Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принципы организации и деятельности прокуратуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принципы служат ориентиром для законодателя, в соответствии с которым он разрабатывает и принимает законы, регламентирующие организацию и деятельность органов прокуратуры. Принципы законодатель должен учитывать и при формировании других федеральных законов, регулирующих иные общественные отношения, в которых так или иначе принимают участие и органы прокуратуры. Построение правовых норм этих… Читать ещё >

Принципы организации и деятельности прокуратуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате освоения материалов данной главы студент должен:

знать

  • • значение принципов организации и деятельности органов прокуратуры;
  • • понятие и содержание системы принципов организации и деятельности прокуратуры;
  • • содержание отдельных принципов организации и деятельности прокуратуры;

уметь

  • • опираться на принципы организации и деятельности прокуратуры при выявлении законодательных пробелов или коллизий;
  • • оперировать нормами-принципами организации и деятельности органов прокуратуры при решении конкретных проблемных ситуаций;

владеть

навыками работы с законодательными и иными нормативными правовыми актами, опираясь на принципы организации и деятельности органов прокуратуры.

Понятие, признаки принципов организации и деятельности прокуратуры. Значение принципов организации и деятельности прокуратуры.

Традиционно принципы любой сферы деятельности определяются как наиболее общие и существенные идеи, выражающие суть этой самой деятельности. Применительно к прокурорскому надзору следует говорить о принципах как о мировоззренческих идеях основополагающего характера, выраженных в нормах права, определяющих место и роль прокуратуры в механизме осуществления государственной власти, а также устанавливающие цели, задачи ее деятельности, полномочия и правовые средства их реализации.

Для того чтобы раскрыть понятие принципов организации и деятельности органов прокуратуры, уяснить их значение и содержание, охарактеризуем каждый из признаков (рис. 2.1).

Принципы организации и деятельности этого органа власти представляют собой мировоззренческие идеи относительно должного и сущего в организации деятельности прокуратуры.

Присущие всем принципам организации и деятельности органов прокуратуры признаки.

Рис. 2.1. Присущие всем принципам организации и деятельности органов прокуратуры признаки

Это мировоззренческие идеи, имеющие основополагающий характер, т. е. выражающие мировоззрение того общества, в котором формируются. Для того чтобы понять значение мировоззренческой идеи, необходимо рассмотреть содержание и взаимосвязь идеи и мировоззрения.

Идея означает наше представление (мысль) о том, какая должна быть организация системы органов прокуратуры и технология прокурорского надзора, чтобы в полной мере реализовать потребности государства в обеспечении режима законности.

Эти представления должны объективно соотноситься с мировоззрением, существующем на определенном историческом отрезке конкретного общества. Из истории развития прокуратуры можно увидеть, как зависит и изменяется система прокуратуры и технология прокурорского надзора в зависимости от мировоззрения, складывающегося на каждом этапе развития Российского государства.

Примером могут служить реформенные преобразования начала 1990;х гг., когда под воздействием объективных причин социального развития обществом и государственной властью постепенно стала осознаваться потребность в необходимости изменения системы органов и организаций прокуратуры, а также технологии прокурорского надзора в соответствии с изменившейся формой государственного и политического устройства России.

В своих поисках ученые и практические работники обращались к знаниям, накопленным как учеными-процессуалистами дореволюционной России, периода советской эпохи развития государства, так и разработкам ученых и законодательной практике зарубежных стран. Высказывались, например, предложения лишить прокуратуру полномочий по осуществлению надзора за соблюдением и исполнением законов (общего надзора), оставив ей только исключительные полномочия по осуществлению уголовного преследования, поддержанию государственного обвинения в суде и надзору за законностью исполнения назначенных судом наказания и иных мер принудительного характера.

Это объясняется тем, что современное мировоззрение личности, общества или государственной власти разворачивается в форме деятельностного отношения к окружающей объективной реальности. Причем формирование этого отношения носит преобразующий характер. Его структуру можно выразить в следующей методологической схеме (рис. 2.2).

Методологическая схема формирования деятельностного отношения к окружающей объективной реальности.

Рис. 2.2. Методологическая схема формирования деятельностного отношения к окружающей объективной реальности

Анализ всей совокупности имеющейся информации (знаний) о построении системы органов и организаций прокуратуры позволил сформировать у представителей российской научной общественности и государственной власти убеждение в том, каким оно должно быть в современном правовом государстве. Для этого потребовалось много усилий и времени, чтобы осознать и последовательно выразить в нормах Конституции и Законе о прокуратуре идею соотношения интересов государственной власти по обеспечению режима законности в государстве с интересами личности и общества в целом.

Отдельно взятый принцип не оказывает никакого регулирующего воздействия на организацию и деятельность органов прокуратуры. О влиянии принципов на построение технологии прокурорского надзора можно говорить только в том случае, если рассматривать каждый принцип во взаимодействии с другими основополагающими началами в рамках системы.

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры воплощены в нормах права.

Организация и деятельность органов прокуратуры является одним из видов государственной деятельности, она всегда опосредована нормами права. Вне норм права никакой деятельности по осуществлению прокурорского надзора быть не может. Для того чтобы сформировавшаяся в сознании общества и государственной власти идея о должном построении системы органов прокуратуры нашла свое воплощение в нормах права и оказала императивное воздействие на ее деятельность, законодателю необходимо проявить свою волю.

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры проявляются в различных формах и во всех отраслях прокурорского надзора. Они являются властно-распорядительными требованиями как для правоприменителя, так и для законодателя, служат ориентиром, обеспечивающим преемственность при внесении изменений и дополнений в законодательство о прокуратуре.

Тем не менее не существует обязательного правила о том, что принцип должен быть воплощен в виде отдельной нормы или соответствующей главы нормативного правового акта. Формулировка принципа, а также его содержание могут быть выражены как в одной норме, так и в совокупности норм, регламентирующих деятельность органов прокуратуры. В своей деятельности прокуроры руководствуются не только принципами, закрепленными в Законе о прокуратуре, но и мировоззренческими идеями, выраженными в других законах. Так, реализуя свои полномочия в уголовном судопроизводстве, прокурор руководствуется принципами, закрепленными в гл. 2 УПК.

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры отражают как организационный, так и функциональный аспекты прокурорского надзора.

Здесь подразумевается, что, с одной стороны, в принципах содержатся положения, которые определяют организационное построение прокуратуры и ее системное отношение к иным органам государственной власти, политическим партиям, общественным организациям и объединениям и, с другой стороны, они же, помимо этого, определяют функциональный порядок реализации прокуратурой своих полномочий для достижения целей и задач, предусмотренных Конституцией и иными федеральными законами.

Значение принципов организации и деятельности органов прокуратуры (рис. 2.3).

Система принципов организации и деятельности прокуратуры.

Рис. 2.3. Система принципов организации и деятельности прокуратуры

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры играют существенную роль, так как призваны воплощать в себе те идеи общего, мировоззренческого характера, на которых и должна в идеале опираться деятельность прокурорских работников. Роль этих принципов выражается в следующем.

1. Принципы служат ориентиром для законодателя, в соответствии с которым он разрабатывает и принимает законы, регламентирующие организацию и деятельность органов прокуратуры. Принципы законодатель должен учитывать и при формировании других федеральных законов, регулирующих иные общественные отношения, в которых так или иначе принимают участие и органы прокуратуры. Построение правовых норм этих законов должно осуществляться в соответствии с единой системой принципов организации и деятельности прокуратуры, что позволяет достичь согласованности и непротиворечивости в самой деятельности прокурора, которая в свою очередь опосредуется этими нормами.

Например, ст. 17 Закона об ОРД запрещает органам, осуществляющим эту деятельность, использовать конфиденциальное содействие по контракту прокуроров. В основе этой нормы лежит принцип независимости прокуроров. При конструировании уголовно-процессуальных полномочий прокурора законодатель ориентируется на целый ряд принципов, в частности на принцип централизации.

  • 2. Наличие системы принципов позволяет правоприменителю в лице прокурора обеспечивать применение норм права, их толкование в тех случаях, когда возникают ситуации, характеризующиеся недостаточной определенностью, противоречивостью, пробельностью норм. Иначе говоря, для правоприменителя принципы служат «компасом», позволяющим уяснить волю законодателя при возникновении вышеуказанных ситуаций.
  • 3. Принципы, а также полномочия органов прокуратуры законодательно закрепляют существующее положение данного государственного учреждения в системе органов власти, где прокуратура занимает место механизма «сдержек и противовесов» по отношению к силовым структурам страны в интересах реализации идеи правового государства.
  • 4. Принципы обеспечивают рациональное распределение полномочий органов и организаций прокуратуры для достижения целей и задач, стоящих перед прокуратурой.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой