Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Семейная политика в Российской Федерации на современном этапе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализацию Национальной стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы… Читать ещё >

Семейная политика в Российской Федерации на современном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопросам семейной и демографической политики в Российской Федерации уделяется большое внимание. Разработана и реализуется Национальная стратегия действий в интересах детей (принята Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761), которая разработана на период до 2017 г. (включительно) и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.

Реализацию Национальной стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети — участники реализации Национальной стратегии.

Распоряжением Правительства от 15 октября 2012 г. № 1916;р был утвержден план первоочередных мероприятий по реализации первого этапа Национальной стратегии. В соответствии с этим планом приняты следующие документы.

  • • Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.
  • • Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации.
  • • Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года.
  • • Комплекс мер, направленных на обеспечение гарантированного доступа к доходам и социальным услугам для семей с детьми, в том числе малообеспеченных, на период до 2016 года.
  • • Концепция развития дополнительного образования детей.

Распоряжением Правительства РФ от 05 февраля 2015 г. № 167-р

«Об утверждении плана мероприятий на 2015—2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы» утверждены следующие мероприятия.

  • • Подготовка предложений по совершенствованию семейного законодательства Российской Федерации.
  • • Разработка основных направлений информационной политики в сфере распространения семейных ценностей и плана по ее реализации.
  • • Повышение доступности услуг для семей с детьми за счет развития и поддержки сектора профильных некоммерческих организаций.
  • • Совершенствование системы налоговых вычетов для семей с детьми.
  • • Подписание Конвенции о международной системе взыскания алиментов в отношении детей и других членов семьи от 23 ноября 2007 г.
  • • Подготовка предложений о дополнительной социальной поддержке детей, родители которых не известны.
  • • Реализация системы мер по профилактике абортов, отказов от новорожденных, социально-медико-психологическому сопровождению беременных женщин.
  • • Внедрение модельной программы социального сопровождения семей с детьми, в том числе приемных и замещающих, в субъектах Российской Федерации.
  • • Организация новой системы медицинского обследования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при помещении их в организации для детей-сирот.

Стратегия развития воспитания (принята Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности.

Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.

Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системнодеятелыюстиого подхода к социальной ситуации развития ребенка.

Распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей» предусмотрены следующие мероприятия.

  • • Признание детей равноправными участниками процесса формирования информационного общества в Российской Федерации.
  • • Ответственность государства за соблюдение законных интересов детей в информационной сфере.
  • • Необходимость формирования у детей умения ориентироваться в современной информационной среде.
  • • Воспитание у детей навыков самостоятельного и критического мышления.
  • • Развитие государственно-частного партнерства в целях обеспечения законных интересов детей в информационной среде.
  • • Повышение эффективности сотрудничества представителей средств массовой информации и массовых коммуникаций и государственных органов в интересах защиты детей от информации, способной причинить вред их здоровью и развитию.
  • • Обучение детей медиаграмотности.
  • • Поддержка творческой деятельности детей в целях их самореализации в информационной среде.
  • • Создание условий для формирования в информационной среде благоприятной атмосферы для детей вне зависимости от их социального положения, религиозной и этнической принадлежности.
  • • Взаимодействие различных ведомств при реализации стратегий и программ в части, касающейся обеспечения информационной безопасности детей.
  • • Обеспечение широкого доступа детей к историческому и культурному наследию России через использование современных средств массовых коммуникаций.
  • • Открытость и взаимодействие с другой информационной культурой и традициями, формирование у детей объективного представления о российской культуре как неотъемлемой части мировой цивилизации.

В рамках реализации второго этапа Национальной стратегии действий в интересах детей принято распоряжение Правительства РФ от 22 января 2015 г. № 72-р «Об утверждении комплекса мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на 2015—2017 годы», которым предусмотрены следующие мероприятия.

  • • Внесение изменений в законодательство Российской Федерации.
  • • Проведение мониторинга исполнения судебных решений.
  • • Проведение мониторинга оказания в субъектах Российской Федерации мер социальной поддержки.
  • • Проведение мониторинга реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий по социальной адаптации.
  • • Проведение мониторинга реализации мероприятий по принудительному обмену жилых помещений.
  • • Разработка программы повышения квалификации специалистов по вопросам обеспечения жилыми помещениями.
  • • Распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.

Нормы семейного права могут включаться в различного рода нормативные акты. Тем не менее семейное законодательство представляет собой систему нормативных актов. Кроме прочего, системность обеспечивается единством принципов правового регулирования семейных отношений.

Среди основных начал семейного законодательства названы:

  • — необходимость укрепления семьи;
  • — недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;
  • — обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав;
  • — обеспечение возможности судебной защиты семейных прав;
  • — добровольность брачного союза мужчины и женщины;
  • — признание только гражданского светского брака;
  • — равенство прав супругов в семье;
  • — приоритет семейного воспитания детей;

обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

недопустимость ограничения прав граждан при вступлении в брак, в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. К числу основных начал семейного законодательства следует относить также необходимость построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов (п. 1 ст. 1 СК). Кроме того, как одно из основных начал определено разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.

На укрепление семьи направлено очень большое количество норм семейного законодательства. Даже регламентация отношений, предшествующих заключению брака, кроме прочего, имеет цель способствовать укреплению будущей семьи (ст. 11 — 15 СК). При рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе принять меры по примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения (п. 2 ст. 22 СК). Расторжение брака в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны (п. 1 ст. 22 СК). Суд не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью (п. 3 ст. 29 СК). Родители могут быть лишены родительских прав лишь при наличии чрезвычайных обстоятельств, указанных в законе, и в порядке, установленном законом (ст. 69, 70 СК), и т. д.

Недопустимо произвольное вмешательство кого-либо в дела семьи. Это означает, что члены семьи свободны в принятии каких бы то ни было решений, затрагивающих интересы семьи. Никто не вправе «диктовать» членам семьи или осуществлять вмешательство в дела семьи иным образом (например, родители одного из супругов, оказывая семье материальную поддержку, пытаются навязать нравящийся им образ жизни).

Вместе с тем, рассматривая содержание данного принципа, важно обратить внимание на то, что недопустимо только произвольное вмешательство. В ряде случаев закон позволяет вмешиваться в дела семьи. Таких случаев немало. Это касается и расторжения брака, и воспитания детей, и пр. Чаще всего закон допускает вмешательство в дела семьи суда, органа опеки и попечительства, прокурора. Иногда таким правом обладают и иные лица. Так, должностные лица организаций и граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства (п. 3 ст. 56 СК).

Допущение законом случаев вмешательства в дела семьи продиктовано стремлением обеспечить интересы «слабого» участника семейных отношений (например, несовершеннолетнего гражданина) или не допустить отступлений от основных положений государственной семейной политики и т. п.

Для заключения брака необходимо взаимное добровольное согласие мужчины и женщины (и. 1 ст. 12 СК). Понуждение к вступлению в брак недопустимо. И не важно, от кого исходит давление и исходя из каких соображений, оказывается ли оно на одного или на обоих субъектов, в какую форму облечено понуждение (угроза, насилие и пр.) и т. д. В любом случае согласие на вступление в брак должно быть добровольным. При нарушении этого требования брак признается недействительным (ст. 27 СК).

Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации брака в органах записи актов гражданского состояния (ст. 10 СК). Таким образом, можно констатировать существование постулата: нет регистрации — нет брака.

Заменить государственную регистрацию каким-либо иным актом невозможно.

Церковный брак законом не признается.

При отсутствии государственной регистрации брака не возникают предусмотренные законом права и обязанности супругов.

Говоря о равенстве супругов как об одном из принципов семейного законодательства, надо иметь в виду следующие обстоятельства.

Во-первых, под равенством иногда понимают равноправие, т. е. наличие у субъектов одинаковых прав (по содержанию и объему).

Во-вторых, в гражданском праве под равенством субъектов понимается отсутствие власти и подчинения: один субъект не может повелевать другим.

Муж и жена равны в том смысле, что не подчинены друг другу, один супруг не может повелевать другим.

Вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов (и. 2 ст. 31 СК), супруги равны в правах (и обязанностях), равноправны.

Принцип равенства супругов воплощен в ряде статей СК РФ (ст. 31—39 и др.).

По общему правилу, именно семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей. Поэтому естественно, что одним из принципов семейного законодательства назван приоритет семейного воспитания детей.

В целях реализации данного принципа в СК РФ установлен ряд норм. Так, обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления или эксплуатацию детей (ст. 65 СК). Родители могут быть лишены родительских прав (ст. 69, 70 СК). Но лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка (п. 2 ст. 71 СК) и т. д.

Родители обязаны содержать своих нетрудоспособных несовершеннолетних детей, нуждающихся в помощи (ст. 85 СК). Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей (ст. 87 СК). Нетрудоспособный нуждающийся супруг имеет право требовать предоставления алиментов от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами (ст. 89 СК), и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой