Особенности христианизации Западной Алании во второй половине VII-XIV вв
Диссертация
Гораздо большего внимания заслуживает монография В. А. Кузнецова «Христианство на Северном Кавказе до XV в.» {Кузнецов, 2002). В ней автор, опираясь на широкий круг письменных и археологических источников, в том числе добытых в ходе организованных им на протяжении 1950;1980;х гг. экспедиций, рассматривает вопросы, связанные со временем, путями проникновения и последующей историей христианства… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ИСТОЧНИКИ О ХРИСТИАНИЗАЦИИ ЗАПАДНОЙ АЛАНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ VII — XIV ВВ
- I. 1. Письменные источники о христианизации и особенностях христианства алан
- I. 1. 1. Византийские источники
- I. 1.2. Арабские источники
- I. 2. Археологические источники о христианстве алан
- I. 2. 1. Характеристика христианских погребений Западной Алании на примере христианских могильников Гилячского, Адиюхского и Нижне-Архызского городищ
- I. 2. 2. Половозрастной и социальный состав погребённых
- I. 2. 3. Обряд обезвреживания погребённых как одна из возможных причин нарушения костяков в христианских захоронениях
- I. 2. 4. Особенности погребальной обрядности христианских
- II. 1. Письменные источники о возможности проникновения зороастризма в Западную Аланию
- II. 2. Археологические источники проникновения зороастризма
- II. 2. 1. Скальные, склеповые могильники и погребения в каменных ящиках
- II. 2. 2. Дольменообразные склепы — один из видов зороастрийских погребальных сооружений Западной Алании
- II. 2. 3. Аланский костюм VII — первой половины XI вв. как свидетельство присутствия зороастрийских верований .119 II. 3. Ономастика Северо-Западного Кавказа о зороастризме алан
- II. 4. Этнографические источники о следах зороастрийских верований в культуре осетин и их соседей
- III. 1. Общие черты в догматике зороастризма и христианства
- III. 2. Письменные источники как свидетельства зороастрийскохристианского синкретизма в верованиях алан
- III. 3. Археологические источники зороастрийско-христианского синкретизма
- III. 3. 1. Культовые комплексы Кяфарского, Гилячского и Нижне-Архызского городищ как свидетельства зороастрийско-христианского синкретизма
- III. 3. 2. Южный Зеленчукский храм — памятник синкретизма раннего христианства и зороастризма
Список литературы
- Авеста в русских переводах (1861—1996). 1998 / Сост., общ. ред., примеч., справочный раздел И. В. Рака. СПб. — 480 с.
- Авеста. 1992. Избранные гимны из Видевдата / Пер. с авест., предисл., примеч. и словарь И. М. Стеблина-Каменского. М. — 205 с.
- Агафий Миренейский. О царствовании Юстиниана Электронный ресурс.- Кн. III, 15 / Пер. М. В. Левченко: Bible Studies. Русские страницы. Библиотека. Тексты V-VIII. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www. biblicalstudies.ru/Lib/Father5 8/AaafiusM4.html
- АКАК. 1878. Т. IX. Тифлис. — 1013 с.
- Алемань А. 2003. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. — М. 608 с.
- Апокрифы древних христиан. 1989. Исследование, тексты, комментарии. М. — 336 с.
- Армянские источники об аланах. 1985 / Сост. Р. А. Габриелян. Сер. 1 № 3 (45). Вып. I. Ереван. — 64 с.
- Библия. 1991. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические / В русском переводе с параллельными местами. М. — 1230 с.
- Гаты Заратуштры. 2000. / Вступ., стихотворный пер. с авестийского, коммент. И. М. Себлин-Каменского // ВДИ. № 2. С. 290−300.
- Геродот. 1972. История в девяти книгах / Пер. и примеч. Г. А. Стратановского. — Л. 600 с.
- Егише Вардапет. 1853. История. Борьба Христианства с учением Зороастровым в пятом столетии, в Армении / Пер. с арм. П. Шаншиева. -Тифлис. 93 с.
- Житие ripen. Максима Исповедника Электронный’ресурс. — Жизнь, дела и подвиги преславного и блаженнейшего отца нашего и исповедника Максима, и о двух учениках его. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.romanitas. ru/lifes/001.htm
- Караулов Н. А. 1903. Сведения арабских географов IX и X вв. по P. X. о Кавказе, Армении и Адербейджане. Ибн-Рустэ / Пер. с араб, и прим. Н. А. Караулова // СМОМПК. Вып. XXXII. Тифлис. — С. 1−63.
- Караулов Н. А. 1908. Сведения арабских географов IX и X вв. по P. X. о Кавказе, Армении и Адербейджане. Масуди / Пер. с араб, и прим. Н. А. Караулова // СМОМПК. Вып. XXXVIII. Тифлис. — С. 1−130.
- Менандр Византиец. I860. Продолжение истории Агафиевой // Византийские историки / Пер. С. Дестуниса. СПб. — С. 3−479.
- Мухаммад ибн Наджиб Бекран. Описание мира Электронный ресурс. = Джахан-Наме / Пер. 3. Н. Ворожейкиной: Материалы по истории киргизов и Киргизии. Электрон, дан. — М., 1973. — Режим доступа: http://www.vostlit. narod.ru/Texts/rus4/Bekran/text.htm
- Преп. Максим Исповедник Электронный ресурс. — Кн. I, 3: Bible Studies. Русские страницы. Библиотека. Книги. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.biblicalstudies.ru/Books/Flor58−7.html
- Прибавление к изданию творений святых отцов в русском переводе. 1861. Часть XX. М. — 99 с.
- Прокопий Кесарийский Электронный ресурс. — Война с готами. О Постройках / Пер. С. П. Кондратьева. Электрон, дан. — Режим доступа: http://vostlit.narod.ru/Texts/rus/Prokop/got31 .htm
- Прокопий Кесарийский. 2000. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история / Пер. с греч., вступ. статья, коммент. А. А. Чекаловой. СПб. -543 с.
- Ригведа. 1999. Мандалы IX-X / Изд. подгот. Т. Я. Елизаренкова. М. -767 с.
- Рубрук Гилъом. 1957. Путешествие в Восточные страны // Плано Карпини Дж. дель. История Монгалов / Пер. А. И. Малеина. М. — 460 с.
- Юргевич В. 1863. Рассказ римско-католического миссионера доминиканца Юлиана о путешествии в страну приволжских венгерцев // ЗООИД. T.V. Одесса. — С. 786−808.
- Абрамова М. П. 1997. Ранние аланы Северного Кавказа III—V вв. н.э. М. — 165 с.
- Авдиенко В. Г. 1979. Этносфера Алании как фактор христианизации (к постановке проблемы) // Археология и вопросы этнической истории Северного Кавказа. Сборник научных трудов. Грозный. — С. 102−105.
- Агабекое С. Кафиристан Электронный ресурс.: Форум «Евразийского исторического сервера» [Русская версия Invision Power Board] - Дравиды и Индо-арийцы, Нуристанцы. — Электрон, дан. — Режим доступа: http://www. forum.eiirasica.ru/ptopic988.html
- Алексеева Е. П. 1966. Памятники меотской и сармато-аланской культуры Карачаево-Черкесии // Тр. КЧНИИ, вып. V. — Ставрополь. С. 132−260.
- Алексеева Е. П. 1971. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. М. — 355 с.
- Алексеева Е. П. 1976. Этнические связи сарматов и ранних алан с местным население Северо-Западного Кавказа (III в. до н. э. IV в. н. э.). -Черкесск. — 184 с.
- Алексеева Е. П. 1986. Этногенез народов Ставрополья (XIV-XVI вв.) // Очерки истории Ставропольского края, т. I. Ставрополь. — С. 110−126.
- Анучин Д. Н. 1893. Гяур // Брокгауз Ф. А., Ефрон А. И. Энциклопедический словарь. Т. IX а. СПб. — С. 972.
- Анучин Д. Н. 1895. Кафиры // Брокгауз Ф. А., Ефрон А. И. Энциклопедический словарь. Т. XIV а. СПб. — С. 91−92.
- Анчабадзе 3. В. 1959. Из истории средневековой Абхазии (VI-XVII вв.). -Сухуми. 306 с.
- Аржанцева И. А., Албегова 3. X. 1999. Культовые камни Кяфарского городища (ещё раз о религиозном дуализме алан) // Древности Северного Кавказа. М. — С. 183−200.
- Астрономический ежегодник СССР на 1985 год. 1982. Т. 64. М. — 736 с.
- Афанасьев Г. Е., РуничА. П. 2001. Мокрая Балка. Вып. 1: Дневник раскопок. М. — 252 с.
- Афанасьев К. Н. 1976. 100 футов // Средневековая Русь. М. — С. 141 146.
- Афанасьев КН. 1986. Типологический и пропорциональный анализ Верхнекубанской группы храмов Северного Кавказа // Новые материалы поархеологии Центрального Кавказа в древности и средневековье. -Орджоникидзе. С. 105−119.
- Барлай К, Надь Ш. 2002. Канна: повторный визит в средневековый монастырь // Астрономия древних обществ. М. — С. 189−198.
- Барсов Н. 1895. Крест Иисуса Христа и его изображения // Брокгауз Ф. А., Ефрон А. И. Энциклопедический словарь. Т. XIV а. СПб. -С. 654−658.
- Белецкий Д. В., Виноградов А. Ю. 2005. Фрески Сентинского храма и проблемы истории аланского христианства в X в. // РА. № 1. — С. 130−142.
- Берзенов Н. 1850. Очерки Осетии. «Чинз-ахсав. Сой-сой» // «Кавказ». № 95.
- Бессонова С. С. 1983. Религиозные представления скифов. Киев. -138 с.
- Бетрозов Р. Ж. 1991. Происхождение и этно-культурные связи адыгов. -Нальчик. 166 с.
- Биджиев X. X., Гадло А. В. 1979. Раскопки Хумаринского городища в 1974 году // Археология и этнография Карачаево-Черкесии. Черкесск.
- Биджиев X. X. 1983. Хумаринское городище. Черкесск. — 168 с.
- Биджиев X. X. 1992. Святилище из Хумаринского городища // XVII Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. Майкоп. — С. 74−75.
- Болелов С. Б. 1987. Погребальный обряд и погребальные сооружения эпохи раннего средневековья на территории Северного Тохаристана // Культура и искусство народов Востока. Тезисы конференции молодых учёных. — М.1. С. 7.
- Бойс М. 1988. Зороастрийцы. Верования и обычаи / Пер. с английского и примечания И. М. Себлин-Каменского. М. — 303 с.
- Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. 1983. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. М. — 206 с.
- Бородина И. Ф. 1970а. Архитектура Мидии. Архитектура Ирана//ВИА. Т. 1.-М. -С. 291−295.
- Бородина И. Ф. 19 706. Архитектура ахеменидского периода // ВИА. Т. 1. -М.-С. 295−313.
- Брагинский И. С. 1998. Авеста // Авеста в русских переводах (1861 -1996). СПб. — 480 с.
- Бриллиантов А. 1917. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника // ХВ. Т. VI. Вып. I. Пг. — С. 336.
- Брунов Н. И. 1966. Архитектура Византии // ВИА. Т. 3. М., Л. — С. 16 160.
- Булич С. К. 1897. Парсизм // Брокгауз Ф. А., Ефрон А. И. Энциклопедический словарь. Т. XXIIа. СПб. — С. 881−884.
- Винклер П. ф. 1893. Крест, геральдическая фигура // Брокгауз Ф. А., Ефрон А. И. Энциклопедический словарь. Т. XVIа. СПб. — С. 656а.
- Ванеев 3. H. 1989. Избранные работы по истории осетинского народа. — Цхинвал. 420 с.
- Виноградов А. Ю. Очерк истории аланского христианства в X—XII вв.. Электронный ресурс. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.mzh. mrezha.ru/VinHAlHr.doc
- Виноградов В. Б. 1965. Сиракский союз племён на Северном Кавказе // CA. № 1.-С. 108−122.
- Водовозова Е. Н. 1888. Жизнь европейских народов. Том. 1. Изд. 4. -СПб. 552 с.
- Воронина В. Л. 1970а. Архитектура Парфии // ВИА. Т. 1. М. — С. 314 328.
- Воронина В. Л. 19 706. Архитектура сасанидского периода // ВИА. Т. 1. — М.-С. 328−347.
- Воронов Ю. Н. 1977. Древности Военно-Сухумской дороги. Сухуми. -76 с.
- Воронов Ю. Н. 1979. Материалы по археологии Абазги и Санигии (II-VII вв.) // Материалы по археологии Абхазии. Сборник. Тбилиси. — С. 49−69.
- Воронов Ю. Н. 1985. О дате оборонительной системы Апсилии // Известия АИЯЛИ. Вып. XIII. Тбилиси.
- Воронов Ю. Н., Бгажба О. X. 1987. Крепость Цибилиум один из узлов кавказского лимеса юстиниановской эпохи // ВВ. Т. 48. — М.-С. 70−132.
- Восток в средние века Электронный ресурс. — Гл. III. Средняя Азия III—XIII вв. (до монгольского завоевания). Электрон, дан. — Режим доступа: http ://www. gumilevica.kulichki.net/HE2/he2306. htm
- Гаглойти Ю. С. 1966. Аланы и вопросы этногенеза осетин. Тбилиси. -253 с.
- Гаджиев М. С. 2007. Зороастрийский погребальный комплекс близ Дербента // РА. № 4. С. 51−62.
- Гадло А. В. 1994. Этническая история Северного Кавказа X—XIII вв. -СПб.-238 с.
- Ганн К. 1909. Первый опыт объяснений кавказских географических названий // СМОМПК. Вып. ХХХХ. Тифлис. — С. 115−164.
- Гарданов Б. А. 1960. Исторический очерк // Народы Кавказа / Под общ. ред. чл.-корр. АН СССР С. П. Толстова. Т. I. М. — С. 63−137.
- Гатиев Б. 1875. Кое-что о суеверных и разорительных обычаях осетин // «Кавказ». № 77.
- Гатуев А. 1903. Христианство в Осетии. — Владикавказ. — 118 с.
- Голан А. 1994. Миф и символ. Иерусалим. М. — 371 с.
- Гедеон, митроп. Ставропольский и Бакинский. 1992. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. -М., Пятигорск. — 192 с.
- Герасимова М. М. Равнины и горы в процессе paco- и этнообразования осетин Электронный ресурс. — Этнообразование осетин. Иранцы: Этножурнал. Электрон, журн. — Режим доступа: http://www.ethnonet.ru/lib/0404−02.html
- Грантовский Э. А. 1971. Гебры // БСЭ. Т. 6. М. — С. 174.
- Гумилёв Л. Н., Кузнецов Б. И. 1993. Две традиции древнетибетской картографии // Гумилёв JL Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М. -С. 436−456.
- Гунба М. И. 1989. Абхазия в первом тысячелетии н. э. (социально-экономические и политические отношения). Сухуми. — 254 с.
- Демаков А. А. 1990. К вопросу об этнической принадлежности скальныхзахоронений // Вопросы древней и средневековой археологии Карачаево-Черкесии. Черкесск. — С. 36−48.
- Демаков А. А., Орфинская О. В. 1999. Скальное погребение IX в. из Нижне-Архызского городища // III Минаевские чтения. Материалы научной конференции. Ставрополь. — С. 71−80.
- Демаков, А А., Фоменко Д. А. 1999. Археоастрономические исследования на Нижне-Архызском городище // Археоастрономические исследования. -Нижний Архыз. С. 4−15.
- Демаков А. А., ЧумакИ. Л. 1988. К вопросу об исторической интерпретации верхнекубанской группы храмов X века // Методика исследования и интерпретация археологических материалов Северного Кавказа. Орджоникидзе. — С. 123−134.
- Дёмин В. Н. 2004. Русь сакральная. М. — 464 с.
- Джанашвили М. Г. Известия грузинских летописей и историков о Херсонесе, Готфии, Осетии, Хазарии, Дидоэтии и России // СМОМПК. Вып. XXVI.-Тифлис, 1899.-С. 1−104.
- Дзаттиаты Р. Г. 2006. Царциатские памятники: едысское городище и могильники. Владикавказ. — 175 с.
- Додэ 3. В. 1994. Костюмы персонажей Кяфарской гробницы // Аланская гробница XI века. Ставрополь. — С 36−50.
- Доде 3. В. 2001. Средневековый костюм народов Северного Кавказа. Очерки истории. М. — 136 с.
- Дорофей (Дбар), иеромонах, 2005. История христианства в Абхазии в первом тысячелетии. Новый Афон. — 264 с.
- Дорошенко Е. А. 1982. Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк). М. — 133 с.
- Дорошенко Е. А. Зороастризм: верования и обычаи Электронный ресурс.: Аванта+. Религии мира. ч. 1. ]. Электрон, дан. — Режим доступа: 11Ир://шшш.ауап1а.ш/тс1ех.азр?Кос1=111&тоёе=54&8Ьоуу=115
- Дряхлое В. Н. 2004. Христиане в языческих сообществах раннего средневековья // Мир Православия: Сб. ст. Вып. 5. Волгоград. — С. 67−79.
- Дьяконов И. М. 1965. История Мидии от древнейших времён до конца IV в. до н. э. М., Л. — 485 с.
- Емельянов В. М. Заратустра продолжает говорить Электронный ресурс. Поклонники Огня и Солнца борются со злом: НГ Религии — Вера и люди: зороастризм. Электрон, журн. — Режим доступа: http://www.religion. ng.ru/people/2003−09−03/3 zaratustra. html
- Зороастризм в средневековом Дагестане Электронный ресурс.: Русский Анджоман — Благоверие. Мир Благой Веры. Наследие. Россия. Кавказ. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.blagoverie.org/heritage/ Russia/Caucasus/Kubachi.phtml
- Иванеско А. Е. 1997. О нартовском народе царциате // Исторические этюды. Вып. 2. Ростов-на-Дону. — С. 30−39.
- Иванов В. В., Топоров В. Н. 1991. Бесы // Мифологический словарь. М. -С. 92.
- Иванов С. А. 2003. Византийское миссионерство. М. — 376 с.
- Иерусалимская А. А. 1985. Находки предметов христианского культа в могильнике Мощевая Балка. Художественные памятники и проблемы культуры Востока. Л. — С. 101−112.
- Иерусалимская А. А. 1992. «Кавказ на шёлковом пути». Каталог выставки. СПб. — 72 с.
- Иессен А. А. 1941. Археологические памятники Кабардино-Балкарии // МИА. № 3. С. 3−38.
- Ионова С. X. 1993. Абазинская топонимия. Черкесск. — 270 с.
- Каминская И. В. 1992. Исследование Ильичёвского городища на Урупе // XVII Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. Майкоп. — С. 7577.
- Каминская И. В. 1988. Новые исследования Нижне-Архызского городища в Карачаево-Черкесии // XV Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. Тезисы докладов. Махачкала. — С. 69−71.
- Калоев Б. А., Такаева Н.Ф. I960. Осетины // Народы Кавказа / Под общ. ред. чл.-корр. АН СССР С. П. Толстова. Т. I. М. — С. 274−244.
- Калоев Б. А. 1971. Осетины. (Историко-этнографическое исследование). М. — 357 с.
- Калоев Б. А. 1984. Похоронные обычаи и обряды осетин в XVIII начале XX вв. // Кавказский этнографический сборник, VIII. — М. — С. 72−105.
- Кардини Ф. 1987. Истоки средневекового рыцарства / Пер. с ит. В. И. Уколовой. М. — 384 с.
- Клапрот Г.-Ю. 1992. Доклад, в котором доказывается идентичность осетин народности Кавказа и средневековых алан // Аланы и Кавказ. -Владикавказ, Цхинвал. С. 233−238.
- Ковалевский М. М. 1902. Поклонение предкам у кавказских народов // «Кавказ». № 109.
- Ковалевская В. Б. 1981. Северокавказские древности // Археология СССР. Степи Европейской части СССР в эпоху средневековья. М. — С. 83−187.
- Ковалевская В. Б. 1984. Кавказ и аланы. Века и народы. М. — 192 с.
- Ковалевская В. Б. 2005. Кавказ — скифы, сарматы, аланы (I тыс. до н. э. — I тыс. н. э.). М. — 398 с.
- Коков Дж. Н. 1974. Адыгская (черкесская) топонимия. Нальчик. -С. 316.
- Колесник В. А. 2006. Проблемы реставрации христианского храма IX—X вв. по р. Бзыбь // Первая Абхазская международная археологическая конференция: Материалы. Сухум. — С. 35−38.
- Коробов Д. С. 2003. Социальная организация алан Северного Кавказа: IV—IX вв. н. э. СПб. — 389 с.
- Коробов Д. С. 2004. К вопросу о скальных захоронениях Кисловодской котловины // Проблемы древней истории и культуры Северного Кавказа. М. -С. 83−99.
- Кошеленко Г А. 1964. Культура Парфии. М. — 220 с.
- Крюкова В. Ю. «Жёлтые четырёхглазые, белые желтоухие» собаки «Авесты» Электронный ресурс.: Международный Клуб CAO. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.cao .ru/index.php?id=5 8
- Крюкова В. Ю. Собака и человек Электронный ресурс. — Собака в зороастризме: Искусство. Религия. Общество. — Электрон, журн. — Режим
- J доступа: http://www.dog-info.narod.ru/zoroastr.htm
- Крянев Ю. В., Павлова Т. П. 1989. Двоеверие на Руси // Как была крещенаi Русь.-M.-С. 304−314.5 ь
- КубановА. X. 1987. К вопросу об этническом составе населения Западной Алании // Вопросы археологии и традиционной этнографии Карачаево-Черкесии. Черкесск. — С. 45−59.
- Кудрявцев А. А. 1998. Этапы распространения христианства на Северном Кавказе // II Минаевские чтения. Тезисы докладов. Ставрополь. — С. 22−26.
- Кузнецов В. А. 1962. Аланские племена Северного Кавказа // МИА. № 106.- 164 с.
- Кузнецов В. А. 1963. Археологические исследования в верховьях Кубани (1960−1961 гг.) // КСИА. Вып. 96. С. 83−93.
- Кузнецов В. А. 1964. Раскопки аланских городов Северного Кавказа в 1962 г.//КСИА. Вып. 98.-С. 107−115.
- Кузнецов В. А. 1968. Средний Зеленчукский храм // СА. № 3. С. 137 147.
- Кузнецов В. А. 1971. Алания в X—XIII вв. Орджоникидзе. — 198 с.
- Кузнецов В. А. 1975. Аланская культура Центрального Кавказа и её локальные варианты в V—XIII вв. // Материалы по археологии и древней истории Северной Осетии, т. III. Орджоникидзе. — С. 21−36.
- Кузнецов В. А. 1977а. Зодчество феодальной Алании. Орджоникидзе. -176 с.
- Кузнецов В. А. 19 776. В верховьях Большого Зеленчука. М. — 168 с.
- Кузнецов В. А. 1978. Христианство в Алании до X в. // ИЮОНИИ. Вып. XXIII. Тбилиси.
- Кузнецов В. А. 1980. Аланский культ солнца и огня // X Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа (тезисы докладов и сообщений). М. -С. 53−54.
- Кузнецов В. А. 1986. Нижне-Архызское городище X—XII вв. -раннефеодальный город Алании (историко-географическая характеристика и некоторые итоги исследований) // Новое в археологии Северного Кавказа. М. -С. 230−247.
- Кузнецов В. А. 1988. Дургулель Великий и Нижний Архыз // Методика исследования и интерпретация археологических материалов Северного Кавказа. Орджоникидзе. — С. 76−92.
- Кузнецов В. А. 1993а. Нижний Архыз в Х-ХИ веках: К истории средневековых городов Северного Кавказа. — Ставрополь. — 464 с.
- Кузнецов В. А. 19 936. Алано-осетинские этюды. Владикавказ. — 184 с.
- Кузнецов В. А., Рудницкий Р. Р. 1998. Поселение «Козьи скалы» у горы Бештау // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып. 1. Археология. Ставрополь. — С. 297−331.
- Кузнецов В. А. 2002. Христианство на Северном Кавказе до XV века. -Владикавказ. 159 с.
- Кузнецов В. А. 2004. Введение в кавказоведение (Историко-этнологические очерки народов Северного Кавказа). Владикавказ. — 184 с.
- Кузьмин Н. Ю. 1991. Ограбление или обряд? // Реконструкция древних верований: источники, метод, обряд. — СПб.
- Кулаковский Ю. А. 2000. Христианство у алан // Избранные труды по истории аланов и Сарматии. СПб. — 318 с.
- Лавров Л. И. 1959. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев // Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. М. — С. 117−126.
- ЛайпановХ. О. 1957. К истории карачаевцев и балкарцев. Черкесск. -67 с.
- ЛеГофф Ж. 1992. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. Ю. JI. Бессмертного. -М. — 376 с.
- Лелеков Л. А. 1991а. Ахурамазда // Мифологический словарь. М. -С. 77.
- Лелеков Л. А. 19 916. Заратуштра // Мифологический словарь. М. -С. 218.
- Лелеков Л. А. 1991 в. Спента-Майнью // Мифологический словарь. М. -С. 511.
- Лелекое Л. А. 1991г. Тахма-Урупа // Мифологический словарь. М. -С.533.
- Лелекое Л. А. 1991 д. Тиштрйа // Мифологический словарь. М. — С. 542.
- Лелекое Л. А. Историографическая хроника развития науки об Авесте в XIX—XX вв.. Электронный ресурс. — Гл. 2: Авеста в современной науке. -Электрон, дан. М., 1992. — Режим доступа: http://www.avesta.isatr.org/zoroastr/ Lelekov0202. htm
- Ложкин M. H. 1984. Аланы на Урупе. (Археологический очерк) // Вопросы археологии и этнографии Северной Осетии. Орджоникидзе. — С. 2963.
- Луконин В. Г. 1979. Иран III в. Новые материалы и опыт исторической реконструкции. М. — 174 с.
- Луконин В. Г. Хосров II и Анахита. Христианство и маздеизм в раннесредневековой Персии Электронный ресурс. — Христианство в Иране Хосрова: Библиотека Якова Кротова. Электрон, дан. — Режим доступа: http:// www, kroto v. info/hi story/06/3/hosrov.htm
- Любарский Я Н. 1986. Замечания о Николае Мистике в связи с изданием его сочинений // ВВ. Т. 47. С. 101−108/
- Магометов А. X. 1974. Общественный строй и быт осетин (XVIII-XIX вв.). Орджоникидзе. — 373 с.
- Макарий, архиеп. Харьковский. 1868. История христианства в России до равноапостольного Князя Владимира. 2-е изд. СПб. — 350 с.
- Маковелъский А. О. 1960. Авеста. Баку. — 144 с.
- Малахов С. Н. 1990. Христианизация Алании по письмам Николая Мистика: проблемы хронологии // Межвузовская научно-теоретическая конференция преподавателей. Тезисы докладов. Петропавловск-Камчатский.
- Малахов С. Н. 1992. Христианизация Алании в 912−922 гг. по письмам константинопольского патриарха Николая Мистика // Научные чтения по всеобщей истории, посвященные памяти академика С. Д. Сказкина (тезисы докладов). Ростов-на-Дону.
- Малахов С. H. 2000. Христианизация Алании в 912−922 гг. (по письмам Николая Мистика) // Мир православия. Сборник научных статей. Вып. III. -Волгоград. С. 28−36.
- Малахов С. Н. 2002. О датировке христианских памятников Нижнего Архыза // XXII Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа (тезисы докладов). Ессентуки, Кисловодск. — С. 83−85.
- Малашев Ю. В. 2001. Керамика раннесредневекового могильника Мокрая Балка. -М. 149 с.
- Малинова Р., Малина Я. 1988. Прыжок в прошлое: Эксперимент раскрывает тайны дальних эпох. М. — 271 с.
- Мамаев M. М. Межконфессиональные отношения Электронный ресурс. — О зороастризме в средневековом Дагестане: Дагестан: история, политика, религия. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.dhis.dgu.ru/ religl l. htm
- Марковин В. И. 1983. Дольменные постройки в бассейне р. Кяфар // CA. № 3. С. 90−109.
- Марковин В. И., Мунчаев Р. М. 2003. Северный Кавказ. Очерки древней и средневековой истории и культуры. Тула. — 340 с.
- Медведев А. П., Матвеев Ю. П., Сафонов И. Е. 2008. Сарматское «княжеское» погребение у южной окраины г. Липецка // Медведев А. П. Сарматы в верховьях Танаиса М. — 235 с.
- Мейтарчиян М. Б. 1987. Роль М. Бойс в изучении зороастрийского погребального обряда // Культура и искусство народов Востока. Тезисы конференции молодых учёных. М. — С. 68−69.
- Мейтарчиян М. Б. 2001. Погребальные обряды зороастрийцев. М., СПб.-245 с.
- Миллер В. 1992. Осетинские этюды. (Репринт, изд. с Уч. записок императ. Московского ун-та. Т. I—III. М., 1881−1887). — Владикавказ. 716 с.
- Милъков В. В., Пилюгина Н. Б. 1987. Христианство и язычество: проблема двоеверия // Введение христианства на Руси. М. — С. 263−273.
- Минаева Т. М. 1951. Археологические памятники на р. Гиляч в верховьях Кубани И МИА. № 23. С. 273−301.
- Минаева Т. М. 1955. Городище на балке Адиюх в Черкесии // Сб. научных трудов СГПИ. Вып. 9. Ставрополь. — С. 129−171.
- Минаева Т. М. 1971. К истории алан Верхнего Прикубанья по археологическим данным. Ставрополь. — 248 с.
- Минаева Т. М. 1982. Раскопки святилища и могильника возле городища Гиляч в 1965 г. // Древности Великого переселения народов V—VIII вв.еков. М. -С. 222−234.
- МодиД. Д. Ритуал Навджот у парсов Электронный ресурс. / Пер. П. Марцинюк, Д. Зартошти: Благоверие. Суждения. Статьи. Электрон, журн. -Режим доступа: http://wvw.blao, overie.ru/taxonomy/term/25
- Найденко А. В. 1986. История края в период раннего средневековья (IV-XIII вв.) // Очерки истории Ставропольского края, т. I. Ставрополь. — С. 65 110.
- Настольная книга атеиста. 1981. Словарь / Под общ. ред. С. Д. Сказкина. М. — 430 с.
- Нечаева JI. Г. 1975. О генетической связи аланской и осетинской культур позднего средневековья // МАДИСО. Орджоникидзе. — С. 35−49.
- Новосёлов М. А. Письма друзьям Электронный ресурс. — Письмо четырнадцатое: Православная беседа. Библиотека. Электрон, дан. — М., 1994. — Режим доступа: http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page= book&id=262
- Новосельцев А. П. I960. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. — М. 261 с.
- Новосельцев А. П. 1989. Христианство, ислам и иудаизм в странах Восточной Европы и Кавказа в средние века // ВИ. 9.
- Ольховский В. С., Евдокимов Г. Л. 1994. Скифские изваяния VII—III вв. до н. э.-М.- 188 с.
- Омельченко А. Коропластика Восточной Кашкадарьи античного времени Электронный ресурс.: San’at. Электрон, журн. — Режим доступа: http://www.sanat.orexca.com/rus/archive/1 -03/history art 1. shtml
- Охонько Н. А. 1994.Семантика изображений аланской гробницы XI в. Кяфарского городища // Аланская гробница XI века. Ставрополь. — С. 3−34.
- Перфильева Л. А. 1996. Купольные храмы Западной Алании в контексте средневизантийской архитектурной традиции // Искусство Византии и Древней Руси. Тезисы докладов конференции. СПб.
- Погребной А. Ю. 2004. Загадка южного Зеленчукского храма // Вестник СГПИ. Вып. 4. Ставрополь. — С. 142−149.
- Погребной А. Ю. 20 056. К вопросу об этническом составе средневекового населения Верхней Кубани по данным топонимики // Вестник СГПИ. Вып. 6. -Ставрополь. — С. 155−164.
- Погребной А. Ю. 2006в. Причины разнообразия форм христианских погребальных сооружений Западной Алании в X—XIII вв. (к постановке проблемы) // Вестник СГПИ. Вып. 7. Ставрополь. — С. 116−121.
- Погребной А. Ю. 2006г. К вопросу об интерпретации одного культового комплекса Нижне-Архызского городища // Первая Абхазская Международная археологическая конференция: Материалы. Сухум. — С. 277−280.
- Погребной А. Ю. 2006д. К вопросу об одном из ранних контактов алан Северного Кавказа с христианством // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Приложение. № 11. Ростов-на-Дону. — С. 32−49.
- Погребной А. Ю. 20 096. Об эволюции аланской погребальной практики в раннем средневековье в условиях Северного Кавказа // Научные проблемы гуманитарных исследований. Вып. 7. Пятигорск. — С. 22−32.
- Полевой В. М. 1984. Искусство Греции. В 2-х т. Т. 1. М. — 408 с.
- Попова О. 1987. Византийское искусство // Очерки истории искусства. -М.-С. 242−303.
- Прозрнтелев Г. Н. 1913. Мумии балкарских могильников Терской области, Нальчикского округа // Труды Ставропольской Учёной Архивной Комиссии. Т. 5. Отдел II. Статьи по археологии. Ставрополь. — С. 1−3.
- Происхождение осетинского народа (мат-лы научн. сессии/ 1967. -Орджоникидзе. 336 с.
- Прокопенко Ю. А. 2009. Сасанидские геммы (и инталии) и подражания им из памятников Северного Кавказа // Из истории и культуры народов
- Северного Кавказа: Сборник научных статей. Вып. 1. Ставрополь. — С. 368 371.
- Птицын Г. В. 1947. К вопросу о географии Шах-наме // Труды отдела истории культуры и искусства Востока. Т. IV. JI.
- Рак И. В. 1998. Авеста в русских переводах (1861—1996) / Сост., общ. ред., примеч., справочный раздел И. В. Рака. — СПб. 480 с.
- Рапов О. М. 1987. Официальное крещение Руси в конце X в. // Ведение христианства на Руси. М. — С. 92−123.
- Ртвеладзе Э. В. 1983. Могильник Кушанского времени у Ялангтуш-тепе // СА. № 2. С. 125−143.
- Рудницкий Р. Р. 2001. О зороастризме у алан в VII—IX вв. // Историко-археологический альманах. Вып. 7. Армавир, М. — С. 75−86.
- Рунич А. П. 1971. Скальные захоронения в окрестностях Кисловодска // СА. № 2. С. 167−178.
- Русанова И. П., Тимощук Б. А. 1986. Збручское святилище (предварительное сообщение) // СА. № 4. С. 90−99.
- Русско-персидский словарь. 1986. — М. — 829 с.
- Рыбаков Б. А. 1981. Язычество древних славян. М. — 592 с.
- Рыбаков Б. А. 1987. Язычество Древней Руси. М. — 744 с.
- Рыбаков Б. А. 1993. Киевская Русь и русские княжества XII XIII вв. -М. — 592 с.
- Савенко С. Н. 1994. Состояние и перспективы изучения археологических памятников Кавминвод (на материалах эпохи средневековья) // XVIII «Крупновские чтения». Тезисы докладов. Кисловодск. — С. 6−10.
- Савенко С. Н. 1998. Т. М. Минаева, местные краеведы и исследования скальных могильников Кавминвод // II Минаевские чтения. Тезисы докладов. -Ставрополь. С. 78−82.
- Савченко Е. И. 1999. Мощевая балка узловой пункт Великого шёлкового пути // РА. № 1. — С. 125−141.
- Свенцщкая И. С. 1987. Раннее христианство: страницы истории. М. -336 с.
- Свенцщкая И. С. 1989. Протоевангелие Иакова // Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии. -М. — 336 с.
- Семёнов П. М. 1995. Святилище в Пайкенде // Эрмитажные чтения 19 861 994 годов памяти В. Г. Луконина (21.1.1932 10.XI.1984). — СПб. — С. 171−176.
- Скитский Б. 1947. Очерки по истории осетинского народа с древнейших времён до 1867 г. // Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Т. XI. Дзауджикау. — 198 с.
- Словарь иностранных слов. 1964. — М. — 784 с.
- Стеблин-Каменский И. М. 1992. Авеста: Избранные гимны из Видевдата / Пер. с авест., предисл., примеч. и словарь И. М. Стеблин-Каменского. М. — С. 3−11, 202−205.
- Стеблин-Каменский И. М. 2000. Гаты Заратуштры / Вступ., стихотворный пер. с авестийского, коммент. И. М. Себлин-Каменского // ВДИ. № 2.-С. 290−293.
- Студинецкая Е. Н. 1989. Одежда народов Северного Кавказа XVIII—XX вв. М. — 286 с.
- Сысоев В. М. 1898. Поездка на рр.: Зеленчук, Кубань и Теберду, летом 1895 года. // МАК. Вып. VII. -М. С. 115−136.
- Тайлор Э. Б. 1989. Первобытная культура. М. — 573 с.
- Твёрдый А. В. 2008. Кавказ в именах, названиях, легендах: опыт топонимического словаря / А. В. Твёрдый, Ю. Г. Макаренко. Краснодар. -432 с.
- Терапиано Ю. 1992. Маздеизм. Современные последователи Зороастра. -М.- 112 с.
- Текеев Г. X.-У. 1988. Новые материалы из скальных могильников раннего средневековья на территории Карачаево-Черкесии // Вопросы средневековой археологии Северного Кавказа: Сборник научных трудов. -Черкесск.-С. 151−160.
- Тимощук Б. А., Русанова И. П. 1983. Славянские святилища на Среднем Днестре и в бассейне Прута // С А. № 4. С. 161−173.
- Тимощук Б. А., Русанова И. П. 1988. Второе Збручское (Крутиловское) святилище (по материалам раскопок 1985 г.) // Древности славян и Руси. — М. — С 78−91.
- Тихонов Н. А., Орфинская О. В. 1997. Могильники в районе Нижне-Архызского городища // Историко-археологический альманах (Армавирского краеведческого музея). Вып. 3. Армавир, М. — С. 70−73.
- Токарев С. А. 1982. О культе гор и его месте в истории религии // СЭ. № 3.-С. 107−113.
- Токарев С. А. 1986. Религия в истории народов мира. М. — 576 с.
- Токарев С. А. 1990. Ранние формы религии. М. — 622 с.
- Толстое С. П. 1948. Древний Хорезм. М. — 352 с.
- Топоров В. Н. 1991а. Хаома // Мифологический словарь. М. — С. 282 283.
- Топоров В. Н. 19 916. Митра // Мифологический словарь. М. — С. 370.
- Торнау Ф. Ф. 1991. Воспоминания кавказского офицера // Адыги. Культурно-исторический журнал. № 2. Нальчик. — С. 3−79.
- Трофимова М. К. 1989. Апокриф Иоанна // Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии. — М. С. 173−196.
- Тургиев Т. Б. 1969. О скотоводстве у алан в догуннское время и ранее средневековье V—XIII вв. // МАДИСО. Орджоникидзе. — С. 120−131.
- Уварова П. С. 1894. Христианские памятники // МАК. Вып. IV. М.
- Услар П. 1869. Начало христианства в Закавказье и на Кавказе // ССКГ. Вып.II. Тифлис. — С. 1−24.
- Фёдоров Я. А. 1974. Топонимика Западного Кавказа и некоторые вопросы его этнической истории // Из истории Карачаево-Черкесии. Тр. КЧНИИ. Вып. VII. Серия историческая. Черкесск. — С. 263−292.
- Флёров В. С. 2000. Аланы Центрального Предкавказья V—VIII вв.еков: обряд обезвреживания погребённых. М. — 164 с.
- Флёрова (Нахапетпян) В. Е. 1997. Граффити Хазарии. М. — 176 с.
- Фрэзер Д. Д. 1986. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М. -573 с.
- ХаджилаевХ. И. 1970. К топонимике Карачая // Тр. КЧНИИ. Вып.6. Серия историческая. Ставрополь.
- ХокинсДж. 1977. Кроме Стоунхенджа. М. — 286 с.
- Христианство. 1994. Словарь / Под общ. ред JI. Н. Митрохина и др. М. -559 с.
- Цокур И. В. 2006. Проблемы истории христианства в Верховьях Кубани Северо-Западного Кавказа // Первая Абхазская международная археологическая конференция: Материалы. — Сухум. С. 433−437.
- ЧачхалиаД. 1997. Абхазская православная церковь. Хроника. Прибавления. М.
- Черных П. Я. 2001. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. Т. 1. М. — 624 с.
- Чурсин Г. Ф. 1901. Культ мёртвых на Кавказе // «Кавказ». № 97.
- Чурсин Г. Ф. 1929. Амулеты и талисманы кавказских народов // СМОМПК. Вып. 46. Махачкала. — С. 197−240.
- Шееелёв И. Ш. 1968. Строительная метрология и построение формы храмов древнего Новгорода конца XII в. // СА. № 1. С. 73−88.
- Шегрен А. М. 1846а. Религиозные обряды осетин, ингушей и их соплеменников при разных случаях. II. Праздникики // «Кавказ». № 28.
- Шегрен А. М. 18 466. Религиозные обряды осетин, ингушей и их соплеменников при разных случаях. IV. Обряды похорон, поминки, скачки // «Кавказ». № 29.
- Шестаков С. П. 1908. Очерки по истории Херсонеса в IV—X вв.еках по Р.Х.-М.-142 с.
- Шукуров Ш. М. 2002. Образ храма. М. — 496 с.
- Щапов Я. Н. 1989. Церковь в Древней Руси (До конца XIII в.) // Русское православие: вехи истории. М. — С. 10−70.
- Щербина Ф. А. 1913. История Кубанского казачьего войска: В 2-т. Т. II. -Екатеринодар. 848 с.
- Эльканов У. Ю. J988. Раскопки древнего круга на Нижне-Архызском городище // Вопросы средневековой археологии Северного Кавказа. Черкесск. -С. 151−160.
- Энциклопедический словарь юного астронома. 1980 / Сост. Н. П. Ерпылев. М. — 320 с.
- Эншлен Ш. 1954. Происхождение религии. М. — 294 с.
- Якобсон А. Л. 1989. Архитектура // Культура Византии, вторая половина VII—XII вв.-М.-С. 496−519.
- Kuznetsov V. A. 1996. Fire Sanctuary in the Humara castle 11 Acta Orientalia Academia Scientiarum Hung. Tomus XLIX (1−2). P. 197−204.
- Johnson S. E. 1984. Exegesis. The Gospel according to st. Matthew // The interpreter’s Bible in twelve volumes. Volume VII. Nashvill. — P. 250−625.1. Архивные материалы
- Аржанцева И. А. 1994. Отчёт о работах на Кяфарском городище в 1993 г. (Карачаево-Черкесия). Т.1. Текст, опись, рисунки керамики, находок. Архив НА РАН, р-1. № 18 005.
- Аржанцева И. А. 1995. Отчёт о работах на Кяфарском городище в 1994 г. (Карачаево-Черкесия). Т.1. Текст, опись, рисунки керамики, находок. Архив ИАРАН, р-1. № 18 844.
- Кузнецов В. А. 1961. Отчёт о работе Зеленчукского отряда Северокавказской экспедиции Института Археологии АН СССР в 1960 г. -Архив ИА РАН, р-1. № 2183.
- Кузнецов В. А. 1981. Отчёт о работе Зеленчукской экспедиции СевероОсетинского научно-исследовательского института в 1980 г. Архив ИА РАН, р-1. № 8239.
- Погребной А. Ю. 2006д. Отчёт об археологических разведках в округе Нижне-Архызского и Кяфарского городищ в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесской республики, 2004. Архив ИА РАН, (в обработке).
- Элъканов У. Ю. 1982. Отчёт археологической экспедиции Карачаево-Черкесского областного музея краеведения. Нижне-Архызское городище, 1981.- Архив PIA РАН, р-1. № 8749.
- Элъканов У. Ю. 1984. Отчёт археологической экспедиции Карачаево-Черкесского областного музея краеведения. Нижне-Архызское городище, 1983.- Архив PIA РАН, р-1. № 9781.
- Элъканов У. Ю. 1985. Отчёт археологической экспедиции Карачаево-Черкесского областного музея краеведения. Нижне-Архызское городище, 1984.- Архив ИА РАН, р-1. № 10 568.1. Принятые сокращения
- АКАК Акты Кавказской археографической комиссии БСЭ — Большая Советская Энциклопедия
- ВВ — Византийский Временник1. ВИ Вопросы истории
- ВИА Всемирная история архитектуры
- ИА РАН — Институт археологии Российской академии наук ИЮОНИИ — Известия Юго-Осетинского научно-исследовательскогоинститута
- КСИА Краткие сообщения Института археологии
- ЗООИД — Записки Одесского общества истории и древностей МАДИСО Материалы по археологии и древней истории Северной1. Осетии
- МАК — Материалы по археологии Кавказа
- МИА Материалы и исследования по археологии СССР
- РА — Российская археология1. СА Советская археология
- CAO РАН Специальная астрофизическая обсерватория Российскойакадемии наук CAO Среднеазиатская овчарка
- СГПИ Ставропольский государственный педагогическийинститут
- СМОМПК Сборник материалов описания местностей и племён1. Кавказа
- ССКГ Сборник сведений о кавказских горцах1. СЭ Советская этнография
- Тр. КЧНИИ Труды Карачаево-Черкесского научно-исследовательскогоинститута ХВ Христианский Восток
- ЦСРИиП — Центр системных региональных исследований и
- Прогнозирования Института переподготовки и повышения квалификации (при Российском гуманитарном университете и Институте социально-политических исследований Российской академии наук)