Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Индия до ислама

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Индия в период европейского средневековья не знала таких больших государств, как Маурийское или Кушанское, — во всяком случае до ее исламизации. Со времен Гуптов (IV-VI вв.) для Индии было характерно не столько даже членение ее на арийский север и дравидский юг (речь только о господствующих этнолингвистических группах), сколько почти постоянная неустойчивость политической власти как на севере… Читать ещё >

Индия до ислама (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Индия в период европейского средневековья не знала таких больших государств, как Маурийское или Кушанское, — во всяком случае до ее исламизации. Со времен Гуптов (IV-VI вв.) для Индии было характерно не столько даже членение ее на арийский север и дравидский юг (речь только о господствующих этнолингвистических группах), сколько почти постоянная неустойчивость политической власти как на севере, так и на юге. Эта неустойчивость находила свое отражение в кратковременности и откровенной слабости династий и государств, в сосуществовании и постоянной междоусобной борьбе нескольких, а то и многих одинаково слабых политических образований. Едва ли не каждое из них при случае легко членилось на фактически автономные районы и княжества, в свою очередь ожесточенно боровшиеся между собой за власть. Можно сказать, что это была типичная для феодальной раздробленности картина. Что же касается структуры общества, то она в средневековой Индии в принципе осталась той же, что и прежде. Абсолютно доминировало государство, опиравшееся на структуру власти-собственности с заметно децентрализованной редистрибуцией ренты-налога. Впрочем, степень децентрализации упомянутой редистрибуции во многом зависела от политической ситуации.

Политическая история в VI—XII вв.

На севере страны после Гуптов в конце VI в. наибольшим влиянием пользовалось государство Гауда с центром в Бенгалии. Расширившись за счет завоеваний в Ориссе и Магадхе, это государство при энергичном правителе Шашанке пыталось подчинить себе всю долину Ганга, но, столкнувшись с сопротивлением со стороны государства Стханешвара в районе Джамны, вынуждено было отступить, хотя и не сразу. Когда к власти в Стханешвара пришел Харша, он подчинил себе всю северную часть Индии. Государство Харши просуществовало недолго — примерно столько же, сколько им управлял сам Харша (606−646), сумевший укрепить свою власть, особенно в подчинявшихся непосредственно ему областяхнаместничествах. Впрочем, в его государстве существовали еще и вассально-автономные княжества. Харша имел неплохую по тем временам армию, щедро покровительствовал буддизму (при нем был отстроен знаменитый монастырьуниверситет в Наланде) и пытался даже установить связи с далеким Китаем. Однако эфемерность его государства наглядно видна из зафиксированного в китайских хрониках эпизода.

В 647 г., уже после смерти Харши, в его столицу прибыл китайский посол Ван Сюань-цэ. Враждебно встреченный, этот далекий чужеземец трезво оценил обстановку, собрал в пригималайских районах небольшое войско из тибетцев и непальцев и, присоединив к нему своих спутниковкитайцев, сумел не только разбить армию преемника Харши, но и увез последнего в Китай в качестве пленника. Государство Харши распалось[1].

После этого начался длительный период раздробленности и междоусобиц, осложненный радикальными изменениями в политической ситуации в Северной Индии. Дело в том, что еще на рубеже V—VI вв. в Северо-Западную Индию волна за волной стали прибывать кочевые и полукочевые племена белых гуннов (эфталитов) и гурджаров, что следует считать косвенным влиянием Великого переселения народов. Как бы то ни было, но нашествие гуннов-эфталитов привело в свое время к распаду державы Гуптов. Осев на значительной территории — в Синде, Раджастане, Гуджарате, Мальве, эти воинственные племена в ходе сложного процесса смешения с местным населением и энергичной аккультурации образовали новую этнополитическую общность, сыгравшую, в частности, важную роль в возникновении воинов- раджпутов, ставших в некоторой степени преемниками древних кшатриев.

На протяжении VII—VIII вв. раджпутские раджи в Гуджарате (название от гурджаров) не только укрепили свои позиции и создали хорошо организованное войско, но и сумели отразить нашествие арабов, вынужденных ограничиться лишь завоеванием Синда в 712 г. Добившееся подобных успехов гуджаратское государство Пратихаров объединило вокруг себя практически все раджпутские земли (Раджпутана, Мальва), затем сумело подчинить район Доаба (междуречье Ганга и Джамны), т. е. центральные земли Северной Индии, колыбель ее цивилизации. В борьбе за Доаб Пратихары вели непрестанные войны с другим крупным североиндийским государством — княжеством Палов. На протяжении VIII—IX вв. Доаб не раз переходил из рук в руки, но впоследствии государство Палов с центром в Бихаре и Бенгалии было вынуждено уступить.

Рубеж X—XI вв. отмечен новой (после арабов) волной вторжения мусульман. Махмуд Газневид совершил успешный поход на раджпутское государство Пратихаров, разграбил большую часть Северной Индии и увез с собой немалые ценности. Результатом этого нашествия были присоединение к султанату части долины Инда и распад державы Пратихаров на мелкие раджпутские княжества, наиболее значительные из которых вели, как и заметно ослабевавшее государство Палов, войны с усиливавшимися в это время государствами Южной Индии.

Постепенно индианизировавшийся юг Индии и особенно густо покрытый джунглями Декан с его многочисленными племенами вначале заметно отставали в своем развитии от севера. Однако в первые века нашей эры здесь уже возникло немало самостоятельных государственных образований, часть из которых быстрыми темпами укреплялась и разрасталась. Сложившиеся в III—IV вв. государства Паллавов и Пандиев не только вели борьбу между собой, но и успешно противостояли Гуптам, затем Харше. Возникшее в VII в. в южной части Махараштры княжество Чалукьев начало энергично теснить Паллавов и расти за счет этого государства. Именно Чалукьи отразили попытку Харши завоевать Декан. Но главная забота усилившихся правителей Паллавов и Чалукьев, как и государств Северной Индии, сводилась к тому, чтобы удержать в повиновении мятежных раджей, стремившихся при каждом удобном случае отстоять свою независимость. Естественно, это обусловливало слабость и нестабильность государств.

В середине VIII в. один из таких мятежных княжеских родов — Раштракуты — сумел свергнуть правителей государства Чалукьев, а спустя столетие с небольшим раджа из Чалукьев восстановил эту династию, хотя и ненадолго. В свою очередь, тамильское княжество Чолов в конце IX в. разгромило государство Паллавов и захватило их земли, а в 910 г. та же судьба постигла государство Пандиев. В результате возникло государство Чолов, объединившее под своей властью почти весь Тамилнад. Усилившиеся Чолы вели активную борьбу с Раштракутами, а после успешных войн с североиндийскими Палами (походы на Бенгалию и даже в Бирму) государство Чолов стало сильнейшим на юге Индии. Под его господством оказались даже Цейлон и Мальдивы, а в зависимости от него находились Чалукьи и индонезийское государство Шривиджайя, куда Чолы направили свой сильный военный флот. В начале XII в. Чолы практически контролировали всю Южную Индию, частично даже потеснили раджпутов в Северной Индии, в Гуджарате. Однако уже к концу того же века держава Чолов распалась. В Тамилнаде восстановили свою власть раджи из дома Пандиев. Добились независимости некоторые княжества государства Чалукьев. В Южной Индии вновь разгорелась ожесточенная междоусобная борьба, что в немалой степени облегчило задачу мусульманских завоевателей, вторгшихся на рубеже XII—XIII вв. в Северную Индию, где раджпутские раджи не смогли организовать им сопротивление.

  • [1] Следует оговориться, что некоторые современные индийские историки оспаривают этот факт. Они полагают, что упомянутый эпизод не имеет отношения к государству Харши, а произошел в каком-либо из мелких пригималайских княжеств. Но государство Харши, тем не менее, быстро распалось.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой