, П. И. Новгородцева, М. М. Ковалевского, Н. М. Коркунова, Б. А. Кистяковского. Специальные исследования посвятили этой теме, в частности, В. М. Гессен, С. А. Котляревский и др. 3] Котляревский, С. А. Власть и право. Проблема правового государства / С. А. Котляревский. — М., 1915. 2] Гессен, В. М… Читать ещё >

Идея правового государства в эпоху буржуазных революций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В теоретически развитом и развернутом виде учения о правовом государстве были оформлены гораздо позже — в условиях борьбы против феодального произвола и абсолютистского деспотизма, в период буржуазных революций и утверждения нового строя. Базируясь во многом на античных источниках, такие мыслители, как Ш. Монтескье, Д. Локк, Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев и другие, вывели проблему соотношения государства и права на светский уровень, освободили ее в значительной части от религиозного мировоззрения.

В их трудах проявилось стремление ввести государственное властвование в правовые границы и прозвучало отрицательное отношение к абсолютизму государственной власти. Соответственно существенные изменения претерпело и понимание государства. Поскольку праву отводилась роль ведущей нормативной системы, постольку государство предстает у данных теоретиков в виде организации власти, призванной гарантировать собственность и права индивидов, а также разрешать в законном порядке возникающие между ними споры. Государство оказывалось тем самым средством утверждения правопорядка как равновесия между частной собственностью и общим благом. В трактовку соотношения государства и права в XVI—XVII вв. были привнесены идеи, неизвестные предшествующей общественно-политической мысли, а именно идеи правового (конституционного) закрепления государственного строя, единой для всей страны законности, верховенства общих (безличных) законов и ограничения власти правительства, субъективных прав личности, взаимной ответственности индивида и государства[1].

Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом, который рассматривал государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам» и считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: «Чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа».

Учение Канта оказало огромное воздействие на последующее развитие концепции правового государства. Под влиянием его идей в Германии сформировалось представительное направление, среди сторонников которого были Р. Моль, В. Велькср, Р. Гнсйст и др. Благодаря их трудам идеи правового государства обрели терминологическую определенность, а также получили широкое распространение.

В России данная концепция развивалась в трудах ученыхюристов либеральной школы — Б. Н. Чичерина, П. И. Новгородцева, М. М. Ковалевского, Н. М. Коркунова, Б. А. Кистяковского. Специальные исследования посвятили этой теме, в частности, В. М. Гессен[2], С. А. Котляревский[3] и др.

  • [1] См.: Воротилин, Б. Л. Указ. соч. — С. 37, 38.
  • [2] Гессен, В. М. Теория правового государства /В. М. Гессен. — СПб., 1913.
  • [3] Котляревский, С. А. Власть и право. Проблема правового государства / С. А. Котляревский. — М., 1915.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой