Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Латинская Америка: история доколумбовых цивилизаций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чрезвычайно развитым был государственный аппарат инков. Система государственных должностей государства инков была продумана с большой тщательностью и имела уже отраслевое деление. Вертикаль власти, начинаясь с верховного инки (сапа-инка), шла вниз до начальника 10 жителей селения. Этот десятник, подчинялся начальнику 50 жителей, гот — 100 и т. д. Среди чиновников «существовал порядок прохождения… Читать ещё >

Латинская Америка: история доколумбовых цивилизаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первыми по времени правопреемниками колониальных империй стали латиноамериканские государства. На этом континенте национальная государственность складывалась не на пустом месте, хотя нельзя утверждать, что государственные традиции доколумбовых цивилизаций повлияли в главной степени на существующие ныне на этом континенте государства. Завоевание испанских конкистадоров здесь было подобно урагану, сметающему все на своем пути. Невиданные зверства, которые творили испанцы, привели к катастрофической убыли автохтонного населения и уничтожению самобытных цивилизаций индейцев. Вот слова непосредственного свидетеля — Диего дс Ланда:

«Там совершали неслыханные жестокости, отрубая носы, кисти, руки и ноги, груди у женщин, бросая их в глубокие лагуны с тыквами, привязанными к ногам, нанося удары шпагой детям, которые не шли также быстро, как их матери. Если те, которых вели на шейной цепи, ослабевали и не шли, как другие, им отрубали голову посреди других, чтобы не задерживаться, развязывая их» (Де Ландау 1994у XV). Оправдание испанцев было простое — страх перед огромным индейским населением ввиду крайней малочисленности самих конкистадоров. Впрочем, та легкость, с которой испанцы завоевали этот огромный континент, объяснима исключительно внутренней слабостью тех государственных образований, которые испанцы здесь нашли. Не отсталость индейцев, не отсутствие железа, незнание колеса и т. п. привели к гибели их цивилизацию, а банальные внутренние распри, которыми испанцы воспользовались.

К приходу испанцев на американском континенте в развитой форме существовало три цивилизации, одна из которых находилась уже в глубоком упадке — цивилизация индейцев майя. На сегодняшний день наибольшей достоверностью пользуется теория, согласно которой эта цивилизация индейцев майя на полуострове Юкатан погибла в конце IX в. по Р. X. в результате сильнейшей засухи, длившейся несколько десятилетий. По времени это период краткого похолодания в Европе, спровоцировавший набеги викингов. Так что конкистадоры застали заброшенные города и довольно примитивную культуру на основе относительно небольших сельских поселений-общин. Некоторые из этих общин объединялись иод властью какого-нибудь усилившегося военного вождя, создававшего таким образом классический чифдом. Тем не менее, индейцы майя сохранили к моменту прихода испанцев долыю высокую духовную культуру — религию, науку и искусство. У них была своя письменность, памятники которой наверняка оказали бы современной науке неоценимую помощь в изучении этой цивилизации, если бы католическая церковь при христианизации индейцев их не уничтожила. Это главная трудность на сегодняшний момент, поскольку другие цивилизации, застигнутые испанцами, — ацтеки и инки письменности не знали. Главный источник информации о государственности этих народов — археологические памятники да сообщения самих конкистадоров.

Общество майя знало социальную дифференциацию, из представителей родовой знати, которой формировался государственный аппарат и жречество. Но в XVI в., когда Юкатан был захвачен испанцами, от развитого государственного аппарата не осталось и следа. Власть была представлена в основном в лице старейшин общинпоселений (касиков), которых испанцы называли на свой лад «сеньорами», полагая их своего рода феодальными князьками:

«Сеньоры управляли селеньями, улаживая тяжбы, распоряжаясь и приводя в порядок дела своих общин. Все это делали руками наиболее знатных, которые были очень влиятельны и уважаемы, особенно люди богатые. Их посещали и они имели дворы в своих домах, где договаривались о делах и сделках, главным образом по ночам. Если сеньоры выходили из поселения, они вели с собой большую свиту, и так же было, когда они выходили из своих домов» (Де Ланда, 1994, XX). Должность касика была наследственной, она передавалась от отца к старшему сыну.

Более развитой оказалась на момент испанского завоевания Америки цивилизация инков, охватывавшая территорию современного Эквадора, Перу и Чили. Инки были исключительно воинственным народом, подчинившим к XV в. столь огромную территорию, населенную разными индейскими племенами. Сегодня известно, что завоевания инков происходили не на пустом месте, до них этот же ареал был освоен другой цивилизацией — индейцев аймара.

Многонациональная империя инков управлялась по хорошо продуманной системе, напоминавшей государственность Древнего Египта и других великих бюрократических империй древности. В основе управления лежал бюрократический принцип всемерного учета и контроля за распределением произведенного:

«Завоевав провинцию, и приказав составить перепись ее жителей, и назначив им губернаторов и учителей своего идолопоклонства, инка стремился навести и установить порядок в делах того района, для чего он приказывал, чтобы были занесены и поставлены в их узлах1 и отчетах равнины, высокие и низкие горы, обрабатываемые земли, земельные наделы, шахты, но добыче металлов, соля;

Рсчь идет о знаменитом кипу — узловом письме древних инков.

ные копи, родники, озера и реки, хлопковые поля и дикие фруктовые деревья, мелкий и крупный скот, дающий шерсть и без нее" (Де ла Вега, 1974, с. 298). Весь земельный фонд делился на три части, доходы от которых шли в пользу верховного культа — Солнца, верховному инке и жителям, обрабатывавшим поля. В случае бедствий доходы культа Солнца и верховного инки служили резервным фондом. Характерно, что все жители обязаны были нести подати, которые засчитывались трудом («главной податью являлись работа и возделывание земель», говорит де ла Вега). Этот литургический характер податей в случае необходимости обеспечивался принудительной силой государства:

«Того, кто по причине беспечности не полил свою землю в отведенное ему время, подвергали позорному наказанию: как лентяя и ротозея, его три или четыре раза публично били камнем по спине или стегали по рукам и ногам плетеными прутами, что среди них считалось весьма оскорбительным» (Там же, с. 276).

Чрезвычайно развитым был государственный аппарат инков. Система государственных должностей государства инков была продумана с большой тщательностью и имела уже отраслевое деление. Вертикаль власти, начинаясь с верховного инки (сапа-инка), шла вниз до начальника 10 жителей селения. Этот десятник, подчинялся начальнику 50 жителей, гот — 100 и т. д. Среди чиновников «существовал порядок прохождения дел от младших к старшим вплоть до высших» (Де ла Вега). Империя делилась на четыре округа (ориентированных по частям света). Для связи административных частей империи инки строили прекрасные государственные дороги и почтовые станции. Эти дороги сохранились до сих пор.

Продуманной была правовая система империи, которая, судя по всему имела уже отраслевую градацию. Законы делились на муниципальные, аграрные, те, которые бы мы сейчас назвали «законами социального обеспечения». Инки приказывали содержать за общественный счет стариков, больных, увечных и прочих нетрудоспособных. Весьма развитой была система судопроизводства, при этом инки вели регистрацию судебной практики в централизованном порядке. Особую группу составляли уголовные законы инков, которые, если верить сообщениям испанцев, отличались крайней суровостью:

«Действительно, взирая на строгость тех законов, ибо большинство из них (каким бы легким не было бы преступление) предусматривало смертную казнь. Можно сказать, что эго были варварские законы. Однако внимательно изучая пользу, которую та самая строгость приносила государству, можно сказать, что-то были законы благоразумных людей, которые стремились вырвать зло из своего государства, потому что, коль скоро наказание по закону исполнялось столь строго, а люди, естественно любят жизнь и питают отвращение к смерти, они начинали испытывать отвращение к преступлению, которое причиняло им смерть. Из этого получалось, что в течение года совершалось едва ли одно преступление, которое подлежало наказанию во всей империи инков, ибо вся она, имея тысячу триста лиг в длину и такое разнообразие народов и языков, управлялась одними и теми же законами и правилами, словно она была только единым домом» (Де ла Вега, 1974, с. 99).

На беду земля инков оказалась исключительно богата золотом, а разноплеменный се состав служил источником постоянного внутреннего напряжения. При появлении испанцев империя разрушилась как карточный домик.

Испанцы застали еще одну развитую цивилизацию в Америке — цивилизацию ацтеков, место развития которой находится на территории современной Мексики. Сохранился даже главный город ацтеков — Теночтитлан — столица современного мексиканского государства (Мехико), но как и другие доколумбовые цивилизации, ацтекская была уничтожена испанцами. Во главе государственности ацтеков стоял верховный правитель (тлакатекухтли), характер власти которого до сих пор вызывает споры. Споры эти вызваны недостатком сведений и источников. Предполагают, что власть его была ограничена жречеством, кроме того, государственности ацтеков не доставало централизованности. Помимо главного тлакатекухтли в Теночтитлане существовали точно такие же правители и в других городах этой цивилизации. Наконец, у него был официальный заместитель — сихуакоатль.

Государственность ацтеков не была полностью сложившимся государством. Основу ее составляли крестьянские общины, часть земли которой отводилось на содержание государственного аппарата. Так же как и в государственности майя, у ацтеков отсутствовала постоянная армия (у инков она была). Сохранились сведения о наличии у ацтеков судебной системы, известен особый судебный орган, в котором председательствовал как раз сихуакоатль. Считается, что этот суд был своего рода апелляционной инстанцией на решения нижестоящих.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой