Способы разработки модели (или профиля) компетенций
Метод репертуарных решеток {method of repertory grid). Этот метод был сформулирован Дж. Келли в 1955 году и представляет собой матрицу, которая заполняется либо исследователем, либо респондентом в процессе обследования, беседы, интервью. Столбцы матрицы — элементы, которые в данном случае могут представлять как сотрудников, так и конкретные компетенции (названия). Строки матрицы — конструкты… Читать ещё >
Способы разработки модели (или профиля) компетенций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Интервью с целью получения поведенческих примеров. Этот метод позволяет определить компетенции, необходимые для качественного выполнения работы. Попросив людей сосредоточиться на критических ситуациях, с которыми они столкнулись в работе, можно собрать данные о самых важных компетенциях. Опрашиваемые рассказывают яркие краткие истории о том, как они справились со сложнейшими, самыми важными участками своей работы и при этом перечисляют компетенции, необходимые для выполнения этой работы.
- 2. Работа с группой экспертов (эксперты в процессе обсуждения выделяют характеристики, соответствующие успешной/неуспешной работе).
- 3. Метод репертуарных решеток {method of repertory grid). Этот метод был сформулирован Дж. Келли в 1955 году и представляет собой матрицу, которая заполняется либо исследователем, либо респондентом в процессе обследования, беседы, интервью. Столбцы матрицы — элементы, которые в данном случае могут представлять как сотрудников, так и конкретные компетенции (названия). Строки матрицы — конструкты — признаки, шкалы, в том числе поведенческие характеристики. Преимуществом использования метода является то, что репертуарные решетки облегчают процесс определения поведенческих характеристик компетенций, требуемых в работе, ограничивая область сравнения с помощью триадного метода.
- 4. Анализ должности и рабочего процесса (позволяет выявить детали выполнения производственной задачи).
- 5. Наблюдение (фиксация в карте наблюдения всех признаков, которые затем переводятся в поведенческие индикаторы компетенций).
- 6. Банк компетенций (с его помощью можно спроектировать адресную компетенцию в короткий срок, но при этом существует риск, что какуюлибо компетенцию, не включенную в банк, можно упустить).
Примерный перечень документов, необходимых для проведения оценки компетенций, приведен в табл. 3.2.
Таблица 3.2
Перечень форм и документов в рамках процедуры по оценке персонала.
Наименование документов. | Отметка о выполнении. | Необходимость доработки. |
Положение об оценке персонала. | ||
Оценочная форма. | ||
Индивидуальный план развития. | ||
Отчет о результатах работы. | ||
Оценочная шкала. | ||
Матрица соответствия занимаемой должности. | ||
Описание факторов и их уровней в системе квалификационных грейдов. | ||
Модель компетенций квалификационных грейдов. | ||
Инструкция по заполнению оценочной формы для руководителей. | ||
План по целям. | ||
Памятка по проведению диалога обратной связи для руководителей. | ||
Матрица квалификационных грейдов. |
Модель компетенций можно учитывать в практике по следующим направлениям:
1) при оптимизации организационной культуры компании, соглаеовании общего видения результата, миссии, стратегии развития;
- 2) в процессе нормирования труда — позволяет выстроить и скорректировать стандарты эффективного выполнения работы;
- 3) в области повышения квалификации персонала, выстраивания карьерной линии развития — обеспечивает актуальными запросами в области обучения, позволяет скорректировать индивидуальный план развития сотрудника в соответствии с его карьерой в организации;
- 4) в процессе отбора персонала — позволяет скорректировать критерии и инструменты отбора в соответствии с определенной должностью;
- 5) в области оценки эффективности, проведения аттестации — структурирует сбор информации и процедуру проведения оценки, позволяет провести объективную оценку уровня эффективности сотрудника;
- 6) при проведении ассессмента;
- 7) в области мотивации и стимулирования — способствует оптимизации средств вознаграждения сотрудников на основе их результатов, уровня эффективности и компетентности.